Использование проблемных ситуаций на уроках математики в развитии творческого мышления обучающихся
Использование проблемных ситуаций на уроках математики в развитии творческого мышления обучающихся
Учитель математики Александрова Ирина Георгиевна
Выступление на школьном методическом объединении
Использование проблемных ситуаций на уроках математики в развитии творческого мышления обучающихся
Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.
Сущность моего опыта «Использование технологий проблемного обучения на уроках математики» заключается в создании условий для творческого саморазвития личности через технологию проблемного обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование проблемных ситуаций на уроках математики в развитии творческого мышления обучающихся»
МОУ «Гимназия г.Тореза» Учитель математики Александрова Ирина Георгиевна
Выступление на школьном методическом объединении
Использование проблемных ситуаций на уроках математики в развитии творческого мышления обучающихся
Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.
Сущность моего опыта «Использование технологий проблемного обучения на уроках математики» заключается в создании условий для творческого саморазвития личности через технологию проблемного обучения.
В качестве проблемной ситуации на уроке могут быть:
проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками;
поиск истины (способа, приема, правила решения);
различные точки зрения на один и тот же вопрос;
противоречия практической деятельности.
Главные цели проблемного обучения:
развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений;
усвоение учащимися знаний и умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении;
воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.
Примеры проблемных ситуаций, используемые на уроках математики
1. Создание проблемных ситуаций через умышленно допущенные учителем ошибки.
В понимании детей учитель – это компьютер, который не может ошибиться никогда, и они обычно слепо копируют его решение.
Пример №1. Тема «Линейные уравнения с одной переменной». (7 класс)
Решаю быстро уравнение:
(3Х + 7) · 2 – 3 = 17
6Х + 14 – 3 = 17
6Х = 17 – 14 – 3
6Х = 0
Х = 0
Естественно при проверке ответ не сходится Проблемная ситуация. Ищут ошибку. Дети решают проблему. После этого учащиеся очень внимательно следят за мыслью и решением учителя. Результат - внимательность и заинтересованность на уроке.
Пример №2. «Обманные задачи»: а) Постройте прямоугольник со сторонами 2, 3 и 5 см. б) Больший угол треугольника равен 50°. Найдите остальные углы. в) Две стороны треугольника перпендикулярны третьей. Определите вид
треугольника. г) Внешний угол при основании равнобедренного треугольника равен 75°. Найдите углы треугольника. д) Диагональ ромба в два раза больше его стороны. Найдите углы ромба.
2.Создание проблемных ситуаций через использование занимательных заданий.
Пример №1. Тема: «Линейная функция»(7 класс)
Обычная форма задания:
функция задана формулой найдите значение функции при x = 0, 7, -5, 1.
Занимательная форма задания: Приглашаю к доске ученика, даю ему карточку, на которой написано. На доске заготовлена таблица:
Х
У
Ученик из класса называет какое-нибудь значение х. Ученик у доски вписывает это число в таблицу и, поставив его в формулу, находит и вписывает в таблицу соответствующее ему значение у. Затем другой ученик из класса называет другое значение х и ученик у доски проделывает те же операции. Задача класса – “угадать” формулу, записанную на карточке. Проблемная ситуация создана. Выигрывает тот ученик, который первый назовет формулу.
Пример № 2. Тема: «Теорема, обратная теореме Пифагора» (8 класс)
Урок начинается с рассказа о египетском треугольнике.
Развитие геометрии было связано в том числе и с потребностями строительной техники. Так, еще древним египтянам требовалось умение строить прямой угол. Этим занимались работники – «натягиватели веревки», которые назывались так потому, что построение осуществлялось с помощью веревки с завязанными узелками, длина которой равнялась (3+4+5) единиц.
В землю вбивались три кола, на которые и натягивалась веревка, так чтобы получился треугольник со сторонами 3, 4 и 5 единиц. Египтяне знали, что угол между меньшими сторонами будет прямым. Такой треугольник в математике до сих пор называется египетским. (На доске – рисунок прямоугольного треугольника со сторонами 3, 4 и 5 единиц)
Учитель предлагает классу убедиться в верности построений древних египтян с помощью теоремы, обратной теореме Пифагора.
В данный момент урока уместно еще раз вспомнить:
о строении любой теоремы (Дано – доказать; Условие – заключение),
о связи между формулировками прямой и обратной теорем (условие и заключение теорем «меняются местами»),
формулировку теорему Пифагора.
А затем попросить учащихся самостоятельно сформулировать обратную теорему.
Обычно учащиеся дают следующую формулировку: «Если квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов, то треугольник прямоугольный».
