Активные и интерактивные методы на уроках математики
Активные и интерактивные методы на уроках математики
qАктивные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.
qУчителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить своего ученика мыслить, привить ему навыки практических действий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Активные и интерактивные методы на уроках математики »
Активные и интерактивные методы обучения на уроках математики
Три формы взаимодействияучителя и учеников
Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.
Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить своего ученика мыслить, привить ему навыки практических действий.
Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
Пассивный метод
Учитель
Ученик
Ученик
Ученик
Активный метод
Учитель
Ученик
Ученик
Ученик
Активные формы занятия
Неимитационные
Имитационные
игровые
Проблемные лекции
Проблемные семинары
Мозговой штурм
Круглый стол
Деловая игра
Учебная игра
Мини – игры
Ролевые игры
Ситуационные игры
неигровые
Анализ конкретной ситуации
Тренинги
Действие по инструкции
Работа с документами
Формулировка заданий :
Сформулируй понятие.
Докажи.
Объясни.
Аналитические и проблемные вопросы:
“ Почему? Из чего следует? От чего зависит?”
“ Кто больше вопросов по определенной теме задаст за минуту”.
Интерактивный метод
Учитель
Ученик
Ученик
Ученик
Общая характеристика интерактивного обучения
«Inter» — это «взаимный», «act» - действовать.
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ - обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта.
Три вида активности
Задачи:
пробуждение у обучающихся интереса;
эффективное усвоение учебного материала;
самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи;
установление воздействия между учениками, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства.
Положительные моменты использования интерактивных методов обучения
роль преподавателя резко меняется;
повышается точность восприятия, увеличивается результативность работы памяти;
развиваются устойчивость внимания, умение его распределять; наблюдательность при восприятии; способность анализировать деятельность партнера, видеть его мотивы, цели .
Из опыта работы
НЕКОТОРЫЕ СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАЧАЛА УРОКА
Устный тренинг на отработку основных (базовых) умений по изучаемой теме
Математический диктант
НА ОШИБКАХ УЧАТСЯ…
Один из приемов мною используемых – это обучающая функция ошибки.Для того, чтобы обучение состоялось, от учащегося требуется, прежде всего, умение находить ошибки.
Учащимся предлагаются упражнения с заведомо неправильным решением, с допущенной ошибкой. Их задача – обнаружить ошибку и исправить решение.
Задание: найти ошибку при переводе единиц
5,3 м = 53 см
0,18 м = 1,8 дм
12,7 дм = 127 мм
0,04 км = 400 м
5,2 кг = 520 г
6,315 т = 631,5 ц
92,03 т = 9203 кг
0,74 ц = 740 кг
34 м2= 340 дм2
15,2 га = 152 а
0,06 дм2= 60 мм2
0,95 км2= 9500 м2
7,8 мм = 0,078 см
43,6 см = 4,36 м
15 м = 0,15 км
1920 м = 19,2 км
29 кг = 2,9 т
17,5 ц = 1,75 т
8,4 кг = 0,84 ц
250 г =2,5 кг
1,5 мм2= 0,015 см2
140 см2= 0,014 м2
56,1 а = 5,61 га
60 000 м2= 6 км2
«ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ»
Ученикам предлагается шаблон задания, в который они должны вписать собственные (придуманные) значения.
Обмениваясь полученными вариантами с соседом по парте, выполняют эти задания
Задание: вписать в пустые ячейки свои
значения и решить задание
При решении подобных заданий можно предлагать ученикам последующую взаимопроверку
КОНСУЛЬТАНТЫ
Один из способов коллективного обучения: группа разбивается на несколько подгрупп и в каждой назначается консультант. Каждая подгруппа получает карточки–задания. Первый пример решает и объясняет консультант, а остальные учащиеся выполняют самостоятельно. Всю работу координирует консультант.
УРОК-КОНКУРС
Группа разбивается на команды, которые выполняют различные задания:
ребусы
кроссворды
задания «реши пример и расшифруй слово»
«прочитай афоризм»
выполни примеры по изучаемой теме и сложи фразу, соответствующую ответам
Задание: реши пример и расшифруй слово
Ребусы:
Творческие задания
Составление математических задач.
Составление математических кроссвордов.
Написание сказок, героями которых являются числа или геометрические фигуры.
Математические сочинения.
Доклады и рефераты.
Рисунки или аппликации к отдельным темам курса математики.
Формирование учебно-познавательной компетенции.
«Мама старше Юли в 3 раза, а Юля старше сестры Светы на 5 лет. Вместе им 55 лет. Сколько лет маме и сколько девочкам?»
Полезно дать ученикам уже составленные уравнения:
а) (х-5)+х+3х=55;
б) х+(х+5)+3(х+5)=55;
в) х+(х+5)+3х=55;
Ответить на вопросы:
а) Какая величина принята за неизвестное в каждом случае?
б) Правильно ли составлены уравнения? Если есть ошибочноеуравнение, найди его и укажи, в чем ошибка.
в) Чем различаются между собой правильно составленныеуравнения?
Формирование информационной компетенции.
Использование при составлении задач различных источников информации: книги, газеты, журналы, справочники, энциклопедии, интернет.
Владея навыками использования информационных устройств, ориентируясь в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое.
Формированиеличного самообразования
Для формирования готовности к самообразованию учащимся необходимо предлагать самостоятельно изучить некоторый теоретический материал, составить задачу , формировать умения работать самостоятельно с различными источниками информации, а именно:
использовать доклады, короткие сообщения учащихся по теме;
работать со справочниками;
использовать Интернет-ресурсы;
подготавливать презентации.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Компьютерные технологии создают большие возможности для активизации учебной деятельности:
создание мультимедийных презентаций;
использование он-лайн тренажеров;
работа с электронными учебниками;
электронное тестирование и т.д.
Кредо интерактивного обучения:
То, что я слышу, я забываю.
То, что я вижу и слышу, я немного помню.
То, что я слышу, вижу и обсуждаю, я начинаю понимать.
Когда я слышу, вижу, обсуждаю и делаю, я приобретаю знания и навыки.
Когда я передаю знания другим, я становлюсь мастером.
Компетенция
—это способность
ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач.