kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Организация проектной деятельности учащихся с использованием ИКТ на уроках математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация проектной деятельности учащихся с

использованием ИКТ на уроках математики.

Кажется,  каждый учитель не раз задавал себе вопрос: почему снижается учебная мотивация школьников? Почему для ребёнка процесс обучения превращается в трудную, малопривлекательную работу?

Чтобы заинтересовать ученика математикой, надо чтобы он почувствовал удивление и любопытство.

Чем привлекателен метод проектов?[1] Во-первых, тем, что представляет собой развитие идей проблемного обучения и всегда ориентирован на самостоятельную деятельность школьников (индивидуальную, парную, групповую, выполняемую учащимися в течение определённого времени) Во-вторых, тем, что способствует воспитанию культуры сотрудничества,а также культуры умственного и творческого труда.

В наши дни умение учащихся добывать знания самостоятельно и совершенствовать их, умение работать с информацией в различных областях, приобретая, если это необходимо, новые навыки очень важно,  потому что именно добыванием и совершенствованием знаний им придётся заниматься всю сознательную жизнь.

Изучив современные методики проектной деятельности учащихся в рамках  Программы «Intel® Обучение для будущего» и работая 23 года  учителем математики, я убедилась в необходимости  использования методики, опирающейся на организацию проектной ученической деятельности,  Такая форма учебной деятельности ориентирует учащихся на развитии интеллектуальных умений, а не только на запоминании учебной информации.

Для работы с проектами используются технологии развивающего обучения Гальперина П.Я., Эльконина Д.Б., Давыдова В.В., Якиманской И.С. Среди них наиболее важным является подход личностно-ориентированного обучения. Вот наиболее важные принципы, следуя которым обучение можно сделать развивающим:

  • учебный процесс должен вызывать личную заинтересованность ученика в усвоении материала и данного вида деятельности;
  • для эффективного развития учащихся важно предусмотреть для каждого из них “ситуацию успеха”, т.е. предлагать задания, с которыми ребёнок наверняка справится;
  • оценка выставляется не за конечный результат, а за процесс его получения, причём, учащегося необходимо сравнивать не с другим, а с самим собой, но вчерашним.

Цель выполнения проектной работы – углубленное изучение той или иной проблемы, в результате учащиеся создают новый продукт, конкретное знание или новый конкретный опыт, знакомятся с технологией мультимедиа-презентаций, созданием слайд – фильмов.

Одной из форм проектной методики является исследовательская работа, в процессе которой идет воспитание творческой личности, способной самостоятельно приобретать знания и умения, свободно применять их в своей деятельности. Исследовательская работа в школе многоэтапна, содержит много компонентов, составляющих частей

Исследовательская работа в школе  рассматривается так:

  • создание проблемных ситуаций на уроке,
  • поиск решения как теоретический, так и через эксперимент,
  • анализ полученных результатов, наблюдений,
  • затем выводы и обобщения.

Следует выделить следующую структуру проекта:

  1. выбор темы проекта;
  2. определение места проекта в учебном планировании;
  3. формулирование основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы;
  4. определение целей проекта;
  5. формулирование методических задач;
  6. выбор и утверждение критериев оценки.
  7. выбор тем индивидуальных исследований школьников;
  8. выдвижение гипотез;
  9. формирование групп для проведения исследований;
  10.  обсуждение плана работы и источников информации;
  11.  самостоятельная работа обучающихся в группах и задание для каждого участника группы;
  12.  подготовка отчетов по заданиям;
  13.  защита полученных результатов;                                                                 

Для определения тем проекта учитель выбирает учебный раздел в соответствии с программой своего учебного предмета Важно, чтобы тема проекта не навязывалась учителем. Лучше, если поиск учащиеся будут осуществлять под скрытым руководством учителя.

