kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Организация проектной деятельности учащихся с использованием ИКТ на уроках математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация проектной деятельности учащихся с

использованием ИКТ на уроках математики.

Кажется,  каждый учитель не раз задавал себе вопрос: почему снижается учебная мотивация школьников? Почему для ребёнка процесс обучения превращается в трудную, малопривлекательную работу?

Чтобы заинтересовать ученика математикой, надо чтобы он почувствовал удивление и любопытство.

Чем привлекателен метод проектов?[1] Во-первых, тем, что представляет собой развитие идей проблемного обучения и всегда ориентирован на самостоятельную деятельность школьников (индивидуальную, парную, групповую, выполняемую учащимися в течение определённого времени) Во-вторых, тем, что способствует воспитанию культуры сотрудничества,а также культуры умственного и творческого труда.

В наши дни умение учащихся добывать знания самостоятельно и совершенствовать их, умение работать с информацией в различных областях, приобретая, если это необходимо, новые навыки очень важно,  потому что именно добыванием и совершенствованием знаний им придётся заниматься всю сознательную жизнь.

Изучив современные методики проектной деятельности учащихся в рамках  Программы «Intel® Обучение для будущего» и работая 23 года  учителем математики, я убедилась в необходимости  использования методики, опирающейся на организацию проектной ученической деятельности,  Такая форма учебной деятельности ориентирует учащихся на развитии интеллектуальных умений, а не только на запоминании учебной информации.

Для работы с проектами используются технологии развивающего обучения Гальперина П.Я., Эльконина Д.Б., Давыдова В.В., Якиманской И.С. Среди них наиболее важным является подход личностно-ориентированного обучения. Вот наиболее важные принципы, следуя которым обучение можно сделать развивающим:

  • учебный процесс должен вызывать личную заинтересованность ученика в усвоении материала и данного вида деятельности;
  • для эффективного развития учащихся важно предусмотреть для каждого из них “ситуацию успеха”, т.е. предлагать задания, с которыми ребёнок наверняка справится;
  • оценка выставляется не за конечный результат, а за процесс его получения, причём, учащегося необходимо сравнивать не с другим, а с самим собой, но вчерашним.

Цель выполнения проектной работы – углубленное изучение той или иной проблемы, в результате учащиеся создают новый продукт, конкретное знание или новый конкретный опыт, знакомятся с технологией мультимедиа-презентаций, созданием слайд – фильмов.

Одной из форм проектной методики является исследовательская работа, в процессе которой идет воспитание творческой личности, способной самостоятельно приобретать знания и умения, свободно применять их в своей деятельности. Исследовательская работа в школе многоэтапна, содержит много компонентов, составляющих частей

Исследовательская работа в школе  рассматривается так:

  • создание проблемных ситуаций на уроке,
  • поиск решения как теоретический, так и через эксперимент,
  • анализ полученных результатов, наблюдений,
  • затем выводы и обобщения.

Следует выделить следующую структуру проекта:

  1. выбор темы проекта;
  2. определение места проекта в учебном планировании;
  3. формулирование основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы;
  4. определение целей проекта;
  5. формулирование методических задач;
  6. выбор и утверждение критериев оценки.
  7. выбор тем индивидуальных исследований школьников;
  8. выдвижение гипотез;
  9. формирование групп для проведения исследований;
  10.  обсуждение плана работы и источников информации;
  11.  самостоятельная работа обучающихся в группах и задание для каждого участника группы;
  12.  подготовка отчетов по заданиям;
  13.  защита полученных результатов;                                                                 

Для определения тем проекта учитель выбирает учебный раздел в соответствии с программой своего учебного предмета Важно, чтобы тема проекта не навязывалась учителем. Лучше, если поиск учащиеся будут осуществлять под скрытым руководством учителя.

