Тема «Звук и буква «г».
Задачи:
Образовательные:
- учить учащихся выделять звук [г] в ряду слов, различать мягкий и твёрдый звуки; обогащать словарь словами со звуком [г]; дифференцировать понятия «звук – буква».
Развивающие:
- развивать речевую моторику, фонематическое восприятие и фонематический анализ, формировать зрительное восприятие, пространственную ориентировку.
Воспитательные:
- воспитать интерес к занятию через использование занимательных упражнений; воспитывать усидчивость и аккуратность при выполнении заданий.
Оборудование: предметные картинки, раздаточные карточки с заданиями, таблица для чтения слогов.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
- Сядет тот, чьё имя я назову ласково.
2. Введение в тему.
- Прослушайте стихотворение, какой звук встречается чаще других?
Гром гремит, гроза грохочет-
Напугать гроза нас хочет!
Небо было голубое, стало грозное, стальное.
Град горошинками бьёт, град гулять нам не даёт.
- Какой звук слышится чаще других?
- Назовите парный ему мягкий звук.
- Напишите букву Г пальцем правой руки на левой ладони.
- Кто догадался, какой звук и какую букву мы будем повторять на занятии?
3. Актуализация имеющихся знаний и представлений.
1. Артикуляция и характеристика звука.
2. Нахождение сходства буквы Г с предметами и другими буквами.
- Подчеркните букву:
Г ч Т г т Ч Г П
- Дифференциация мягкого и твёрдого звука.
- Я буду диктовать слоги и слова, запишите букву соответствующим цветом (синим/зелёным):
Га, ги, гу, гля, зга, игра, гусь, серьги, гитара, пуговица, ноги.
- Слоговой анализ.
- Отгадайте загадку, найдите у меня на столе картинку-отгадку. Посчитайте количество слогов в слове.
Конь стальной, хвост льняной (Иголка)
Лист бумаги по утрам на квартиру носят нам.
На одном таком листе много разных новостей (Газета)
Без рук, без топорёнка построена избёнка (Гнездо)
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день на пашне вскачь
И зовётся птица… (Грач)
- Составление слов из слогов (на партах)
За, ка, гад; гла, тый, зас; ка, гол, и.
4. Динамическая пауза.
- Игра на внимание.
- Я буду называть слова, старайтесь их запомнить. Если я назову птицу – выполняйте движения руками, как птицы машут крыльями. Если слово, которое я назову не птица – опустите руки вниз.
- В каких словах произносился звук Г?
- Игра на снятие физического и эмоционального напряжения
«Рубка дров».
- Какое сейчас время года? В деревне, чтобы не замёрзнуть, топят печи. А чем можно топить печь? Вот сейчас мы тоже будем рубить дрова.
/Вокруг ребёнка должно быть свободное место. Приветствуется звуковое сопровождение действий, например: «ХА!»./
5. Работа на развитие навыка чтения.
- Чтение слогов со стечение согласных.
ГР
СГ
И ГЛ У
КГ
ЛГ
ГМ
- Прочитайте согласные в середине.
- Прочитайте, добавив гласный И перед согласными.
- Прочитайте согласные с гласным У.
- Работа с текстом.
- Прочитайте текст.
В лесу.
Мы долго ходили по лесу. Там собирали ягоды и грибы. Гриша ел ягоды. Гена нашёл много грибов. Вечером Гриша и Гена пришли домой.
- Выпишите слова с буквой Г, подчеркните соответствующим цветом.
- Деформированный текст.
- Прочитайте текст, спишите, вставляя нужные буквы.
Весна.
Пришла весна. Бе . ут ручьи. Прилетели .рачи.
.рачи вывели птенцов. Птицы охраняют о .ороды.
Бере.ите птиц.
6. Подведение итогов.
- С каким звуком работали?
- Дайте характеристику звуку Г.
- В каком из слов слышится мягкий звук: ноги, гуси, рога?
- В каком из слов слышится твёрдый звук: гири, губы, гирлянда?
- Оцените свои достижения на уроке с помощью символа и цвета.
Красный смайлик - Я хорошо справлялся с заданиями, давал правильные ответы.
Зелёный смайлик - Мне было трудно, но я справлялся с заданиями.
Синий смайлик - Мне было трудно, у меня не получалось.