Взаимодействие учителя и ученика в работе над проектом должно учитывать возрастные возможности детей. Роль учителя – консультирование, помощь, направление деятельности учащихся в методически нужное русло

Формирование дидактических целей проекта

  • самостоятельной познавательной деятельности,
  • навыков самостоятельной работы с большими объемами информации,
  • умений увидеть проблему и наметить пути ее решения
  • критического мышления,
  • навыков работы в команде
  • Формирование методических задач
  • освоить понятия,
  • научить проводить опыты, используя полученные знания,
  • научить пользоваться Microsoft PowerPoint для оформления результатов
  • научить кратко излагать свои мысли устно и письменно

Проект начинается с повторения ранее изученного материала (презентация учителя), объяснения темы и целей проекта, деления учащихся на группы.
Критерии оценивания будущих работ (презентация, буклет), обсуждаются с учащимися в начале проекта. На всем протяжении проекта критерии используются для организации контроля со стороны учителя и самоконтроля в мини-группах. Рекомендуется заранее разработать и вывесить для учащихся оценочные листы на основе критериев оценивания.

Учитель обсуждает с учениками, как найти источники информации по теме в Интернете, в мультимедийной энциклопедии… Цель: задать направление поиска информации. При обсуждении информационных источников необходимо особо остановиться на достоверности источников информации.

Дети выбирают форму представления результатов – в виде презентации, буклета, выпуска газеты и др. Учителю рекомендуется использовать при этом управляемую дискуссию, метод наводящих вопросов.

Результатом обсуждения должен быть план с точным указанием, кто за что отвечает, и сроки исполнения. 

Каждой группе (ученику) на представление полученных результатов представляется 5-10 минут в зависимости от сложности темы. Далее – ответы на вопросы присутствующих. Присутствуют все участники проекта: учителя и ученики.

Например, учащиеся 8 класса выполнили проект «Пифагор. За легендой – истина».  Ребятам было предложено работать в трех направлениях:

  • теоретики-математики - рассматривали проблемные вопросы с научной точки зрения;
  • историки - рассматривали развитие теории геометрии с исторической точки зрения;
  • практики - рассматривали практическое применение теории в жизни.  Прежде, чем реализовать проектную деятельность с учащимися, учитель провел разъяснительную работу, познакомив с сущностью метода проектов и целью его проведения. Работа над проектом проводилась в урочное и во внеурочное время с учащимися.

После завершения работы над проектом учащиеся продемонстрировали результаты своей деятельности: презентации, публикации. Это, кроме предметных знаний, позволят так же оценивать развитие у них коммуникативных навыков, умения аргументировано и четко излагать свою точку зрения, задавать вопросы, формулировать мнение и анализировать выступления других. Все эти навыки очень важны для ученика современной школы. Продуктом самостоятельной деятельности учащихся над проектом стали: памятка по методам решения задач, сборник ключевых задач по изучаемой теме.

Перечислю  темы мини-проектов, выполненных учениками и используемые в качестве дидактического материала при изучении новой темы, повторении, подготовки к итоговой аттестации.

Симметрия вокруг нас Знакомство с понятием "симметрия", ее видами и примерами симметрии в живой и неживой природе.

«Техника быстрого счета» собрано и описано множество методов быстрого счета, применяемых и в старину, и в наши дни

Итак, приобщение учащихся к проектной деятельности с использованием ИКТпозволяет наиболее полно определять и развивать интеллектуальные и творческие способности.

Литература

  1. Величко М.В. Математика. 9-11 классы: проектная деятельность учащихся.- Волгоград: Учитель, 2007.- 123с.
  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /  Под ред. Е. С.Полат. – М., 2000.

Просмотр содержимого документа
«Организация проектной деятельности учащихся с использованием ИКТ на уроках математики»

Организация проектной деятельности учащихся с

использованием ИКТ на уроках математики.


Кажется,  каждый учитель не раз задавал себе вопрос: почему снижается учебная мотивация школьников? Почему для ребёнка процесс обучения превращается в трудную, малопривлекательную работу?

Чтобы заинтересовать ученика математикой, надо чтобы он почувствовал удивление и любопытство.

Чем привлекателен метод проектов?[1] Во-первых, тем, что представляет собой развитие идей проблемного обучения и всегда ориентирован на самостоятельную деятельность школьников (индивидуальную, парную, групповую, выполняемую учащимися в течение определённого времени) Во-вторых, тем, что способствует воспитанию культуры сотрудничества,а также культуры умственного и творческого труда.

