Организация проектной деятельности учащихся с использованием ИКТ на уроках математики
Организация проектной деятельности учащихся с использованием ИКТ на уроках математики
Организация проектной деятельности учащихся с
использованием ИКТ на уроках математики.
Кажется, каждый учитель не раз задавал себе вопрос: почему снижается учебная мотивация школьников? Почему для ребёнка процесс обучения превращается в трудную, малопривлекательную работу?
Чтобы заинтересовать ученика математикой, надо чтобы он почувствовал удивление и любопытство.
Чем привлекателен метод проектов?[1] Во-первых, тем, что представляет собой развитие идей проблемного обучения и всегда ориентирован на самостоятельную деятельность школьников (индивидуальную, парную, групповую, выполняемую учащимися в течение определённого времени) Во-вторых, тем, что способствует воспитанию культуры сотрудничества,а также культуры умственного и творческого труда.
В наши дни умение учащихся добывать знания самостоятельно и совершенствовать их, умение работать с информацией в различных областях, приобретая, если это необходимо, новые навыки очень важно, потому что именно добыванием и совершенствованием знаний им придётся заниматься всю сознательную жизнь.
Изучив современные методики проектной деятельности учащихся в рамках Программы «Intel® Обучение для будущего» и работая 23 года учителем математики, я убедилась в необходимости использования методики, опирающейся на организацию проектной ученической деятельности, Такая форма учебной деятельности ориентирует учащихся на развитии интеллектуальных умений, а не только на запоминании учебной информации.
Для работы с проектами используются технологии развивающего обучения Гальперина П.Я., Эльконина Д.Б., Давыдова В.В., Якиманской И.С. Среди них наиболее важным является подход личностно-ориентированного обучения. Вот наиболее важные принципы, следуя которым обучение можно сделать развивающим:
учебный процесс должен вызывать личную заинтересованность ученика в усвоении материала и данного вида деятельности;
для эффективного развития учащихся важно предусмотреть для каждого из них “ситуацию успеха”, т.е. предлагать задания, с которыми ребёнок наверняка справится;
оценка выставляется не за конечный результат, а за процесс его получения, причём, учащегося необходимо сравнивать не с другим, а с самим собой, но вчерашним.
Цель выполнения проектной работы – углубленное изучение той или иной проблемы, в результате учащиеся создают новый продукт, конкретное знание или новый конкретный опыт, знакомятся с технологией мультимедиа-презентаций, созданием слайд – фильмов.
Одной из форм проектной методики является исследовательская работа, в процессе которой идет воспитание творческой личности, способной самостоятельно приобретать знания и умения, свободно применять их в своей деятельности. Исследовательская работа в школе многоэтапна, содержит много компонентов, составляющих частей
Исследовательская работа в школе рассматривается так:
создание проблемных ситуаций на уроке,
поиск решения как теоретический, так и через эксперимент,
анализ полученных результатов, наблюдений,
затем выводы и обобщения.
Следует выделить следующую структуру проекта:
выбор темы проекта;
определение места проекта в учебном планировании;
формулирование основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы;
определение целей проекта;
формулирование методических задач;
выбор и утверждение критериев оценки.
выбор тем индивидуальных исследований школьников;
выдвижение гипотез;
формирование групп для проведения исследований;
обсуждение плана работы и источников информации;
самостоятельная работа обучающихся в группах и задание для каждого участника группы;
подготовка отчетов по заданиям;
защита полученных результатов;
Для определения тем проекта учитель выбирает учебный раздел в соответствии с программой своего учебного предмета Важно, чтобы тема проекта не навязывалась учителем. Лучше, если поиск учащиеся будут осуществлять под скрытым руководством учителя.
Взаимодействие учителя и ученика в работе над проектом должно учитывать возрастные возможности детей. Роль учителя – консультирование, помощь, направление деятельности учащихся в методически нужное русло
Формирование дидактических целей проекта
самостоятельной познавательной деятельности,
навыков самостоятельной работы с большими объемами информации,
умений увидеть проблему и наметить пути ее решения
критического мышления,
навыков работы в команде
Формирование методических задач
освоить понятия,
научить проводить опыты, используя полученные знания,
научить пользоваться Microsoft PowerPoint для оформления результатов
научить кратко излагать свои мысли устно и письменно
Проект начинается с повторения ранее изученного материала (презентация учителя), объяснения темы и целей проекта, деления учащихся на группы. Критерии оценивания будущих работ (презентация, буклет), обсуждаются с учащимися в начале проекта. На всем протяжении проекта критерии используются для организации контроля со стороны учителя и самоконтроля в мини-группах. Рекомендуется заранее разработать и вывесить для учащихся оценочные листы на основе критериев оценивания.
