Планирование работы по предупреждению дисграфии
в период обучения грамоте
Дисграфия- частичное расстройство процесса письма, проявляющееся в стойких специфических ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.
К специфическим ошибкам письма относятся ошибки, не связанные с применением орфографических правил.
Виды специфических ошибок.
Нарушение структуры предложения:
-отсутствие границ предложения;
-слитное написание нескольких слов в предложении, особенно предлогов;
-раздельное написание слова, особенно приставок и корня.
Искажение звуко -буквенной структуры слова:
-пропуски согласных и гласных(особенно в стечениях согласных);
-перестановка букв, лишние буквы;
-перестановка слогов, лишние слоги;
-пропуск слогов;
-недописывание слогов.
Замена букв, обозначающих фонетически близкие звуки:
-по звонкости –глухости (т -д, б -п);
-по мягкости-твёрдости;
-свистящие -шипящие;
-аффрикаты и их составляющие(ч-т, ц -с);
-сонорные (р -л, м -н);
-гласные 1-го и 2-го ряда(а- я, о -ё);
-йотированные гласные (ё- ю, ё -я).
Замена графически и оптически сходных букв:
-замена букв, имеющих сходный первый элемент и отличающихся следующим элементом (л -м, п -т);
-замена букв, включающих одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными элементами(и -ц);
-зеркальное написание (э -с, З-Е);
-замена букв ,состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (б -д, д -в).
Учителю необходимо вовремя обратить внимание на учеников, имеющих трудности в овладении письмом и направить на консультацию к логопеду. Но известно, что легче предупредить ошибки ,чем впоследствии их устранять. В предупреждении специфических ошибок играет роль работа учителя в период обучения грамоте. Чтобы правильно писать, ребёнок должен полностью овладеть навыками звуко -буквенного анализа, отчётливо представлять звукослоговую структуру слова, сравнивать и сопоставлять сходные и различные признаки букв. Систематическая работа учителя в период обучения грамоте способствует предупреждению дисграфии.
№
Тема урока
Тема профилактической работы
1
Речь устная и письменная. Мир звуков и знаков.
Понятие о звуке и букве.
2
Предложение.
Понятие о предложении. Анализ состава двусловных предложений.
3
Предмет и слово.
Анализ предложений из трёх, четырёх слов.
4
Устная речь.
Распространение предложений.
5
Письменная речь. Слог, ударение. Деление слов на слоги.
Слоговой и фонематический анализ.
6
Гласные и согласные звуки
Дифференциация гласных и согласных.
7
Знакомство с алфавитом. Обозначение звуков буквами.
Дифференциация понятий «звук»и «буква».
8
Гласный звук[ а]. Буквы А, а.
Дифференциация о -а, а -д.
9
Гласный звук [о]. Буквы О, о.
Дифференциация о -а, о -с. (графическое сходство)
Дифференциация о -у, о -ё. (по произношению).
10
Гласный звук [и]. Буквы И, и.
Дифференциация и -ш, И -Ш, и-у.(графическое и оптическое сходство).
11
Гласный звук [ы]. Буква ы.
Дифференциация [и -ы ]по произношению.
12
Гласный звук [у]. Буквы У, у.
Дифференциация у -ю (графическое сходство).
13
Согласные буквы Н, н, обозначающие звуки [н], [н]
Дифференциация Н -Ю, н- ю, Н-К, н -к.
14
Согласные буквы С, с.
Дифференциация [с -з],[с -ц],[с -ш].
Дифференциация с –о ,с- э, С-Э
15
Согласные буквы К, к.
Дифференциация [к -г],[к -х].
Дифференциация к-п
16
Согласные буквы Т, т.
Дифференциация [т -д],[т-ч].
Дифференциация т -п.
17
Согласные буквы Л, л.
Дифференциация л -м, Л -М, л -я.
Дифференциация [л -р].
18
Согласные буквы Р ,р.
Дифференциация[ р-л].
19
Согласные буквы В, в.
Дифференциация в-д.
Дифференциация[ в-ф].
20
Гласные буквы Е, е.
Дифференциация Е-З,е-с.
21
Буква е -показатель мягкости.
Дифференциация согласных по твёрдости-мягкости.
22
Согласные буквы П, п.
Дифференциация[ п-б].
Дифференциация п-т,п-и.
23
Согласные буквы М, м.
Дифференциация[ м-н].
Дифференциация п-т,п-и.
24
Согласные буквы З, з.
Дифференциация[ з-с], [ з-ж].
Дифференциация З-Е.
25
Согласные буквы Б, б.
Дифференциация[ б-п].
Дифференциация б-д.
26
Согласные буквы Д, д.
Дифференциация[ д-т].
Дифференциация д-б.
27
Гласные буквы Я, я.
Дифференциация[ я-а].
Дифференциация я-л.
28
Буква я -показатель мягкости
Дифференциация согласных по твёрдости-мягкости.
29
Разделительный мягкий знак
Дифференциация слов с разделительным мягким знаком и слов без него
30
Согласные буквы Ш, ш.
Дифференциация[ ш -ж], [ з -ж],[ ш -щ].
Дифференциация ш -т, ш -и, ш -щ..
31
Согласные буквы Ж, ж.
Дифференциация[ ж -ш], [ ж-з].
Дифференциация ж –х.
32
Гласные буквы Ё, ё.
Дифференциация [ ё -о], [ ё -ю].
Дифференциация Ё –З.
33
Буква ё -показатель мягкости
Дифференциация[ ё -о].
Дифференциация согласных по твёрдости-мягкости.
34
Согласные буквы Й, й.
Дифференциация [ й -е].
Дифференциация й-и.
35
Согласные буквы Х, х.
Дифференциация [ х -г], [ х -к].
Дифференциация х –ж.
36
Гласные буквы Ю, ю.
Дифференциация [ ю -у], [ ю -ё].
Дифференциация ю–н.
37
Буква я -показатель мягкости
Дифференциация [ ю -у].
38
Согласные буквы Ц, ц.
Дифференциация [ ц -с], [ ц -ч].
Дифференциация ц –и, ц-щ.
39
Гласные буквы Э, э.
Дифференциация Э–С, э -с.
40
Согласные буквы Щ, щ.
Дифференциация [ щ-ш], [ щ -ч].
Дифференциация щ–ш.
41
Согласные буквы Ф, ф.
Дифференциация [ ф-в].
42
Буква ъ. Твёрдый и мягкий разделительные знаки.
Дифференциация слов с разделительным твёрдым знаком и разделительным мягким знаком