В наши дни умение учащихся добывать знания самостоятельно и совершенствовать их, умение работать с информацией в различных областях, приобретая, если это необходимо, новые навыки очень важно, потому что именно добыванием и совершенствованием знаний им придётся заниматься всю сознательную жизнь.

Изучив современные методики проектной деятельности учащихся в рамках Программы «Intel® Обучение для будущего» и работая 23 года учителем математики, я убедилась в необходимости использования методики, опирающейся на организацию проектной ученической деятельности, Такая форма учебной деятельности ориентирует учащихся на развитии интеллектуальных умений, а не только на запоминании учебной информации.

Для работы с проектами используются технологии развивающего обучения Гальперина П.Я., Эльконина Д.Б., Давыдова В.В., Якиманской И.С. Среди них наиболее важным является подход личностно-ориентированного обучения. Вот наиболее важные принципы, следуя которым обучение можно сделать развивающим:

  • учебный процесс должен вызывать личную заинтересованность ученика в усвоении материала и данного вида деятельности;

  • для эффективного развития учащихся важно предусмотреть для каждого из них “ситуацию успеха”, т.е. предлагать задания, с которыми ребёнок наверняка справится;

  • оценка выставляется не за конечный результат, а за процесс его получения, причём, учащегося необходимо сравнивать не с другим, а с самим собой, но вчерашним.

Цель выполнения проектной работы – углубленное изучение той или иной проблемы, в результате учащиеся создают новый продукт, конкретное знание или новый конкретный опыт, знакомятся с технологией мультимедиа-презентаций, созданием слайд – фильмов.

Одной из форм проектной методики является исследовательская работа, в процессе которой идет воспитание творческой личности, способной самостоятельно приобретать знания и умения, свободно применять их в своей деятельности. Исследовательская работа в школе многоэтапна, содержит много компонентов, составляющих частей

Исследовательская работа в школе рассматривается так:

  • создание проблемных ситуаций на уроке,

  • поиск решения как теоретический, так и через эксперимент,

  • анализ полученных результатов, наблюдений,

  • затем выводы и обобщения.

Следует выделить следующую структуру проекта:

  1. выбор темы проекта;

  2. определение места проекта в учебном планировании;

  3. формулирование основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы;

  4. определение целей проекта;

  5. формулирование методических задач;

  6. выбор и утверждение критериев оценки.

  7. выбор тем индивидуальных исследований школьников;

  8. выдвижение гипотез;

  9. формирование групп для проведения исследований;

  10. обсуждение плана работы и источников информации;

  11. самостоятельная работа обучающихся в группах и задание для каждого участника группы;

  12. подготовка отчетов по заданиям;

  13. защита полученных результатов;

Для определения тем проекта учитель выбирает учебный раздел в соответствии с программой своего учебного предмета Важно, чтобы тема проекта не навязывалась учителем. Лучше, если поиск учащиеся будут осуществлять под скрытым руководством учителя.

Взаимодействие учителя и ученика в работе над проектом должно учитывать возрастные возможности детей. Роль учителя – консультирование, помощь, направление деятельности учащихся в методически нужное русло

Формирование дидактических целей проекта

  • самостоятельной познавательной деятельности,

  • навыков самостоятельной работы с большими объемами информации,

  • умений увидеть проблему и наметить пути ее решения

  • критического мышления,

  • навыков работы в команде

  • Формирование методических задач

  • освоить понятия,

  • научить проводить опыты, используя полученные знания,

  • научить пользоваться Microsoft PowerPoint для оформления результатов

  • научить кратко излагать свои мысли устно и письменно

Проект начинается с повторения ранее изученного материала (презентация учителя), объяснения темы и целей проекта, деления учащихся на группы.
Критерии оценивания будущих работ (презентация, буклет), обсуждаются с учащимися в начале проекта. На всем протяжении проекта критерии используются для организации контроля со стороны учителя и самоконтроля в мини-группах. Рекомендуется заранее разработать и вывесить для учащихся оценочные листы на основе критериев оценивания.

