Постановка целей и задач на уроке.
Каждый этап, каждая минута урока должны быть подчинены продвижению к тому результату, который запланирован в основной цели.
Результативность любого урока начинается с умения учителя определить цель конкретного учебного занятия. Результативность предполагает движение от цели к отбору содержания и затем к выбору форм организации познавательной деятельности детей. Именно цель урока будет определять формы, способы и характер деятельности учителя и учащихся.
Однако даже грамотно сформулированная цель урока не имеет смысла, пока она не стала целью ученика. Школьник должен понимать значимость достижения цели, где он может использовать знания и умения, полученные на уроке. Цели объясняют ученику, что он изучает, зачем он работает.
1) Учитель, организуя учебную деятельность учащихся, должен учитывать три компонента – «знаю», «хочу» и «буду» - в принятии и достижении цели. Для этого необходимо владеть приёмами перевода нормативной цели в цель ученика, в учебную задачу, принятую учеником; приёмами привлечения учащихся к определению путей по её достижению; способами организации личностного целеполагания как его высшего проявления.
2) Цель – предвосхищаемый результат – образовательный продукт, который должен быть создан за определённый промежуток времени и его можно продиагностировать, т.е. цель должна быть проверяема. Охарактеризовать цель – значит ответить на вопросы: что именно должно быть достигнуто в результате, на что следует направить активность.
“цель – прогнозируемый учителем результат, который должен быть достигнут к концу урока” и что “сформулированная цель должна быть
а) четкой; б) понятной; в) достижимой; г) проверяемой; д) конкретной.”
3) Задача – это то, что нужно сделать, чтобы достичь цели. Другими словами, это средство для достижения цели. Чтобы её охарактеризовать, надо ответить на вопрос: как будет достигаться цель?
Учебная задача – не просто задание, которое выполняет ученик на уроке или дома, это цель по овладению обобщёнными способами действий, задача, которая ставится перед учащимися в форме проблемы. Является овладение учеником общим способом решения всех задач данного вида.
Практика показывает, что сформулировать тему и определить задачи урока под силу учащимся первого класса при определенных условиях. Время, затраченное на уроке на осознание темы и задач урока, восполняется результативностью учебного труда, успешностью учащихся, осознанной рефлексией урока.
4) Целеполагание в обучении – это установление учениками и учителем целей и задач обучения на определённых его этапах, определение и его принятие учебной задачи на определённом отрезке учебной деятельности.
5) Организация целеполагания на уроке – совокупность действий по определению, осознанию и конкретизации целей и задач урока.
Процесс целеполагания формирует не только мотив, потребность действия, учит целеустремленности, осмысленности действий и поступков, развивает познавательные и творческие способности. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.
С позиции учителя цель урока должна формулироваться через деятельность учащихся и планируемые результаты обучения. Для формирования цели урока считается значимым реализовать следующие принципы:
- планируется, что к окончанию урока ученики будут владеть следующими умениями …;
- планируется, что к окончанию урока ученики смогут выполнить следующий тематический тест (приводится содержание теста или ссылка на него);
- владение учениками умениями различать…, находить…, характеризовать …, решать… и т.д.
В процессе целеполагания учителю может помочь использование следующей опорной таблицы: 6)
Традиционный подход
к целеполаганию
Целеполагание
«от ученика»
Задачи этапа урока
(микроцели)
ознакомить учащихся с…
к концу урока будут знать
узнают…
вспомнят…
выработать умения…
будут уметь
повторят…
научатся…
закрепить навык
приобретут навык
закрепят…
поупражняются…
воспитывать интерес
к предмету
смогу поразмышлять…
задуматься о…
смогу проявить…
поразмышляют…
продемонстрируют…
Поставить перед школьником учебную задачу – это значит ввести его в ситуацию, требующую ориентации на общий способ её решения во всех возможных частных и конкретных вариантах условий. Например: обучая ребёнка выделять окончание в конкретных словах, учитель показывает ученику общий способ выделения окончаний в любых словах, а не только правильно разобрать данное слово.
