kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Планирование работы по предупреждению дисграфии в период обучения грамоте

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование работы по предупреждению дисграфии

 в период обучения грамоте

Дисграфия- частичное расстройство  процесса письма, проявляющееся в стойких специфических ошибках, обусловленных несформированностью высших психических  функций, участвующих в процессе письма.

К специфическим ошибкам письма относятся ошибки, не связанные с применением орфографических правил.

Виды специфических ошибок.

Нарушение структуры предложения:

-отсутствие границ предложения;

-слитное написание нескольких слов в предложении, особенно предлогов;

-раздельное написание слова, особенно приставок и корня.

Искажение звуко -буквенной структуры слова:

-пропуски согласных и гласных(особенно в стечениях согласных);

-перестановка букв, лишние буквы;

-перестановка слогов, лишние слоги;

-пропуск слогов;

-недописывание слогов.

Замена букв, обозначающих фонетически близкие звуки:

-по звонкости –глухости (т -д, б -п);

-по мягкости-твёрдости;

-свистящие -шипящие;

-аффрикаты и их составляющие(ч-т, ц -с);

-сонорные (р -л, м -н);

-гласные 1-го и 2-го ряда(а- я, о -ё);

-йотированные гласные (ё- ю, ё -я).

Замена графически и оптически сходных букв:

-замена букв, имеющих сходный первый элемент и отличающихся следующим элементом (л -м, п -т);

-замена букв, включающих одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными элементами(и -ц);

-зеркальное написание (э -с, З-Е);

-замена букв ,состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (б -д, д -в).

Учителю необходимо вовремя обратить внимание на учеников, имеющих трудности в овладении письмом и направить на консультацию к логопеду. Но известно, что легче предупредить ошибки ,чем впоследствии их устранять. В предупреждении специфических ошибок играет роль работа учителя в период обучения грамоте. Чтобы правильно писать, ребёнок должен полностью овладеть навыками звуко -буквенного анализа, отчётливо представлять звукослоговую структуру слова, сравнивать и сопоставлять сходные и различные признаки букв. Систематическая работа  учителя в период обучения грамоте способствует предупреждению дисграфии.

 

Тема урока

Тема профилактической работы

1

Речь устная и письменная. Мир звуков и знаков.

Понятие о звуке и букве.

2

Предложение.

Понятие о предложении. Анализ состава двусловных предложений.

3

Предмет и слово.

Анализ предложений из трёх, четырёх слов.

4

Устная речь.

Распространение предложений.

5

Письменная речь. Слог, ударение. Деление слов на слоги.

Слоговой и фонематический анализ.

6

Гласные и согласные звуки

Дифференциация гласных и согласных.

7

Знакомство с алфавитом. Обозначение звуков буквами.

Дифференциация понятий «звук»и «буква».

8

Гласный звук[ а]. Буквы А, а.

Дифференциация о -а, а -д.

9

Гласный звук [о]. Буквы О, о.

Дифференциация о -а, о -с. (графическое сходство)

Дифференциация о -у, о -ё. (по произношению).

10

Гласный звук [и]. Буквы И, и.

Дифференциация и -ш, И -Ш, и-у.(графическое и оптическое сходство).

11

Гласный звук [ы]. Буква ы.

Дифференциация [и -ы ]по произношению.

12

Гласный звук [у]. Буквы У, у.

Дифференциация у -ю (графическое сходство).

13

Согласные буквы Н, н, обозначающие звуки [н], [н]

Дифференциация Н -Ю, н- ю, Н-К, н -к.

14

Согласные буквы С, с.

Дифференциация [с -з],[с -ц],[с -ш].

Дифференциация с –о ,с- э, С-Э

15

Согласные буквы  К, к.

Дифференциация [к -г],[к -х].

Дифференциация к-п

16

Согласные буквы Т, т.

Дифференциация [т -д],[т-ч].

Дифференциация т -п.

17

Согласные буквы Л, л.

Дифференциация л -м, Л -М, л -я.

Дифференциация [л -р].

18

Согласные буквы Р ,р.

Дифференциация[ р-л].

19

Согласные буквы В, в.

Дифференциация в-д.

Дифференциация[ в-ф].

20

Гласные буквы Е, е.

Дифференциация Е-З,е-с.

21

Буква е -показатель мягкости.

Дифференциация согласных по твёрдости-мягкости.

22

Согласные буквы П, п.

Дифференциация[ п-б].

Дифференциация п-т,п-и.

23

Согласные буквы М, м.

Дифференциация[ м-н].

Дифференциация п-т,п-и.

