КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ«Волшебные звуки» (Дифференциация звуков С-Ш )
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ«Волшебные звуки» (Дифференциация звуков С-Ш )
Цели: 1. Учить детей различать звуки С, Ш на слух и в произношении. 2. Закрепить артикуляционные и акустические признаки звуков С, Ш. 3. Продолжать закреплять правильное произношение звуков С, Ш в слогах, словах и предложениях. 4. Развитие фонематических представлений. 5. Развитие мелкой моторики рук. 6. Развитие речевого дыхания. 7. Использование здоровьесберегающихтенологий («Мудры»). 8. Воспитание чувства доброты, сострадания, заботы о животных.
Оборудование: Игрушки: кошка, мышка, два блюдца для угощений; конверт со стихотворением, предметные картинки на звуки С, Ш. Магнитофон с записью пения птиц; соленое тесто двух цветов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Учить детей различать звуки С, Ш на слух и в произношении.
Закрепить артикуляционные и акустические признаки звуков С, Ш.
Продолжать закреплять правильное произношение звуков С, Ш в слогах, словах и предложениях.
Развитие фонематических представлений.
Развитие мелкой моторики рук.
Развитие речевого дыхания.
Использование здоровьесберегающихтенологий («Мудры»).
Воспитание чувства доброты, сострадания, заботы о животных.
Оборудование:
Игрушки: кошка, мышка, два блюдца для угощений; конверт со стихотворением, предметные картинки на звуки С, Ш. Магнитофон с записью пения птиц; соленое тесто двух цветов.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Оргмомент.
Дети входят, встают на ковер, включается магнитофон (пение птиц).
- Представьте, дети, что мы сейчас в весеннем лесу. Слышите. Как чудесно поют птицы. Предлагаю вам сесть на ковер и, слушая пение птиц, выполнить упражнения «Мудры».
Желательно принять позу лотоса.
1-я мудра – «Мудра жизни». Она не даст нам быстро утомиться, повысит работоспособность, поддержит хорошее настроение.
2-я мудра – «Знание». Эта мудра тренирует память, развивает мышление, повышает умственную деятельность.
Изолированное произношение звуков С, Ш.
- А теперь встаньте, поднимите руки, покажите, какие в лесу большие деревья. Подул теплый ветерок, зашелестели листья.
Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу. Опустите руки.
Сообщение темы занятия.
- Как шумела листва от теплого ветерка?
- Ш-Ш-Ш – (подносят ко рту ладошку).
- Как подул холодный ветер?
- С-С-С – ( на ладони - холодная струя воздуха).
- Кто догадался, какие звуки мы сегодня будем повторять?
- Мы будем повторять звуки С, Ш.
Сравнение звуков С, Ш по артикуляционным и акустическим признакам.
- Дети, кто без помощи зеркала сможет сказать, что делают язык, зубы и губы, когда мы произносим звук «Ш» - (ответы 2-3 детей).
- Сто делают язык, зубы и губы, когда мы произносим звук «С» - (ответ детей).
- Проверим ручками, что делает голосок, когда мы произносим звук Ш- (голосок спит).
-А когда произносим звук С -? (голосок спит).
- Подумайте и скажите все, что вы знаете о звуке «Ш».
- Звук «Ш» - согласный, глухой, всегда твердый.
- А что вы знаете о звуке «С»?
- Звук «С» - согласный, глухой, может быть и твердым, и мягким.
Произношение звуков С, Ш в слогах.
- Молодцы. Вы хорошо отвечали на вопросы, теперь можете погулять в весеннем лесу. (Дети расходятся по группе, слышится пение птиц).
Игра на воображение и на развитие дыхания:
- Посмотрите, каждому из вас на руку села красивая бабочка, полюбуйтесь ею. А теперь глубоко вдохните через нос и долго выдыхайте через ротик, нежно сдуйте бабочку с руки. Взлетела бабочка и опять села на руку.
Еще раз – вдох носом, долгий плавный выдох ртом. Еще раз повторим! Улетела бабочка. А дети мои даже не заметили, как заблудились в лесу. Поиграем в «Эхо». Я буду произносить слоги, а вы также четко и правильно их повторяйте: СА-СО-ША-ШО; СА-ША-СО-ШО…
Молодцы! Все нашлись. Бегите ко мне.
Произнесение звуков С, Ш в предложении.
Дети садятся на полянку (ковер).
- Посмотрите, кто пришел к нам сегодня?
- Кошка и мышка.
- Они, ребята, пришли к нам за помощью. Незнайка подарил кошке и мышке стихотворение, они его прочитали, а понять ничего не смогли. Поможем им разобраться? (чтение стихотворения, в котором переставлены местами звуки С, Ш: Пшенная каша в ложке…).
Как вы думаете, что Незнайка напутал в этом стихотворении?
- Он переставил (перепутал) звуки С, Ш.
- Хотите исправить ошибки? (логопед читает стихотворение по одной строчке, дети поочередно произносят эту же строчку правильно).
- Молодцы, теперь мышке и кошке стало все понятно. А вот как вы понимаете последнюю строчку: - И мышкой займется кошка?
- Кошка съест мышку.
- А вы хотели бы спасти мышку? Что можно сделать, чтобы кошка ее не съела? (ответы детей).
(Кошка хочет съесть мышку, а почему она хочет это сделать? Может быть она голодная? Значит кошку нужно… что? (покормить). Что любит кошка? Предлагаю сделать для кошки колбаски, сосиски, а для мышки – сушки).
Лепка из соленого теста.
Дети разминают пальчики: «Руки растираем, пальцы разминаем и к работе с тестом дружно приступаем» (дети лепят угощение для кошки и мышки).
- Что ты сделал, Кирилл? (полные ответы:«Я сделал колбаску для кошки», «Я сделала сушку для мышки»).
Физминутка.
- Наши гости угощаются, а мы им покажем, как можно обыграть стихотворение, которое они нам принесли. Говорим не спеша, правильно произносим звуки С, Ш.
Итог занятия.
- Какие звуки мы сегодня повторяли?
- С, Ш.
- Подойдите к столу (на столе картинки изображением вниз).
Возьмите каждый по одной картинке, про себя проговорите слово и определите, какой звук С или Ш есть в этом слове и где он находится. Картинки с правильными ответами мы подарим кошке и мышке.