Взаимодействие учителя и ученика в работе над проектом должно учитывать возрастные возможности детей. Роль учителя – консультирование, помощь, направление деятельности учащихся в методически нужное русло

Формирование дидактических целей проекта

  • самостоятельной познавательной деятельности,
  • навыков самостоятельной работы с большими объемами информации,
  • умений увидеть проблему и наметить пути ее решения
  • критического мышления,
  • навыков работы в команде
  • Формирование методических задач
  • освоить понятия,
  • научить проводить опыты, используя полученные знания,
  • научить пользоваться Microsoft PowerPoint для оформления результатов
  • научить кратко излагать свои мысли устно и письменно

Проект начинается с повторения ранее изученного материала (презентация учителя), объяснения темы и целей проекта, деления учащихся на группы.
Критерии оценивания будущих работ (презентация, буклет), обсуждаются с учащимися в начале проекта. На всем протяжении проекта критерии используются для организации контроля со стороны учителя и самоконтроля в мини-группах. Рекомендуется заранее разработать и вывесить для учащихся оценочные листы на основе критериев оценивания.

Учитель обсуждает с учениками, как найти источники информации по теме в Интернете, в мультимедийной энциклопедии… Цель: задать направление поиска информации. При обсуждении информационных источников необходимо особо остановиться на достоверности источников информации.

Дети выбирают форму представления результатов – в виде презентации, буклета, выпуска газеты и др. Учителю рекомендуется использовать при этом управляемую дискуссию, метод наводящих вопросов.

Результатом обсуждения должен быть план с точным указанием, кто за что отвечает, и сроки исполнения. 

Каждой группе (ученику) на представление полученных результатов представляется 5-10 минут в зависимости от сложности темы. Далее – ответы на вопросы присутствующих. Присутствуют все участники проекта: учителя и ученики.

Например, учащиеся 8 класса выполнили проект «Пифагор. За легендой – истина».  Ребятам было предложено работать в трех направлениях:

  • теоретики-математики - рассматривали проблемные вопросы с научной точки зрения;
  • историки - рассматривали развитие теории геометрии с исторической точки зрения;
  • практики - рассматривали практическое применение теории в жизни.  Прежде, чем реализовать проектную деятельность с учащимися, учитель провел разъяснительную работу, познакомив с сущностью метода проектов и целью его проведения. Работа над проектом проводилась в урочное и во внеурочное время с учащимися.

После завершения работы над проектом учащиеся продемонстрировали результаты своей деятельности: презентации, публикации. Это, кроме предметных знаний, позволят так же оценивать развитие у них коммуникативных навыков, умения аргументировано и четко излагать свою точку зрения, задавать вопросы, формулировать мнение и анализировать выступления других. Все эти навыки очень важны для ученика современной школы. Продуктом самостоятельной деятельности учащихся над проектом стали: памятка по методам решения задач, сборник ключевых задач по изучаемой теме.

Перечислю  темы мини-проектов, выполненных учениками и используемые в качестве дидактического материала при изучении новой темы, повторении, подготовки к итоговой аттестации.

Симметрия вокруг нас Знакомство с понятием "симметрия", ее видами и примерами симметрии в живой и неживой природе.

«Техника быстрого счета» собрано и описано множество методов быстрого счета, применяемых и в старину, и в наши дни

Итак, приобщение учащихся к проектной деятельности с использованием ИКТпозволяет наиболее полно определять и развивать интеллектуальные и творческие способности.

Литература

  1. Величко М.В. Математика. 9-11 классы: проектная деятельность учащихся.- Волгоград: Учитель, 2007.- 123с.
  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /  Под ред. Е. С.Полат. – М., 2000.

Просмотр содержимого документа
«Организация проектной деятельности учащихся с использованием ИКТ на уроках математики»

Организация проектной деятельности учащихся с

использованием ИКТ на уроках математики.


Кажется,  каждый учитель не раз задавал себе вопрос: почему снижается учебная мотивация школьников? Почему для ребёнка процесс обучения превращается в трудную, малопривлекательную работу?

Чтобы заинтересовать ученика математикой, надо чтобы он почувствовал удивление и любопытство.

Чем привлекателен метод проектов?[1] Во-первых, тем, что представляет собой развитие идей проблемного обучения и всегда ориентирован на самостоятельную деятельность школьников (индивидуальную, парную, групповую, выполняемую учащимися в течение определённого времени) Во-вторых, тем, что способствует воспитанию культуры сотрудничества,а также культуры умственного и творческого труда.

В наши дни умение учащихся добывать знания самостоятельно и совершенствовать их, умение работать с информацией в различных областях, приобретая, если это необходимо, новые навыки очень важно, потому что именно добыванием и совершенствованием знаний им придётся заниматься всю сознательную жизнь.

Изучив современные методики проектной деятельности учащихся в рамках Программы «Intel® Обучение для будущего» и работая 23 года учителем математики, я убедилась в необходимости использования методики, опирающейся на организацию проектной ученической деятельности, Такая форма учебной деятельности ориентирует учащихся на развитии интеллектуальных умений, а не только на запоминании учебной информации.

Для работы с проектами используются технологии развивающего обучения Гальперина П.Я., Эльконина Д.Б., Давыдова В.В., Якиманской И.С. Среди них наиболее важным является подход личностно-ориентированного обучения. Вот наиболее важные принципы, следуя которым обучение можно сделать развивающим:

  • учебный процесс должен вызывать личную заинтересованность ученика в усвоении материала и данного вида деятельности;

  • для эффективного развития учащихся важно предусмотреть для каждого из них “ситуацию успеха”, т.е. предлагать задания, с которыми ребёнок наверняка справится;

  • оценка выставляется не за конечный результат, а за процесс его получения, причём, учащегося необходимо сравнивать не с другим, а с самим собой, но вчерашним.

Цель выполнения проектной работы – углубленное изучение той или иной проблемы, в результате учащиеся создают новый продукт, конкретное знание или новый конкретный опыт, знакомятся с технологией мультимедиа-презентаций, созданием слайд – фильмов.

Одной из форм проектной методики является исследовательская работа, в процессе которой идет воспитание творческой личности, способной самостоятельно приобретать знания и умения, свободно применять их в своей деятельности. Исследовательская работа в школе многоэтапна, содержит много компонентов, составляющих частей

Исследовательская работа в школе рассматривается так:

  • создание проблемных ситуаций на уроке,

  • поиск решения как теоретический, так и через эксперимент,

  • анализ полученных результатов, наблюдений,

  • затем выводы и обобщения.

Следует выделить следующую структуру проекта:

  1. выбор темы проекта;

  2. определение места проекта в учебном планировании;

  3. формулирование основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы;

  4. определение целей проекта;

  5. формулирование методических задач;

  6. выбор и утверждение критериев оценки.

  7. выбор тем индивидуальных исследований школьников;

  8. выдвижение гипотез;

  9. формирование групп для проведения исследований;

  10. обсуждение плана работы и источников информации;

  11. самостоятельная работа обучающихся в группах и задание для каждого участника группы;

  12. подготовка отчетов по заданиям;

  13. защита полученных результатов;

Для определения тем проекта учитель выбирает учебный раздел в соответствии с программой своего учебного предмета Важно, чтобы тема проекта не навязывалась учителем. Лучше, если поиск учащиеся будут осуществлять под скрытым руководством учителя.

Взаимодействие учителя и ученика в работе над проектом должно учитывать возрастные возможности детей. Роль учителя – консультирование, помощь, направление деятельности учащихся в методически нужное русло

Формирование дидактических целей проекта

  • самостоятельной познавательной деятельности,

  • навыков самостоятельной работы с большими объемами информации,

  • умений увидеть проблему и наметить пути ее решения

  • критического мышления,

  • навыков работы в команде

  • Формирование методических задач

  • освоить понятия,

  • научить проводить опыты, используя полученные знания,

  • научить пользоваться Microsoft PowerPoint для оформления результатов

  • научить кратко излагать свои мысли устно и письменно

Проект начинается с повторения ранее изученного материала (презентация учителя), объяснения темы и целей проекта, деления учащихся на группы.
Критерии оценивания будущих работ (презентация, буклет), обсуждаются с учащимися в начале проекта. На всем протяжении проекта критерии используются для организации контроля со стороны учителя и самоконтроля в мини-группах. Рекомендуется заранее разработать и вывесить для учащихся оценочные листы на основе критериев оценивания.