Учебная задача – это задача, с помощью которой дети выделяют всеобщее основание решения целого класса задач. Первоначально задачи, предлагаемые ребёнку, являются, учебно-практическими.
Их решение преследует несколько целей:
7)- опираясь на имеющиеся в личном опыте ребёнка способы действий с объектами, научить его выделять, объективировать предмет изучения, т.е. преобразовывать практическую задачу в учебную (на математике, например, подбор подходящей, «такой же» дощечки, фигуры и т.д. приводит к выделению признаков объектов, овладению понятием «величина»);
8)- научить ребёнка действовать в рамках определённого предмета, анализировать, контролировать свои действия;
9)- обеспечить его средствами решения учебно-практических задач;
10)- вовлечь его в коллективно-распределённую деятельность.
На следующим этапе формирования учебной деятельности в ситуацию учебно-практической задачи включается понятие. Практическая задача трансформируется в учебно-исследовательскую: школьник анализирует условия происхождения теоретических понятий и овладевает соответствующими обобщёнными способами действий. Задача распадается на серию промежуточных подзадач, которые вытекают одна из другой, - решение их обеспечивает не только получение результата основной задачи, но и осознание обобщённого способа действия.
Обязательное условие, обеспечивающее принятие задачи, - насыщенность урока предметными действиями каждого ребёнка, в своём роде «думанье руками».
Предметные действия, контроль и оценка имеющегося способа действия занимают существенную часть урока постановки учебной задачи. Затем учащиеся, с успехом применявшие освоенный ранее способ, вдруг оказываются в ситуации, где внешне похожая задача не решается, старый способ не срабатывает. При этом поиск ответов на вопросы: «Что произошло? Почему? Что изменилось?» - является шагом на пути постановки задачи.
Таким образом, учителю на этапе постановки учебной задачи необходимо обеспечить следующие условия:
- 11)Создать ситуацию, в которой ребёнок обнаружит своё собственное суждение об обсуждаемом предмете: существование других точек зрения; недостаточность своего знания для решения возникшей задачи. Важно, чтобы понятийное противоречие было представлено через столкновение детских точек зрения в процессе организованной дискуссии. Только в этом случае задача найдёт эмоциональный отклик у каждого ребёнка, что обеспечит её принятие.
- 12)Обеспечить детей инструментом, позволяющим удержать, зафиксировать суть возникшей проблемы. Таким инструментом являются схемы, модели, детские рисунки, т.е. знаково- символические средства. Схемы, модели, рисунки, возникшие в результате поиска, являются летописью становления человека, умеющего учиться.
- 13)Обеспечить переход от отношения «спрашивающий учитель – отвечающий ученик» к отношению «спрашивающий ученик – учитель, помогающий ребёнку сформулировать свой вопрос и найти на него ответ».
Постановка учебной задачи – сложный процесс, как для учителя, так и для учащихся. Однако именно постановка учебной задачи определяет результативность учебного занятия. От того, насколько правильно поставлена учебная задача, зависит, куда дети направят свои познавательные усилия, к чему они будут стремиться в процессе деятельности. Учителю необходимо продумывать каждый шаг, каждый вопрос, каждое задание, чтобы учебная задача стала «собственной» задачей для детей, чтобы дети понимали значимость этой задачи и необходимость её решения.
Просмотр содержимого документа
«Постановка целей и задач на уроке»
Постановка целей и задач на уроке.
Каждый этап, каждая минута урока должны быть подчинены продвижению к тому результату, который запланирован в основной цели.
Результативность любого урока начинается с умения учителя определить цель конкретного учебного занятия. Результативность предполагает движение от цели к отбору содержания и затем к выбору форм организации познавательной деятельности детей. Именно цель урока будет определять формы, способы и характер деятельности учителя и учащихся.
Однако даже грамотно сформулированная цель урока не имеет смысла, пока она не стала целью ученика. Школьник должен понимать значимость достижения цели, где он может использовать знания и умения, полученные на уроке. Цели объясняют ученику , что он изучает, зачем он работает.
1) Учитель, организуя учебную деятельность учащихся, должен учитывать три компонента – «знаю», «хочу» и «буду» - в принятии и достижении цели. Для этого необходимо владеть приёмами перевода нормативной цели в цель ученика, в учебную задачу, принятую учеником; приёмами привлечения учащихся к определению путей по её достижению; способами организации личностного целеполагания как его высшего проявления.
2) Цель – предвосхищаемый результат – образовательный продукт, который должен быть создан за определённый промежуток времени и его можно продиагностировать, т.е. цель должна быть проверяема. Охарактеризовать цель – значит ответить на вопросы: что именно должно быть достигнуто в результате, на что следует направить активность.
“цель – прогнозируемый учителем результат, который должен быть достигнут к концу урока” и что “сформулированная цель должна быть
а) четкой; б) понятной; в) достижимой; г) проверяемой; д) конкретной.”
3) Задача – это то, что нужно сделать, чтобы достичь цели. Другими словами, это средство для достижения цели. Чтобы её охарактеризовать, надо ответить на вопрос: как будет достигаться цель?
Учебная задача – не просто задание, которое выполняет ученик на уроке или дома, это цель по овладению обобщёнными способами действий, задача, которая ставится перед учащимися в форме проблемы. Является овладение учеником общим способом решения всех задач данного вида.
Практика показывает, что сформулировать тему и определить задачи урока под силу учащимся первого класса при определенных условиях. Время, затраченное на уроке на осознание темы и задач урока, восполняется результативностью учебного труда, успешностью учащихся, осознанной рефлексией урока.
4) Целеполагание в обучении – это установление учениками и учителем целей и задач обучения на определённых его этапах, определение и его принятие учебной задачи на определённом отрезке учебной деятельности.
5) Организация целеполагания на уроке – совокупность действий по определению, осознанию и конкретизации целей и задач урока.
Процесс целеполагания формирует не только мотив, потребность действия, учит целеустремленности, осмысленности действий и поступков, развивает познавательные и творческие способности. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.
С позиции учителя цель урока должна формулироваться через деятельность учащихся и планируемые результаты обучения. Для формирования цели урока считается значимым реализовать следующие принципы:
- планируется, что к окончанию урока ученики будут владеть следующими умениями …;
- планируется, что к окончанию урока ученики смогут выполнить следующий тематический тест (приводится содержание теста или ссылка на него);
- владение учениками умениями различать…, находить…, характеризовать …, решать… и т.д.
В процессе целеполагания учителю может помочь использование следующей опорной таблицы: 6)
Традиционный подход к целеполаганию | Целеполагание «от ученика» | Задачи этапа урока (микроцели) |
ознакомить учащихся с… | к концу урока будут знать | узнают… вспомнят… |
выработать умения… | будут уметь | повторят… научатся… |
закрепить навык | приобретут навык | закрепят… поупражняются… |
воспитывать интерес к предмету | смогу поразмышлять… задуматься о… смогу проявить… | поразмышляют… продемонстрируют… |
Поставить перед школьником учебную задачу – это значит ввести его в ситуацию, требующую ориентации на общий способ её решения во всех возможных частных и конкретных вариантах условий. Например: обучая ребёнка выделять окончание в конкретных словах, учитель показывает ученику общий способ выделения окончаний в любых словах, а не только правильно разобрать данное слово.
Учебная задача – это задача, с помощью которой дети выделяют всеобщее основание решения целого класса задач. Первоначально задачи, предлагаемые ребёнку, являются, учебно-практическими.
Их решение преследует несколько целей:
7)- опираясь на имеющиеся в личном опыте ребёнка способы действий с объектами, научить его выделять , объективировать предмет изучения, т.е. преобразовывать практическую задачу в учебную (на математике, например, подбор подходящей, «такой же» дощечки, фигуры и т.д. приводит к выделению признаков объектов, овладению понятием «величина»);
8)- научить ребёнка действовать в рамках определённого предмета, анализировать, контролировать свои действия;
9)- обеспечить его средствами решения учебно-практических задач;
10)- вовлечь его в коллективно-распределённую деятельность.
На следующим этапе формирования учебной деятельности в ситуацию учебно-практической задачи включается понятие. Практическая задача трансформируется в учебно-исследовательскую: школьник анализирует условия происхождения теоретических понятий и овладевает соответствующими обобщёнными способами действий. Задача распадается на серию промежуточных подзадач, которые вытекают одна из другой, - решение их обеспечивает не только получение результата основной задачи, но и осознание обобщённого способа действия.
Обязательное условие, обеспечивающее принятие задачи, - насыщенность урока предметными действиями каждого ребёнка, в своём роде «думанье руками».
Предметные действия, контроль и оценка имеющегося способа действия занимают существенную часть урока постановки учебной задачи. Затем учащиеся, с успехом применявшие освоенный ранее способ, вдруг оказываются в ситуации, где внешне похожая задача не решается, старый способ не срабатывает. При этом поиск ответов на вопросы: «Что произошло? Почему? Что изменилось?» - является шагом на пути постановки задачи.
Таким образом, учителю на этапе постановки учебной задачи необходимо обеспечить следующие условия:
11)Создать ситуацию, в которой ребёнок обнаружит своё собственное суждение об обсуждаемом предмете: существование других точек зрения; недостаточность своего знания для решения возникшей задачи. Важно, чтобы понятийное противоречие было представлено через столкновение детских точек зрения в процессе организованной дискуссии. Только в этом случае задача найдёт эмоциональный отклик у каждого ребёнка, что обеспечит её принятие.
12)Обеспечить детей инструментом, позволяющим удержать, зафиксировать суть возникшей проблемы. Таким инструментом являются схемы, модели, детские рисунки, т.е. знаково- символические средства. Схемы, модели, рисунки, возникшие в результате поиска, являются летописью становления человека, умеющего учиться.
13)Обеспечить переход от отношения «спрашивающий учитель – отвечающий ученик» к отношению «спрашивающий ученик – учитель, помогающий ребёнку сформулировать свой вопрос и найти на него ответ».
Постановка учебной задачи – сложный процесс, как для учителя, так и для учащихся. Однако именно постановка учебной задачи определяет результативность учебного занятия. От того, насколько правильно поставлена учебная задача, зависит, куда дети направят свои познавательные усилия, к чему они будут стремиться в процессе деятельности. Учителю необходимо продумывать каждый шаг, каждый вопрос, каждое задание, чтобы учебная задача стала «собственной» задачей для детей, чтобы дети понимали значимость этой задачи и необходимость её решения.
Просмотр содержимого презентации
«презентация»
Три компонента- «знаю» «хочу» «буду»
Цель- образовательный продукт, который должен быть создан за определённый промежуток времени
Задача- это то, что нужно сделать, чтобы достичь цели
Целеполагание в обучении –это установление учениками и учителем целей и задач обучения на определённых его этапах
Организация и целеполагания на уроке- это совокупность действий по определению, осознанию, и конкретизации целей и задач урока
Традиционный подход
к целеполаганию
Целеполагание
ознакомить учащихся с …
«от ученика»
Задачи этапа урока
к концу урока будут знать
выработать умения…
(микроцели)
узнают…
закрепить навык
будут уметь
вспомнят…
повторят…
воспитывать интерес
приобретут навык
смогут поразмышлять…
к предмету
научатся…
закрепят…
поупражняются…
задуматься о…
поразмышляют…
смогут проявить…
продемонстрируют…
Цели: 1.Опираясь на имеющиеся в личном опыте ребёнка способы действий с объектами
2. Научить ребёнка действовать в рамках определённого предмета, анализировать , контролировать свои действия
3. Обеспечить его средствами решения учебно- практических задач
4. Вовлечь его в коллективно- распределённую деятельность
Условие: 1. Создать ситуацию, в которой ребёнок обнаружит своё собственное суждение
Условие: 2. Обеспечить детей инструментом, позволяющим зафиксировать суть возникшей проблемы
Условие 3. Обеспечить переход к отношению «спрашивающий ученик- учитель, помогающий сформулировать вопрос и найти на него ответ».