Учитель обсуждает с учениками, как найти источники информации по теме в Интернете, в мультимедийной энциклопедии… Цель: задать направление поиска информации. При обсуждении информационных источников необходимо особо остановиться на достоверности источников информации.

Дети выбирают форму представления результатов – в виде презентации, буклета, выпуска газеты и др. Учителю рекомендуется использовать при этом управляемую дискуссию, метод наводящих вопросов.

Результатом обсуждения должен быть план с точным указанием, кто за что отвечает, и сроки исполнения.

Каждой группе (ученику) на представление полученных результатов представляется 5-10 минут в зависимости от сложности темы. Далее – ответы на вопросы присутствующих. Присутствуют все участники проекта: учителя и ученики.

Например, учащиеся 8 класса выполнили проект «Пифагор. За легендой – истина». Ребятам было предложено работать в трех направлениях:

  • теоретики-математики - рассматривали проблемные вопросы с научной точки зрения;

  • историки - рассматривали развитие теории геометрии с исторической точки зрения;

  • практики - рассматривали практическое применение теории в жизни. Прежде, чем реализовать проектную деятельность с учащимися, учитель провел разъяснительную работу, познакомив с сущностью метода проектов и целью его проведения. Работа над проектом проводилась в урочное и во внеурочное время с учащимися.

После завершения работы над проектом учащиеся продемонстрировали результаты своей деятельности: презентации, публикации. Это, кроме предметных знаний, позволят так же оценивать развитие у них коммуникативных навыков, умения аргументировано и четко излагать свою точку зрения, задавать вопросы, формулировать мнение и анализировать выступления других. Все эти навыки очень важны для ученика современной школы. Продуктом самостоятельной деятельности учащихся над проектом стали: памятка по методам решения задач, сборник ключевых задач по изучаемой теме..

Перечислю темы мини-проектов, выполненных учениками и используемые в качестве дидактического материала при изучении новой темы, повторении, подготовки к итоговой аттестации.

Симметрия вокруг нас Знакомство с понятием "симметрия", ее видами и примерами симметрии в живой и неживой природе.

«Техника быстрого счета» собрано и описано множество методов быстрого счета, применяемых и в старину, и в наши дни

Итак, приобщение учащихся к проектной деятельности с использованием ИКТпозволяет наиболее полно определять и развивать интеллектуальные и творческие способности.

Литература

  1. Величко М.В. Математика. 9-11 классы: проектная деятельность учащихся.- Волгоград: Учитель, 2007.- 123с.

  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С.Полат. – М., 2000.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Организация проектной деятельности учащихся с использованием ИКТ на уроках математики

Автор: Карелина Елена Григорьевна

Дата: 22.10.2016

Номер свидетельства: 351280

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Проектная деятельность на уроках математики как средство саморазвития личности учащихся "
    ["seo_title"] => string(102) "proiektnaia-dieiatiel-nost-na-urokakh-matiematiki-kak-sriedstvo-samorazvitiia-lichnosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "239511"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1444811930"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "« Формирование у школьников исследовательских навыков  на уроках физики и во внеурочное время в рамках реализации  ФГОС ООО» "
    ["seo_title"] => string(133) "formirovaniie-u-shkol-nikov-issliedovatiel-skikh-navykov-na-urokakh-fiziki-i-vo-vnieurochnoie-vriemia-v-ramkakh-riealizatsii-fgos-ooo"
    ["file_id"] => string(6) "180433"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425195946"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Электронные образовательные ресурсы на уроках физики"
    ["seo_title"] => string(58) "eliektronnyie-obrazovatiel-nyie-riesursy-na-urokakh-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "143278"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418488170"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Использование современных образовательных технологий на уроках математики. "
    ["seo_title"] => string(84) "ispol-zovaniie-sovriemiennykh-obrazovatiel-nykh-tiekhnologhii-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "181925"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425409573"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Роль современных технологий в повышении познавательного интереса на уроках математики"
    ["seo_title"] => string(88) "rolsovriemiennykhtiekhnologhiivpovyshieniipoznavatielnoghointieriesanaurokakhmatiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "270197"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451036733"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства