Конспект занятия по теме:
«Звук и буква /У/»
(индивидуальное логопедическое занятие)
Цель: познакомить с звуком и буквой «у».
Задачи:
коррекционно-развивающие:
- корригировать произношение;
-корригировать и развивать слуховое восприятие;
-корригировать речевое дыхание;
-корригировать и развивать мелкую моторику.
образовательные:
- уточнить и расширить словарь по теме «Осень»;
- познакомить с буквой /У/, соотнести звук /У/ с буквой;
-формировать начальные навыки чтения.
воспитательные:
-воспитывать интерес к занятиям;
-воспитывать самостоятельность;
-воспитывать нравственные качества.
здоровьесберегающие:
-соблюдать правильную посадку ребёнка;
- способствовать созданию благоприятного психологического климата;
- соблюдать режим охраны зрения;
- чередовать статические и динамические задания.
Оборудование: бумажные осенние листья; предметные картинки из пособия Каше Г.А.
счетные палочки, пластилиновые карточки; семена; зеркала.
Ход занятия
Этапы и виды работы на этапе
Деятельность педагога
Деятельность ребенка
Какие задачи решались в ходе выполнения заданий
1
2
3
4
- Оргмомент.
Педагог предлагает вспомнить правила поведения на занятии
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем мы сейчас опять,
Смотреть,слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать.
Внятно, четко говорить,
Не вертеться, не шалить.
Ребенок проговаривает вместе с педагогом
Организовать ребенка. Настроить ребенка на занятие. Способствовать созданию благоприятного психологического климата.
- 1)
Актуализация знаний
Педагог предлагает ребенку отгадать загадку:
Пусты поля,
Мокнет земля,
Лист опадает –
Когда это бывает?
Ребенок отгадывает
Привлечь внимание и вызвать интерес ребенка к занятию.
Актуализировать знания по теме.
2)Изучение нового материала.
Дыхательное упражнение «Листопад».
Педагог сообщает, закрой глаза и представь, что мы пришли в лес- вокруг листья, между ними проглядывают ягоды и грибы. Дует ветерок и срывает с деревьев листья. Желтые, красные, сухие. Давай изобразим листопад – сдуть листочки с ладошки, контролируя правильность выдоха.
Ребенок выполняет упражнение.
Формировать правильный выдох.
Сообщение темы занятия.
Педагог сообщает:
-Кто это там шуршит?
Это белочка. Она тебе принесла в корзине –картинки.
-Какой звук встречается в каждом слове?
-Сегодня мы познакомимся с звуком/У/.
Ребенок подходит и берет картинку, затем проговаривает названия предметов на картинках.
Обогащать словарь,
Формировать навык ответа на вопросы.
Артикуляционная гимнастика «Трубочка»
Педагог предлагает выполнить вместе
Мои губы-трубочка-
Превратились в дудочку.
Громко я дудеть могу:
Ду-ду-ду,ду-ду-ду.
Ребенок выполняет
упражнение.
Развивать артикуляционный аппарат.
Атикуляция звука /У/
Логопед ребенку сообщает, что при произношении звука/У/ губы в форме трубочки, язык лежит за нижними зубами, воздух проходит спокойно и плавно, не встречая на своем пути преграды, звук произносится с голосом. Звук /У/ гласный.
Ребенок повторяет.
Корригировать правильное произношение
Д/и Ловим звук /У/.
Логопед произносит звуки, слоги, слова
-а,о,у,ю,ы,и,у…
-му,ми,уа,ум…
-лук, стол, утка, мыло, заяц, белка, дуб…
Ребенок «ловит» только со звуком /у/.
Корригировать и развивать слуховое восприятие.
3) Закрепление изученного материала.
Автоматизация произношения звука /у/.
Знакомство с буквой /У/.
Логопед предлагает помочь белочке собрать грибы,но только нужно произносить правильно звук /у/.
Педагог сообщает, зайчишка из нашего леса принес букву У, затем предлагает прочитать слоги с данной буквой, вписанные в осенние листья на доске.
Ребёнок повторяет слова за логопедом и складывает грибы в корзину.
Ребенок знакомится с буквой, затем читает слоги.
Закрепить правильное произношение звука. Развивать мелкую моторику.
Учить соотносить звук с буквой. Формировать навык чтения.
Контроль знаний и умений.
Педагог просит ребенка сделать подарок зайчишке, из семян на карточке выложить букву У.
Ребенок выполняет.
Проверить сформированность зрительного образа буквы.
Развивать мелкую моторику.
- 1)
Итог занятия.
Оценка деятельности ребенка.
Педагог предлагает ребенку вспомнить, что он «посетил» на занятии и какой звук он учился произносить сегодня.
Затем оценивает работу ребенка и дарит ему букву У.
Ребенок называет звук, уточняет правильную артикуляцию звука.
Обобщить тему урока. Развивать память.
2) Домашнее задание.
Педагог предлагает ребенку домашнее задание по пройденной теме.
Ребенок получает домашнее задание.
Закрепить пройденную тему во время домашних занятий.