Учитель обсуждает с учениками, как найти источники информации по теме в Интернете, в мультимедийной энциклопедии… Цель: задать направление поиска информации. При обсуждении информационных источников необходимо особо остановиться на достоверности источников информации.

Дети выбирают форму представления результатов – в виде презентации, буклета, выпуска газеты и др. Учителю рекомендуется использовать при этом управляемую дискуссию, метод наводящих вопросов.

Результатом обсуждения должен быть план с точным указанием, кто за что отвечает, и сроки исполнения.

Каждой группе (ученику) на представление полученных результатов представляется 5-10 минут в зависимости от сложности темы. Далее – ответы на вопросы присутствующих. Присутствуют все участники проекта: учителя и ученики.

Например, учащиеся 8 класса выполнили проект «Пифагор. За легендой – истина». Ребятам было предложено работать в трех направлениях:

  • теоретики-математики - рассматривали проблемные вопросы с научной точки зрения;

  • историки - рассматривали развитие теории геометрии с исторической точки зрения;

  • практики - рассматривали практическое применение теории в жизни. Прежде, чем реализовать проектную деятельность с учащимися, учитель провел разъяснительную работу, познакомив с сущностью метода проектов и целью его проведения. Работа над проектом проводилась в урочное и во внеурочное время с учащимися.

После завершения работы над проектом учащиеся продемонстрировали результаты своей деятельности: презентации, публикации. Это, кроме предметных знаний, позволят так же оценивать развитие у них коммуникативных навыков, умения аргументировано и четко излагать свою точку зрения, задавать вопросы, формулировать мнение и анализировать выступления других. Все эти навыки очень важны для ученика современной школы. Продуктом самостоятельной деятельности учащихся над проектом стали: памятка по методам решения задач, сборник ключевых задач по изучаемой теме..

Перечислю темы мини-проектов, выполненных учениками и используемые в качестве дидактического материала при изучении новой темы, повторении, подготовки к итоговой аттестации.

Симметрия вокруг нас Знакомство с понятием "симметрия", ее видами и примерами симметрии в живой и неживой природе.

«Техника быстрого счета» собрано и описано множество методов быстрого счета, применяемых и в старину, и в наши дни

Итак, приобщение учащихся к проектной деятельности с использованием ИКТпозволяет наиболее полно определять и развивать интеллектуальные и творческие способности.

Литература

  1. Величко М.В. Математика. 9-11 классы: проектная деятельность учащихся.- Волгоград: Учитель, 2007.- 123с.

  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С.Полат. – М., 2000.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Организация проектной деятельности учащихся с использованием ИКТ на уроках математики

Автор: Карелина Елена Григорьевна

Дата: 22.10.2016

Номер свидетельства: 351280

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Проектная деятельность на уроках математики как средство саморазвития личности учащихся "
    ["seo_title"] => string(102) "proiektnaia-dieiatiel-nost-na-urokakh-matiematiki-kak-sriedstvo-samorazvitiia-lichnosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "239511"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1444811930"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "« Формирование у школьников исследовательских навыков  на уроках физики и во внеурочное время в рамках реализации  ФГОС ООО» "
    ["seo_title"] => string(133) "formirovaniie-u-shkol-nikov-issliedovatiel-skikh-navykov-na-urokakh-fiziki-i-vo-vnieurochnoie-vriemia-v-ramkakh-riealizatsii-fgos-ooo"
    ["file_id"] => string(6) "180433"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425195946"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Электронные образовательные ресурсы на уроках физики"
    ["seo_title"] => string(58) "eliektronnyie-obrazovatiel-nyie-riesursy-na-urokakh-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "143278"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418488170"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Использование современных образовательных технологий на уроках математики. "
    ["seo_title"] => string(84) "ispol-zovaniie-sovriemiennykh-obrazovatiel-nykh-tiekhnologhii-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "181925"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425409573"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "О проведении уроков «Анализ контрольной работы».( "
    ["seo_title"] => string(47) "o-proviedienii-urokov-analiz-kontrol-noi-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "112189"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408420716"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1090 руб.
1980 руб.
1380 руб.
2500 руб.
1150 руб.
2090 руб.
1450 руб.
2640 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства