Просмотр содержимого документа
««Выделение признаков объектов»»
Направление: развитие пространственно-временной ориентировки
Цель: обучение выделению признаков
объектов на лексическом материале «Времена года»
Задачи:
- формировать представления о временных последовательностях (на материале времен года);
- выделять и словесно обозначать существенные признаки изучаемых объектов;
- формировать семантические поля (на материале темы «Времена года»).
КГУ «Общеобразоваельная средняя школа № 6»
г.Актау
КОРРЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ
Тема: «Выделение признаков объектов»
Учитель-дефектолог
первой квалификационной категории
Жумашева Ж.Б.
№ п/п
Задачи
Задания
Оборудование
Помощь
Вводная часть
1.
Организовать, психологически настроить детей на занятие
Упражнение «Ассоциации с погодой»
- Для того, чтобы нам узнать, кто с каким настроением пришел сегодня на занятие, давайте представим себя погодой.
Я сегодня как теплый весенний день, когда светит солнце, но еще не жарко, а тепло и безветренно. А вы?
Основная часть
2.
Ознакомить с задачами, мобилизовать детей на работу.
Формирование общеучебных умений: ориентировки в задании, планирования деятельности.
- Не зря мы начали сегодня с погоды, но чтобы точнее узнать, о чем мы будем говорить, вам нужно справиться с «Шифровками». Откройте конверт №1.
- У нас получились слова «зима», «весна», «лето», «осень». Как их можно назвать еще? Что это?
Конверты с шифровками «Времена года»
Помощь в соотнесении цифр и букв
3.
Развитие зрительного анализа предметно-сюжетных изображений
- А поры года похожи друг на друга? Чем они отличаются? (признаками)
- Давайте вспомним признаки пор года. Подойдите к нашему «природному окошку». Посмотрите внимательно и найдите признаки своей поры года, которую вы расшифровали вначале.
Стенд «Природное окошко»
4.
Уточнение и расширение лексико-морфологического запаса слов
- А сейчас мы с вами отвлечемся и поиграем чуть-чуть с мячом. Для того, чтобы у нас все получилось, давайте на минуту перенесемся в «русский язык» и вспомним части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
- Молодцы! Теперь я буду порой года, а вы моей частью речи.
- Я лето, ты мое имя прилагательное. Ты какое? И т.д.
- Отдохнули, теперь можем работать дальше. Следующее задание в конверте
№ 2. Откройте, посмотрите. Вам нужно распределить предметы по порам года.
- Давайте посмотрим на последовательность картинок и определим, что было раньше, что потом в каждой поре года. Подойдите каждый к своей поре года и распределите картинки по порядку.
- Проверьте друг друга, не допустили ли вы ошибок?
Конверты с предметными картинками
Вопросы проблемного характера (почему иногда капель можно отнести к зиме?)
6.
Развитие логического мышления (анализ и синтез).
Развитие произвольного внимания.
- Молодцы! Садитесь за парты, вам предстоит поработать в парах. Откройте конверт №3. Из данных слов вам надо собрать пословицы о временах года и объяснить их значение.
Конверты со словами пословиц
Стимулирующая помощь
Заключительная часть
7.
Развитие вербального мышления и слуховой памяти.
- Чтобы подвести итог занятия, мы поиграем в игру «Снежный ком». Подходите ко мне и становитесь в круг.
- У меня в руках маленький снежок – это основа наших знаний. Для того, чтобы он вырос, вам нужно вспомнить, что мы говорили о зиме? Весне? Лете? Осени?
- Вот какой ком у нас получился, вот какой багаж знаний мы выносим из нашего занятия.
Маленькие комочки с контактной лентой для соединения
Наводящие вопросы
Рефлексия занятия
8.
- А теперь расскажите, какая погода у вас на душе сейчас?
- Я очень рада, спасибо большое за
работу.
Самоанализ
Данная группа детей обучается по программе для лиц с интеллектуальной недостаточностью (1 отделение) на уровне общего среднего образования в классе интегрированного обучения и воспитания полной наполняемости. На основании диагностики у данной группы детей были выявлены следующие проблемы: недостаточность пространственно-временной ориентировки, сложности в выделении существенных признаков объектов, недостаточность словарного запаса. К данному занятию была запланирована тема «Выделение признаков объектов». (Зачитать задачи)
Задачи, поставленные к занятию, выделены на основе диагностики, актуальны для данной группы обучающихся, сформулированы через внутреннюю деятельность детей.
Данное занятие было построено в соответствии с методикой построения коррекционных занятий. Основной целью первой части являлась актуализация имеющихся знаний, создание эмоционального настроя на продуктивную работу. Вторая часть занятия была посвящена формированию новых знаний в соответствии с программными требованиями, расширению словарного запаса, формированию семантических полей по теме «Времена года». В соответствии с требованиями методики, наиболее продуктивным было использование частично-поискового метода, при помощи которого стимулировалась познавательная и речевая активность детей. Последняя часть занятия была посвящена закреплению изученного материала, формированию причинно-следственных связей, анализу уровня сформированности понятий для дальнейшего планирования коррекционной работы.
Уровень самостоятельности детей был достаточно высоким (или недостаточно), что связано в первую очередь, хорошим уровнем обученности детей. Детям была предложена необходимая стимулирующая, поддерживающая и обучающая помощь, что прогнозировалось при подготовке к занятию (можно указать пример помощи).
Мною поддерживался положительный эмоциональный фон деятельности на занятии, что достигалось при помощи использования словесных поощрений, специально подобранных иллюстраций (пособий и т.д.), своевременного оказания помощи для создания ситуации успеха, а так же игровых видов деятельности.
Выводы: задачи, поставленные к занятию, в основном были реализованы. В дальнейшем будет продолжена работа над … (например – расширением словарного запаса, развитием умения запоминать материал при помощи внешних опор…).