Конспект логопедического занятия "Звук и буква К" в 1 классе по программе VIII вида
Конспект логопедического занятия "Звук и буква К" в 1 классе по программе VIII вида
Конспект логопедического занятия «Звук и буква К» для обучающихся 1 класса по программе VIII вида. Содержание занятия соответствует особенностям развития и обучения детей с лёгкой степенью умственной отсталости: максимальное участие анализаторов, частая смена видов деятельности и большое количество наглядного материала.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия "Звук и буква К" в 1 классе по программе VIII вида»
Урок – прогулка Звук и буква К. (1 класс по программе VIII вида)
Зимние приключения Колобка.
Цель: познакомить детей с согласным звуком [К] и буквой К.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить вычленять звук [К] из ряда других звуков, слогов, слов и давать ему характеристику.
2. Закреплять навык чтения слогов, слов с буквой К.
Развивающие:
1. Развивать слуховое и зрительное восприятие, зрительную память.
2. Стимулировать развитие мыслительных процессов детей (анализ, синтез, классификация).
3. Способствовать развитию артикуляционного праксиса, мелкой и общей моторики, тактильных ощущений.
4. Развивать словарь по теме «Зима».
Воспитательные:
1. Прививать интерес к получению знаний.
2. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование: игрушка Колобок, индивидуальные зеркала, символы: согласный - глухой, снежинки, снежки из ваты, маска Колобка, мешочек с игрушками, элементы буквы К на магнитах в конверте, картинки: на что похожа буква К, элементы к – раздаточный материал, карточки «Катаемся на горке», снежные комочки со словами и картинками, колобки весёлые и грустные по количеству детей, мешочек с конфетами.
Ход занятия.
1. Оргмомент.
Логопед: Ребята! Я предлагаю всем поздороваться со мной ладошками.
Дети стоят в кругу. Логопед здоровается с ребёнком по имени, прикасаясь своими ладошками к ладошкам ребёнка. В ответ ребёнок тоже здоровается и так по кругу.
Логопед: Ребята, какое сейчас время года? (Зима.)
- Представьте себе зимний морозный день. Мороз щиплет вас за щёчки. (Дети делают щипательные движения руками за щёчки). У вас замёрз носик и ушки. Потрите носик и ушки. Вам стало тепло? Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Я желаю вам сохранить это тепло и радостное настороение на протяжении всего занятия.
Дети садятся на места.
2. Развитие мелкой моторики. Артикуляционная гимнастика.
Звучит песенка Колобка.
- Ребята, кто это спешит к нам в гости? (Колобок)
- Правильно, это Колобок. (Показ игрушки.)
- В сказке бабушка испекла Колобка. Давайте мы тоже испечём колобок.Приготовьте ручки.
Тесто месим мы слегка. (сжимаем и разжимаем пальцы)
Лепим, лепим колобка, (имитация лепки)
А потом его катаем, (катаем)
в печке выпекаем, на окошко сажаем. (раскрывают ладони)
Он с окошка прыг, да прыг, (хлопают в ладони)
Укатился озорник! (вращение кистями)
Проводится артикуляционная гимнастика.
Логопед: Лежал, лежал Колобок, скучно ему стало, спрыгнул он и покатился по дорожке.
(Упражнение «Вкусное варенье»)
- Катится Колобок, а навстречу ему лягушки. (Упражнение «Лягушка»)
Тянуть губы прямо к ушкам Очень нравится лягушкам. Улыбаются, смеются, А глаза у них, как блюдца. - Засмотрелся на них Колобок, но вдруг из-за пригорка выглянула змейка – тонкая шейка. (Упражнение «Змейка») - Испугался Колобок и скорее покатился дальше.
- А из норки выпрыгнул хомяк – толстые щёчки. (Упражнение «Хомяк») - А ты кто? - А я хомка – хомячок. А это моя норка, здесь делаю уборку. И показал хомяк, как он убирается в своём домике. («Чистим зубки», имитация полоскания рта, «Маляр», «вытряхнуть сор из ротика».) - Здорово! — сказал колобок. Давай с тобой дружить. – Давай. Поиграем?
- Поиграем, в лошадку! (Упражнение «Лошадка»)
- Наигрался хомячок с колобком и лёг отдыхать. (Упражнение «Лопатка»)
3. Сообщение темы занятия.
- Ребята, а какое время года было в сказке? (Лето.) А сейчас какое время года? (Зима.)
- Назовите зимние месяцы. А сейчас какой месяц?
- Предлагаю отправиться с Колобком на зимнюю прогулку.
- Но сначала послушайте внимательно, как звучит слово «Колобок». Определите первый звук в этом слове? (К) А последний? (К)
- Сколько звуков К в этом слове? (Два)
- Как вы думаете, какой звук будет нам помогать на прогулке? (К)
- Мы будем его произносить, слушать, искать в словах.
4. Артикуляция и характеристика звука.
Логопед: Так как звук К будет нашим помощником, нам нужно всё узнать об этом звуке.
- Возьмите зеркала, произнесите звук К. Что происходит с губами? (Губы размыкаются). Рот чуть открыт, язычок выгибает спинку к небу и мешает воздуху выходить.
- Скажите, какой этот звук: гласный или согласный и почему вы так решили? (Согласный, потому, что во рту есть преграда воздуху).
- Давайте дадим характеристику звуку. (Согласный, глухой.) Обозначать его будем фишкой синего цвета.
5. Физминутка «Снег-снежок».
Дети подходят к логопеду.
Логопед: Итак, ребята, отправляемся на прогулку с Колобком.
Снег – снежок, снег — снежок
По дорожке стелется. Дети постепенно опускают руки.
Снег – снежок, снег — снежок
Белая метелица. Плавно качают руками вправо- влево.
Тает на ладошке. Поочередно вытягивают руки вперед.
6. Развитие фонематического восприятия на уровне звука и слога.
Логопед: Ребята, Колобок попал к нам из сказки, в которой было лето, а о зиме он ничего не знает. Давайте назовём признаки зимы. (Снег, холод, мороз, метель.)
Пальчиковая гимнастика «Летят снежинки».
- Ребята, а откуда падает снег? (С неба, из тучек.) - Представьте, что ладони-тучки (Над столом.)
- Каждым пальцем поочередно касаемся крышки стола, при этом считаем: одна снежинка, две снежинки....
- Вот сколько снежинок нападало, давайте с ними поиграем. (Логопед раздаёт детям снежинки.)
- Я буду произносить разные звуки. Если вы услышите звук К, положите перед собой снежинку. (К, П, О, М, Т, К, К, В, К).
- А мы с Колобком буде смотреть, кто самый внимательный.
(Логопед закрывает рот маской.)
- Во что дети любят играть зимой на улице? (В снежки.)
- А вы хотите поиграть в снежки?
- Я произнесу слоги, если услышите слог со звук К, бросайте снежок в корзинку. (КА, ТУ, КУ, МО, КО, КУ, ДЫ, КЫ)
- Молодцы. У вас очень внимательные ушки.
7. Развитие фонематического восприятия на уровне слова.
Дидактическая игра «Волшебный мешочек».
- Колобок взял с собой на прогулку мешочек с предметами. Давайте узнаем, что он взял с собой.
Дети на ощупь узнают предмет, определяют, есть ли в его названии звук К.
- В названии каждого предмета есть звук К. По-другому быть и не могло, ведь это любимый звук Колобка.
Логопед убирает предметы в мешок и просит детей вспомнить их названия.
8. Буква К.
- Ребята, давайте отнесём мешочек Колобку.
Находим конверт, в котором элементы буквы К.
- Это какая-то буква. Видимо, от ветра и мороза она сломалась. Кто-то из вас узнал её? Давайте соберём эту букву.
Дети складывают букву К из элементов.
- Это буква К. Какой звук обозначает эта буква? (К)
- На что похожа буква К? (На усики жука, клюв.) Показ картинок.
Два столба стояли рядом, Вдруг один переломился И к другому прислонился.
Клюв раскрыла буква «К» Хочет скушать паука.
- В какую сторону смотрит буква К? (В правую.) Сколько элементов у буквы К? (Три.) Какие? (Одна длинная палочка и две короткие.)
- Букву К можно выложить из разных предметов.
Работа в парах. Конструирование буквы из машинок, из лего, магнитной мозаики.
Прописывание К на ладошке товарища.
9. Чтение слогов.
Упражнение «Катаемся на горке».
- Чем дети любят зимой? (Кататься на санках, на лыжах, на коньках)
- Давайте покатаем колобка на санках с горки.
- Поднимаясь на горку, будем читать медленно, ведь подниматься трудно. А спускаясь – быстро. Обратите внимание, какая гласная стоит рядом с буквой К. (Работа по карточкам.)
10. Чтение слов - соотнесение с картинкой.
- Много забав у детей зимой. Можно построить из снежных комьев крепость.
(Показ картинки.)
- Давайте поможем Колобку построить её.
- Первый ряд уже есть. (На доске «снежные комочки» с картинками: кот, кит, куб, жук, бык, лук)
- Второй ряд мы построим вместе. Для этого нужно прочитать слово на вашем комочке и найти такую картинку.
Дети выполняют задание.
- Ну, вот наша крепость готова. И прогулка тоже подошла к концу.
11.Итог. Рефлексия.
- Ребята, какой звук мы сегодня искали в слогах, словах? (К) Он гласный или согласный? (Согласный.)
- Вам понравилась наша зимняя прогулка с Колобком? Кому было трудно?
- Перед вами на столе два колобка: один грустный, другой весёлый.
Покажите такого Колобка, какое у вас сейчас настроение.
Сюрпризный момент. Колобок благодарит вас за прогулку и приготовил для вас сюрприз. Сейчас вы протянете ручку в волшебный мешочек, возьмете из него один предмет и узнаете, что это за подарок. (Конфеты–любимое лакомство со звуком К)