В ходе беседы выясняем, что:
использовать термины «катет» и «гипотенуза» нельзя,
вспоминаем, что гипотенуза – большая сторона прямоугольного треугольника,
заменяем слово «гипотенуза» словами «большая сторона», а «катеты» - на слова «две другие стороны».
Учащиеся корректируют данную ими ранее формулировку теоремы и получают: «Если квадрат большей стороны треугольника равен сумме квадратов двух других сторон, то треугольник прямоугольный».
Осталось только воспользоваться данной формулировкой, чтобы убедиться в том, что треугольник со сторонами 3, 4 и 5 будет действительно прямоугольным.
Пример №3. Тема: «Теорема Виета» (8 класс)
XVI век. Франция. Адвокат и советник короля Генриха III Франсуа Виет, будучи выдающимся математиком, сумел раскрыть ключ шифра, состоявшего из 500 знаков, с помощью которого враги короля вели переписку с испанским двором. Но среди математиков Виет известен своей теоремой о свойствах корней квадратного уравнения.
Далее учащимся предлагаются задания:
1) Запишите данные уравнения в тетрадь и подчеркните те из них, которые имеют общее отличие от остальных. Укажите это отличие.
После выполнения этого задания даем определение приведенного квадратного уравнения, записываем его в общем виде, вводим обозначение коэффициентов.
2) Решите приведенные квадратные уравнения и найдите сумму и произведение корней.
На доске записываем только условие приведенного квадратного уравнения, сумму и произведение корней:
а) х - 5х + 6 = 0
Ответ:
х + х = 5,
х · х = 6
б) z + 8z + 15 = 0
Ответ:
z + z = - 8,
z · z = 15
в) t - 3t – 4 = 0
Ответ:
t + t = 3,
t· t = - 4
3) Сравните полученные числа и коэффициенты! Что интересного вы заметили?
Запишите это свойство для уравнения х + px + q = 0.
На слайде:
х + px + q = 0
х + х = - p,
х · х = q
Далее учитель подводит итог работы: именно эту зависимость для любого квадратного уравнения и увидел Франсуа Виет.
ax + bx + c = 0 | :a
x + x + = 0
Теорема Виета для квадратного уравнения общего вида:
х + х = - ,
х · х =
Читают стихи Александра Гуревича , посвященные теореме Виета:
По праву достойна в стихах быть воспета
О свойствах корней теорема Виета.
Что лучше, скажи, постоянства такого?
Умножишь ты корни – и дробь уж готова,
В числителе «с», в знаменателе «а».
А сумма корней тоже дроби равна,
Хоть с минусом дробь эта, что за беда?
В числителе «b», в знаменателе «а»!
Пример №4. Тема: «Формулы сокращённого умножения»(7 класс)
Преступники украли в банке большую сумму денег. Их поймали, но похищенную сумму установить не удалось. Преступники категорически отказываются назвать её, утверждая, что записали это число в виде степени и зашифровали не только основание, но и её показатель. Экспертам удалось узнать основание степени. Это число 597. Но каким был показатель не говорят. После очередного допроса преступники сказали, что показатель степени является корнем уравнения
Пример №5. Тема «Сумма n-первых членов арифметической прогрессии» (9 класс)
Начать урок можно с исторической зарисовки о детстве великого математика Карла Гаусса.
Рассказывают, что в начальной школе, где учился мальчик Карл Гаусс, ставший потом знаменитым математиком, учитель, чтобы занять класс на продолжительное время самостоятельной работой, дал детям задание - вычислить сумму всех натуральных чисел от 1 до 100. Но маленький Гаусс это задание выполнил почти моментально. Он увидел, что…
Попробуем взглянуть на условие задачи с высоты наших знаний:
Что собой представляет последовательность чисел 1, 2, …, 100? - Арифметическую прогрессию, первый член которой равен 1, n-член равен 100, а разность равна 1.
Что требуется найти? - Сумму 100 первых членов. (Вводим обозначение. На доске: S- сумма n-первых членов арифметической прогрессии).
Какова будет тема урока? - Сумма n-первых членов арифметической прогрессии.
На доске:
Дано: (a) – арифметическая прогрессия,
а = 1, а = 100, n = 100
Найти: S.
Попробуйте связать числа 101 и 50 с данными «нашей задачи». Что интересного вы заметили? - 101 = а + а , 50 = .
