Групповое или индивидуальное занятие для дошкольников или младших школьников, цель которого: дифференциация звуков [л], [л‘]. В процессе занятия решаются следующие задачи: закрепление знаний о звуках [л], [л‘]; дифференциация звуков [л], [л‘] изолированно, в слогах, словах, предложениях; развитие навыков фонематического восприятия; мышления, зрительного, пространственного восприятия; воспитания потребности детей в правильной чёткой речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Воспитывать потребность детей в правильной чёткой речи.
Оборудование: Буква Л, картинки животных, слоговые таблицы, жетоны мягкие и жесткие, разрезанные буквы, артикуляционный уклад л и ль, материал для мозаики (развитие фонематического слуха).
Коммуникативные УУД: Формирование учебного сотрудничества.
Регулятивные УУД: формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия.
Личностные УУД: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.
Основные понятия Звук, буква, согласные твердые и мягкие
Межпредметные связи: Окружающий мир (животные), чтение, русский язык.
Ход урока:
1.Орг.момент: Назовите одним словом: Кто изображен на картинке?
(логопед показывает картинки животных)
2. Сообщение цели занятия:
-Давайте разделим животных на 2 группы: в одну – в названии которых есть звук л, в другую – ль. Назовите этих животных.
-Сегодня на занятии мы будем работать со звуками Л и Ль: сравним их, выделим различия.
3. Артикуляционная гимнастика:
-Упр. для языка: «Вкусное варенье», «Лошадка», «Качели», «Иголочка».
-Упр. для губ: «Улыбка», «Заборчик», «Трубочка», чередование «Заборчик» - «Хоботок».
4.Сопоставительный анализ артикуляционных укладов:
- Где находится кончик языка при произнесении звука л?
- Где находится кончик языка при произнесении звука ль?
- Какую форму принимают губы при образовании звуков Л и Ль?
Л
расстояние м/д зубами 10 мм; кончик языка за верхними зубами.
Ль
расстояние м/д зубами 10 мм; кончик языка упирается в верхние альвеолы. Струя воздуха – теплая. При образовании Ль - обязательно губы в улыбке.
5. Связь звука с буквой.
- Как обозначаются на письме звуки Л и Ль?
- Сложите букву из тех элементов, которые находятся на ваших столах.
6. Дифференциация звуков в слогах.
-Соединим букву Л с гласными 1 и 2 ряда и прочитаем полученные слоги. При этом, если получается слог с твердым звуком – кладем твердый жетон, а если слог с мягким звуком – мягкий.
-Делаем вывод: Какой звук получается в слогах с гласными первого ряда, а какой с гласными второго ряда?
-А как ещё можно обозначить мягкость звука на письме?
7. Дифференциация звуков в словах.
Развитие фонематического слуха на оба звука: «Перед вами чистый лист и жетоны синего и зеленого цвета. Я буду называть разные слова. Если в слове есть звук Л – кладем синий жетон, если звук ль – кладём зеленый жетон. Жетоны кладем слева направо. Будьте внимательны, если вы всё сделаете правильно, у вас получится узор».