24

Согласные буквы З, з.

Дифференциация[ з-с], [ з-ж].

Дифференциация З-Е.

25

Согласные буквы Б, б.

Дифференциация[ б-п].

Дифференциация б-д.

26

Согласные буквы Д, д.

Дифференциация[ д-т].

Дифференциация д-б.

27

Гласные буквы Я, я.

Дифференциация[ я-а].

Дифференциация я-л.

28

Буква я -показатель мягкости

Дифференциация согласных по твёрдости-мягкости.

29

Разделительный мягкий знак

Дифференциация слов с разделительным мягким знаком и слов без него

30

Согласные буквы Ш, ш.

Дифференциация[ ш -ж], [ з -ж],[ ш -щ].

Дифференциация ш -т, ш -и, ш -щ..

 

 

31

Согласные буквы Ж, ж.

Дифференциация[ ж -ш], [ ж-з].

Дифференциация ж –х.

 

32

Гласные буквы Ё, ё.

Дифференциация [ ё -о], [ ё -ю].

Дифференциация Ё –З.

33

Буква ё -показатель мягкости

Дифференциация[ ё -о].

Дифференциация согласных по твёрдости-мягкости.

34

Согласные буквы Й, й.

Дифференциация [ й -е].

Дифференциация й-и.

 

35

Согласные буквы Х, х.

Дифференциация [ х -г], [ х -к].

Дифференциация х –ж.

 

36

Гласные буквы Ю, ю.

Дифференциация [ ю -у], [ ю -ё].

Дифференциация ю–н.

 

37

Буква я -показатель мягкости

Дифференциация [ ю -у].

38

Согласные буквы Ц, ц.

Дифференциация [ ц -с], [ ц -ч].

Дифференциация ц –и, ц-щ.

 

39

Гласные буквы Э, э.

Дифференциация Э–С, э -с.

 

40

Согласные буквы Щ, щ.

Дифференциация [ щ-ш], [ щ -ч].

Дифференциация щ–ш.

 

41

Согласные буквы Ф, ф.

Дифференциация [ ф-в].

42

Буква ъ. Твёрдый и мягкий разделительные знаки.

Дифференциация слов с разделительным твёрдым знаком и разделительным мягким знаком

Просмотр содержимого документа
«Планирование работы по предупреждению дисграфии в период обучения грамоте »

Планирование работы по предупреждению дисграфии

в период обучения грамоте

Дисграфия- частичное расстройство процесса письма, проявляющееся в стойких специфических ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.

К специфическим ошибкам письма относятся ошибки, не связанные с применением орфографических правил.

Виды специфических ошибок.

Нарушение структуры предложения:

-отсутствие границ предложения;

-слитное написание нескольких слов в предложении, особенно предлогов;

-раздельное написание слова, особенно приставок и корня.

Искажение звуко -буквенной структуры слова:

-пропуски согласных и гласных(особенно в стечениях согласных);

-перестановка букв, лишние буквы;

-перестановка слогов, лишние слоги;

-пропуск слогов;

-недописывание слогов.

Замена букв, обозначающих фонетически близкие звуки:

-по звонкости –глухости (т -д, б -п);

-по мягкости-твёрдости;

-свистящие -шипящие;

-аффрикаты и их составляющие(ч-т, ц -с);

-сонорные (р -л, м -н);

-гласные 1-го и 2-го ряда(а- я, о -ё);

-йотированные гласные (ё- ю, ё -я).

Замена графически и оптически сходных букв:

-замена букв, имеющих сходный первый элемент и отличающихся следующим элементом (л -м, п -т);

-замена букв, включающих одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными элементами(и -ц);

-зеркальное написание (э -с, З-Е);

-замена букв ,состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (б -д, д -в).

Учителю необходимо вовремя обратить внимание на учеников, имеющих трудности в овладении письмом и направить на консультацию к логопеду. Но известно, что легче предупредить ошибки ,чем впоследствии их устранять. В предупреждении специфических ошибок играет роль работа учителя в период обучения грамоте. Чтобы правильно писать, ребёнок должен полностью овладеть навыками звуко -буквенного анализа, отчётливо представлять звукослоговую структуру слова, сравнивать и сопоставлять сходные и различные признаки букв. Систематическая работа учителя в период обучения грамоте способствует предупреждению дисграфии.


Тема урока

Тема профилактической работы

1

Речь устная и письменная. Мир звуков и знаков.

Понятие о звуке и букве.

2

Предложение.

Понятие о предложении. Анализ состава двусловных предложений.

3

Предмет и слово.

Анализ предложений из трёх, четырёх слов.

4

Устная речь.

Распространение предложений.

5

Письменная речь. Слог, ударение. Деление слов на слоги.

Слоговой и фонематический анализ.

6

Гласные и согласные звуки

Дифференциация гласных и согласных.

7

Знакомство с алфавитом. Обозначение звуков буквами.

Дифференциация понятий «звук»и «буква».

8

Гласный звук[ а]. Буквы А, а.

Дифференциация о -а, а -д.

9

Гласный звук [о]. Буквы О, о.

Дифференциация о -а, о -с. (графическое сходство)

Дифференциация о -у, о -ё. (по произношению).

10

Гласный звук [и]. Буквы И, и.

Дифференциация и -ш, И -Ш, и-у.(графическое и оптическое сходство).

11

Гласный звук [ы]. Буква ы.

Дифференциация [и -ы ]по произношению.

12

Гласный звук [у]. Буквы У, у.

Дифференциация у -ю (графическое сходство).

13

Согласные буквы Н, н, обозначающие звуки [н], [н]

Дифференциация Н -Ю, н- ю, Н-К, н -к.

14

Согласные буквы С, с.

Дифференциация [с -з],[с -ц],[с -ш].

Дифференциация с –о ,с- э, С-Э

15

Согласные буквы К, к.

Дифференциация [к -г],[к -х].

Дифференциация к-п

16

Согласные буквы Т, т.

Дифференциация [т -д],[т-ч].

Дифференциация т -п.

17

Согласные буквы Л, л.

Дифференциация л -м, Л -М, л -я.

Дифференциация [л -р].

18

Согласные буквы Р ,р.

Дифференциация[ р-л].

19

Согласные буквы В, в.

Дифференциация в-д.

Дифференциация[ в-ф].

20

Гласные буквы Е, е.

Дифференциация Е-З,е-с.

21

Буква е -показатель мягкости.

Дифференциация согласных по твёрдости-мягкости.

22

Согласные буквы П, п.

Дифференциация[ п-б].

Дифференциация п-т,п-и.

23

Согласные буквы М, м.

Дифференциация[ м-н].

Дифференциация п-т,п-и.

24

Согласные буквы З, з.

Дифференциация[ з-с], [ з-ж].

Дифференциация З-Е.

25

Согласные буквы Б, б.

Дифференциация[ б-п].

Дифференциация б-д.

26

Согласные буквы Д, д.

Дифференциация[ д-т].

Дифференциация д-б.

27

Гласные буквы Я, я.

Дифференциация[ я-а].

Дифференциация я-л.

28

Буква я -показатель мягкости

Дифференциация согласных по твёрдости-мягкости.

29

Разделительный мягкий знак

Дифференциация слов с разделительным мягким знаком и слов без него

30

Согласные буквы Ш, ш.

Дифференциация[ ш -ж], [ з -ж],[ ш -щ].

Дифференциация ш -т, ш -и, ш -щ..



31

Согласные буквы Ж, ж.

Дифференциация[ ж -ш], [ ж-з].

Дифференциация ж –х.


32

Гласные буквы Ё, ё.

Дифференциация [ ё -о], [ ё -ю].

Дифференциация Ё –З.

33

Буква ё -показатель мягкости

Дифференциация[ ё -о].

Дифференциация согласных по твёрдости-мягкости.

34

Согласные буквы Й, й.

Дифференциация [ й -е].

Дифференциация й-и.


35

Согласные буквы Х, х.

Дифференциация [ х -г], [ х -к].

Дифференциация х –ж.


36

Гласные буквы Ю, ю.

Дифференциация [ ю -у], [ ю -ё].

Дифференциация ю–н.


37

Буква я -показатель мягкости

Дифференциация [ ю -у].

38

Согласные буквы Ц, ц.

Дифференциация [ ц -с], [ ц -ч].

Дифференциация ц –и, ц-щ.


39

Гласные буквы Э, э.

Дифференциация Э–С, э -с.


40

Согласные буквы Щ, щ.

Дифференциация [ щ-ш], [ щ -ч].

Дифференциация щ–ш.


41

Согласные буквы Ф, ф.

Дифференциация [ ф-в].

42

Буква ъ. Твёрдый и мягкий разделительные знаки.

Дифференциация слов с разделительным твёрдым знаком и разделительным мягким знаком



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Планирование работы по предупреждению дисграфии в период обучения грамоте

Автор: Семагина Галина Михайловна

Дата: 23.11.2014

Номер свидетельства: 134635

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства