Дата________ № Занятия______ Класс_______ Группа_________ Тема: Звуки [п], [п'], буква «П». Цель: Формирование умения дифференцировать звуки [п], [п']. Планируемые результаты Личностные: стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать; Метапредметные: формулирование учебной задачи под руководством учителя-логопеда; соблюдение плана и корректировка своей деятельности; Предметные: знание характеристики звуков; дифференциация звуков [п], [п'] изолированно, в слогах и словах; подбор слова на заданный звук; умение писать заглавную и прописную букву П в коротких словах; профилактика оптической формы дисграфии. Оборудование: изображение буквы, символы характеристики звуков, предметные картинки (ответы на загадки: паук, петух, капитан, капкан), карточки с заданиями в тетрадь. Ход занятия: |
2.Актуализация опорных знаний | Артикуляционная гимнастика: «Хоботок», «Заборчик», «Хоботок-заборчик», «Толстяки-худышки», «Качели», «Чистим зубы» Дыхательная гимнастика. Подведение к теме и цели урока. Ребята, вы знаете какая тема сегодняшнего занятия? Может где-то есть подсказки, вы их видите? Посмотрите на доску, подсказки спрятаны за каждым листом, но чтоб их увидеть, вам нужно отгадать загадки (с ответом проговариваем чистоговорки): Шёлковую нить плетёт, Он тайком сюда забрался, Строить новый дом собрался. В ресторане их найду я — Эти люди в колпаках Над кастрюлями колдуют С поварешками в руках. Белая вата плывёт куда-то, Хоть лови, не лови -Не изловишь. Какие молодцы, все загадки отгадали, давайте с вами вместе назовем ответы, которые у нас получились: паук, повар, петух, пират. Чем похожи все эти слова? Какие звуки повторяются в словах? Правильно, это звуки [п] и [п']. Скажите мне, кто может сформулировать тему сегодняшнего занятия? Как вы думаете, чему мы с вами должны сегодня научиться? Мы научимся с вами различать звуки, чтоб уметь правильно их выговаривать и без ошибок произносить слова с этими звуками. |
4.Работа над темой урока | — Звук [п] (так пыхтит тесто) — согласный, глухой, потому что голосок «спит». Произносим звук губами, коротко, звук [п] нельзя петь. Звук [п] — согласный, твердый; звук [п'] — согласный, мягкий. 1. Давайте с вами вместе подберем «звуковички», которые подходят для звуков занятия. Мы с вами уже говорили, что звук [п] глухой, какой символ это обозначает? (наушники) если звук твердый, то какой цвет наушников нам подойдет? (синий) Тогда какой значок подберем для звука [п]? Звук [п'] тоже глухой, для него мы возьмем колокольчик, или наушники? Этот звук мягкий, какого цвета должны быть наушники? (зеленого) Кто мне скажет какой символ берем для звука [п']? 2. Игра «Поймай звук» Значки мы с вами подобрали, готовы с ними потренироваться? У каждого на столе лежит один синий наушник - для твердого звука, и один зеленый – для мягкого. Ваша задача поднять тот символ, который соответствует услышанному звуку. Логопед: п, пь, па, пу, пю, по, пи, пэ, пе, пя, пирамидка, подушка, паук, пингвин, паутина, пила, пушка. 3. Физкультминутка «Пингвин» Неуклюжий шёл пингвин Посреди холодных льдин. И по ледяной дорожке Прыгал он на правой ножке. А теперь подскок на левой И присел, согнув колени. Встал, присел И пять прыжков. Очень климат уж суров. О ком было стихотворение? В слове пингвин есть звуки занятия? Работа над буквой. 4. Кто мне скажет, чем отличается буква от звука? Со звуками мы уже поработали, теперь давайте поближе познакомимся с буквой. Как выглядит буква П вы уже хорошо знаете, сможете мне помочь найти те картинки, которые на нее похожи? (на доске разные образы букв, похожих по написанию с буквой П) После того, как нашли все буквы, логопед читает стихотворения, которые помогут лучше запомнить образ буквы П: Буква П – ворота в поле. Да, открытые ворота. На букве П, ведь П – турник. 5. Посмотрите что произошло, пока мы с вами искали буквы – они разбежались из слов. Так это оставлять нельзя, разве могут слова терять свои буквы? Нужно срочно их спасать. (дети вставляют недостающие буквы в слова) 6. Кто помнит, на что похож звук П? что можем приготовить из теста? Пальчиковая гимнастика (Готовим пельмешки) 7.Пальчики мы с вами размяли, значит можем приступать к письму. Запишем с вами два слова, но вы должны мне помочь их придумать. Вспомните, в каком слове у нас встречался твердый звук [п]?В каком слове был мягкий звук [п']? Запись в тетрадь слов, которые подберут дети. В этих словах твердый звук подчеркнуть синим карандашом, мягкий – зеленым. |