Учитель обсуждает с учениками, как найти источники информации по теме в Интернете, в мультимедийной энциклопедии… Цель: задать направление поиска информации. При обсуждении информационных источников необходимо особо остановиться на достоверности источников информации.
Дети выбирают форму представления результатов – в виде презентации, буклета, выпуска газеты и др. Учителю рекомендуется использовать при этом управляемую дискуссию, метод наводящих вопросов.
Результатом обсуждения должен быть план с точным указанием, кто за что отвечает, и сроки исполнения.
Каждой группе (ученику) на представление полученных результатов представляется 5-10 минут в зависимости от сложности темы. Далее – ответы на вопросы присутствующих. Присутствуют все участники проекта: учителя и ученики.
Например, учащиеся 8 класса выполнили проект «Пифагор. За легендой – истина». Ребятам было предложено работать в трех направлениях:
теоретики-математики - рассматривали проблемные вопросы с научной точки зрения;
историки - рассматривали развитие теории геометрии с исторической точки зрения;
практики - рассматривали практическое применение теории в жизни. Прежде, чем реализовать проектную деятельность с учащимися, учитель провел разъяснительную работу, познакомив с сущностью метода проектов и целью его проведения. Работа над проектом проводилась в урочное и во внеурочное время с учащимися.
После завершения работы над проектом учащиеся продемонстрировали результаты своей деятельности: презентации, публикации. Это, кроме предметных знаний, позволят так же оценивать развитие у них коммуникативных навыков, умения аргументировано и четко излагать свою точку зрения, задавать вопросы, формулировать мнение и анализировать выступления других. Все эти навыки очень важны для ученика современной школы. Продуктом самостоятельной деятельности учащихся над проектом стали: памятка по методам решения задач, сборник ключевых задач по изучаемой теме.
Перечислю темы мини-проектов, выполненных учениками и используемые в качестве дидактического материала при изучении новой темы, повторении, подготовки к итоговой аттестации.
Симметрия вокруг нас Знакомство с понятием "симметрия", ее видами и примерами симметрии в живой и неживой природе.
«Техника быстрого счета» собрано и описано множество методов быстрого счета, применяемых и в старину, и в наши дни
Итак, приобщение учащихся к проектной деятельности с использованием ИКТпозволяет наиболее полно определять и развивать интеллектуальные и творческие способности.
Просмотр содержимого документа
«Организация проектной деятельности учащихся с использованием ИКТ на уроках математики»
Организация проектной деятельности учащихся с
использованием ИКТ на уроках математики.
Кажется, каждый учитель не раз задавал себе вопрос: почему снижается учебная мотивация школьников? Почему для ребёнка процесс обучения превращается в трудную, малопривлекательную работу?
Чтобы заинтересовать ученика математикой, надо чтобы он почувствовал удивление и любопытство.
Чем привлекателен метод проектов?[1] Во-первых, тем, что представляет собой развитие идей проблемного обучения и всегда ориентирован на самостоятельную деятельность школьников (индивидуальную, парную, групповую, выполняемую учащимися в течение определённого времени) Во-вторых, тем, что способствует воспитанию культуры сотрудничества,а также культуры умственного и творческого труда.
В наши дни умение учащихся добывать знания самостоятельно и совершенствовать их, умение работать с информацией в различных областях, приобретая, если это необходимо, новые навыки очень важно, потому что именно добыванием и совершенствованием знаний им придётся заниматься всю сознательную жизнь.
Изучив современные методики проектной деятельности учащихся в рамках Программы «Intel® Обучение для будущего» и работая 23 года учителем математики, я убедилась в необходимости использования методики, опирающейся на организацию проектной ученической деятельности, Такая форма учебной деятельности ориентирует учащихся на развитии интеллектуальных умений, а не только на запоминании учебной информации.
Для работы с проектами используются технологии развивающего обучения Гальперина П.Я., Эльконина Д.Б., Давыдова В.В., Якиманской И.С. Среди них наиболее важным является подход личностно-ориентированного обучения. Вот наиболее важные принципы, следуя которым обучение можно сделать развивающим:
учебный процесс должен вызывать личную заинтересованность ученика в усвоении материала и данного вида деятельности;
для эффективного развития учащихся важно предусмотреть для каждого из них “ситуацию успеха”, т.е. предлагать задания, с которыми ребёнок наверняка справится;
оценка выставляется не за конечный результат, а за процесс его получения, причём, учащегося необходимо сравнивать не с другим, а с самим собой, но вчерашним.
Цель выполнения проектной работы – углубленное изучение той или иной проблемы, в результате учащиеся создают новый продукт, конкретное знание или новый конкретный опыт, знакомятся с технологией мультимедиа-презентаций, созданием слайд – фильмов.
Одной из форм проектной методики является исследовательская работа, в процессе которой идет воспитание творческой личности, способной самостоятельно приобретать знания и умения, свободно применять их в своей деятельности. Исследовательская работа в школе многоэтапна, содержит много компонентов, составляющих частей
Исследовательская работа в школе рассматривается так:
создание проблемных ситуаций на уроке,
поиск решения как теоретический, так и через эксперимент,
анализ полученных результатов, наблюдений,
затем выводы и обобщения.
Следует выделить следующую структуру проекта:
выбор темы проекта;
определение места проекта в учебном планировании;
формулирование основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы;
определение целей проекта;
формулирование методических задач;
выбор и утверждение критериев оценки.
выбор тем индивидуальных исследований школьников;
выдвижение гипотез;
формирование групп для проведения исследований;
обсуждение плана работы и источников информации;
самостоятельная работа обучающихся в группах и задание для каждого участника группы;
подготовка отчетов по заданиям;
защита полученных результатов;
Для определения тем проекта учитель выбирает учебный раздел в соответствии с программой своего учебного предмета Важно, чтобы тема проекта не навязывалась учителем. Лучше, если поиск учащиеся будут осуществлять под скрытым руководством учителя.
Взаимодействие учителя и ученика в работе над проектом должно учитывать возрастные возможности детей. Роль учителя – консультирование, помощь, направление деятельности учащихся в методически нужное русло
Формирование дидактических целей проекта
самостоятельной познавательной деятельности,
навыков самостоятельной работы с большими объемами информации,
умений увидеть проблему и наметить пути ее решения
критического мышления,
навыков работы в команде
Формирование методических задач
освоить понятия,
научить проводить опыты, используя полученные знания,
научить пользоваться Microsoft PowerPoint для оформления результатов
научить кратко излагать свои мысли устно и письменно
Проект начинается с повторения ранее изученного материала (презентация учителя), объяснения темы и целей проекта, деления учащихся на группы. Критерии оценивания будущих работ (презентация, буклет), обсуждаются с учащимися в начале проекта. На всем протяжении проекта критерии используются для организации контроля со стороны учителя и самоконтроля в мини-группах. Рекомендуется заранее разработать и вывесить для учащихся оценочные листы на основе критериев оценивания.
Учитель обсуждает с учениками, как найти источники информации по теме в Интернете, в мультимедийной энциклопедии… Цель: задать направление поиска информации. При обсуждении информационных источников необходимо особо остановиться на достоверности источников информации.
Дети выбирают форму представления результатов – в виде презентации, буклета, выпуска газеты и др. Учителю рекомендуется использовать при этом управляемую дискуссию, метод наводящих вопросов.
Результатом обсуждения должен быть план с точным указанием, кто за что отвечает, и сроки исполнения.
Каждой группе (ученику) на представление полученных результатов представляется 5-10 минут в зависимости от сложности темы. Далее – ответы на вопросы присутствующих. Присутствуют все участники проекта: учителя и ученики.
Например, учащиеся 8 класса выполнили проект «Пифагор. За легендой – истина». Ребятам было предложено работать в трех направлениях:
теоретики-математики - рассматривали проблемные вопросы с научной точки зрения;
историки - рассматривали развитие теории геометрии с исторической точки зрения;
практики - рассматривали практическое применение теории в жизни. Прежде, чем реализовать проектную деятельность с учащимися, учитель провел разъяснительную работу, познакомив с сущностью метода проектов и целью его проведения. Работа над проектом проводилась в урочное и во внеурочное время с учащимися.
После завершения работы над проектом учащиеся продемонстрировали результаты своей деятельности: презентации, публикации. Это, кроме предметных знаний, позволят так же оценивать развитие у них коммуникативных навыков, умения аргументировано и четко излагать свою точку зрения, задавать вопросы, формулировать мнение и анализировать выступления других. Все эти навыки очень важны для ученика современной школы. Продуктом самостоятельной деятельности учащихся над проектом стали: памятка по методам решения задач, сборник ключевых задач по изучаемой теме..
Перечислю темы мини-проектов, выполненных учениками и используемые в качестве дидактического материала при изучении новой темы, повторении, подготовки к итоговой аттестации.
Симметрия вокруг нас Знакомство с понятием "симметрия", ее видами и примерами симметрии в живой и неживой природе.
«Техника быстрого счета» собрано и описано множество методов быстрого счета, применяемых и в старину, и в наши дни
Итак, приобщение учащихся к проектной деятельности с использованием ИКТпозволяет наиболее полно определять и развивать интеллектуальные и творческие способности.