Запишите формулу суммы n-первых членов геометрической прогрессии. –
S = (а + а )· = ·n
Существует еще одна формула суммы n-первых членов геометрической прогрессии, которую вы получите, если воспользуетесь формулой n-члена арифметической прогрессии а = а + (n – 1)·d. - S = ·n
На доске пишутся формулы:
S = (а + а )· = ·n (1)
S = ·n (2)
Главный фактор занимательности – это приобщение учащихся к творческому поиску, активизация их самостоятельной исследовательской деятельности, так как уникальность занимательной задачи служит мотивом к учебной деятельности, развивая и тренируя мышление вообще и творческое, в частности.
3. Создание проблемных ситуаций через решение задач, связанных с жизнью.
Пример №1. Тема «Периметр прямоугольника»( 5 класс)
Семья Димы летом переехала в новый дом. Им отвели земельный участок прямоугольной формы. Папа решил поставить изгородь. Он попросил Диму сосчитать сколько потребуется штакетника, для изгороди, если на 1 погонный м. изгороди требуется 10 штук? Сколько денег потратит семья, если каждый десяток стоит 50 рублей.
Проблемная ситуация: нужно найти длину изгороди (периметр прямоугольника).
Пример №2. Тема: «Площадь прямоугольника» ( 5 класс)
На прошлом уроке ребята мы измеряли длину и ширину нашего класса и по формуле, нашли его периметр. Р= = (6+9)·2=30м. Помните!
Посмотрите, пожалуйста, на пол. Линолеум износился, много чёрных полос. Вам нравится? Мне тоже не нравится. Я думаю, что летом нам нужно обязательно постелить новый линолеум. Давайте с вами посчитаем, сколько денег нужно будет собрать с каждого родителя на замену линолеума , если 1 погонный метр стоит 800 рублей. Проблемная ситуация. Для решения этой задачи нам нужно найти площадь пола (площадь прямоугольника).
Пример №3. Тема «Проценты»( 5 класс)
Вы знаете, что в этом году я награждена премией директора школы за высокие результаты в обучении. Конечно же, в этом и ваша заслуга. Спасибо. Размер премии 10 тыс. руб. Но я получу не все деньги. Вычитают подоходный налог 13%. Я хочу, чтобы вы помогли сосчитать, какую сумму я получу.
Вопрос: «А как же мы вам поможем, если мы не знаем, что такое процент?»
Проблемная ситуация создана. Ребята с удовольствием работают в течении всего урока. В конце урока дорешивают задачу до конца. Я вижу радостные лица ребят. Они справились с проблемой!
Пример №4. Тема «Объем прямоугольного параллелепипеда».
Длина плавательного бассейна 200 м, а ширина 50 м. В бассейн налили 2 000 литров воды. Как вы полагаете, можно ли плыть в этом бассейне?
4. Создание проблемных ситуаций через решение задач на внимание и сравнение.
Пример№1. Третьекласснице Даше учительница дала задание сосчитать, сколько треугольников изображено на рисунке. Она нашла 5 треугольников. Подошла Лена и нашла 7 треугольников. Кто из них прав? Попробуем посчитать вместе.
Определите, сколько треугольников вы видите на рис.1 и квадратов на рис.2а, б?
2. Что общего в данных фигурах, а в чём различие?
Пример №2.Тема: «Площадь трапеции». (8 класс) При выводе формулы для вычисления площади трапеции учитель предлагает учащимся воспользоваться ранее изученными формулами для вычисления площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, свойствами площадей. Ребята предлагают различные способы: а) провести диагональ и найти площадь трапеции как сумму площадей двух треугольников; б) провести две высоты и найти площадь трапеции как сумму площадей прямоугольника и двух прямоугольных треугольников; в) провести прямую, параллельную боковой стороне трапеции и найти площадь трапеции как сумму площадей параллелограмма и треугольника.
Пример №3. Тема: «Четырехугольники». (8 класс) К моменту изучения темы «Квадрат» учащимся знакомы такие виды четырехугольников как прямоугольник, ромб и их свойства. Прошу учащихся сформулировать определение квадрата. На что они дают два разных определения: «Квадратом называется прямоугольник, у которого все стороны равны» или «Квадратом называется ромб, у которого все углы прямые». Оба определения верные. Обсуждаем, почему имеет право быть каждое из них.
5.Создание проблемных ситуаций через противоречие нового материала старому, уже известному.
Проблемная ситуация создана. Почему разные результаты?
( 3 +4)² ≠ 3² + 4²
Литература:
Лернер И. Я. Проблемное обучение. – М: «Наука», 1980. Лоповок Л. М. Тысяча проблемных задач по математике. – М: «Просвещение», 1995. Манвелов С. Г. Основы творческой разработки урокаматематики.
Кудрявцев Т.В. Создание проблемных ситуаций - средство активизации учащихся // Профессионально-техническое обучение. - 1965 г. - № 7. Источники: