kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая рекомендация по теме "Постановка целей и задач на уроке"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Постановка  целей и задач на уроке.

  Каждый этап, каждая минута урока должны быть подчинены продвижению к тому результату, который запланирован в основной цели.

   Результативность любого урока начинается с умения учителя определить цель конкретного учебного занятия. Результативность предполагает движение от цели к отбору содержания и затем к выбору форм организации познавательной деятельности детей. Именно цель урока будет определять формы, способы и характер деятельности учителя и учащихся.

   Однако даже грамотно сформулированная цель урока не имеет смысла, пока она не стала целью ученика. Школьник должен понимать значимость достижения цели, где он может использовать знания и умения, полученные на уроке. Цели объясняют ученику, что он изучает, зачем он работает.

   1) Учитель, организуя учебную деятельность учащихся, должен учитывать три компонента – «знаю», «хочу» и «буду» - в принятии и достижении цели. Для этого необходимо владеть приёмами перевода нормативной цели в цель ученика, в учебную задачу, принятую учеником; приёмами привлечения учащихся к определению путей по её достижению; способами организации личностного целеполагания как его высшего проявления.

  2) Цель – предвосхищаемый результат – образовательный продукт, который должен быть создан за определённый промежуток времени и его можно продиагностировать, т.е. цель должна быть проверяема. Охарактеризовать цель – значит ответить на вопросы: что именно должно быть достигнуто в результате, на что следует направить активность.

“цель – прогнозируемый учителем результат, который должен быть достигнут к концу урока” и что “сформулированная цель должна быть
а) четкой; б) понятной; в) достижимой; г) проверяемой; д) конкретной.”

3)  Задача – это то, что нужно сделать, чтобы достичь цели. Другими словами, это средство для достижения цели. Чтобы её охарактеризовать, надо ответить на вопрос: как будет достигаться цель?

    Учебная задача – не просто задание, которое выполняет ученик на уроке или дома, это цель по овладению обобщёнными способами действий, задача, которая ставится перед учащимися в форме проблемы. Является овладение учеником общим способом решения всех задач данного вида.

       Практика показывает, что сформулировать тему и определить задачи урока под силу учащимся первого класса при определенных условиях. Время, затраченное на уроке на осознание темы и задач урока, восполняется результативностью учебного труда, успешностью учащихся, осознанной рефлексией урока.

   4) Целеполагание в обучении – это установление учениками и учителем целей и задач обучения на определённых его этапах, определение и его принятие учебной задачи на определённом отрезке учебной деятельности.

   5) Организация целеполагания на уроке – совокупность действий по определению, осознанию и конкретизации целей и задач урока.

   Процесс целеполагания формирует не только мотив, потребность действия, учит целеустремленности, осмысленности действий и поступков, развивает познавательные и творческие способности. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.

    С позиции учителя цель урока должна формулироваться через деятельность учащихся и планируемые результаты обучения. Для формирования цели урока считается  значимым реализовать следующие принципы:

- планируется, что  к окончанию урока ученики будут владеть следующими умениями …;

- планируется, что к окончанию урока ученики смогут выполнить следующий тематический тест (приводится содержание теста или ссылка на него);

- владение учениками умениями различать…, находить…, характеризовать …, решать… и т.д.

  В процессе целеполагания учителю может помочь использование следующей опорной таблицы: 6)

Традиционный подход

к целеполаганию

Целеполагание

«от ученика»

Задачи этапа урока

(микроцели)

ознакомить учащихся с…

к концу урока будут знать

узнают…

вспомнят…

выработать умения…

будут уметь

повторят…

научатся…

закрепить навык

приобретут навык

закрепят…

поупражняются…

воспитывать интерес

к предмету

смогу поразмышлять…

задуматься о…

смогу проявить…

поразмышляют…

продемонстрируют…

Поставить перед школьником учебную задачу – это значит ввести его в ситуацию, требующую ориентации на общий способ её решения во всех возможных частных и конкретных вариантах условий. Например: обучая ребёнка выделять окончание в конкретных словах, учитель показывает ученику общий способ выделения окончаний в любых словах, а не только правильно разобрать данное слово.

     Учебная задача – это задача, с помощью которой дети выделяют всеобщее основание решения целого класса задач. Первоначально задачи, предлагаемые ребёнку, являются, учебно-практическими.

    Их решение преследует несколько целей:

7)- опираясь на имеющиеся в личном опыте ребёнка способы действий с объектами, научить его выделять, объективировать предмет изучения, т.е. преобразовывать практическую задачу в учебную (на математике, например, подбор подходящей, «такой же» дощечки, фигуры и т.д. приводит к выделению признаков объектов, овладению понятием «величина»);

8)- научить ребёнка действовать в рамках определённого предмета, анализировать, контролировать свои действия;

9)- обеспечить его средствами решения учебно-практических задач;

10)- вовлечь его в коллективно-распределённую деятельность.

  На следующим этапе формирования учебной деятельности в ситуацию учебно-практической задачи включается понятие. Практическая задача трансформируется в учебно-исследовательскую: школьник анализирует условия происхождения теоретических понятий и овладевает соответствующими обобщёнными способами действий. Задача распадается на  серию промежуточных подзадач, которые вытекают одна из другой, - решение их обеспечивает не только получение результата основной задачи, но и осознание обобщённого способа действия.

    Обязательное условие, обеспечивающее принятие задачи, - насыщенность урока предметными действиями каждого ребёнка, в своём роде «думанье руками».

   Предметные действия, контроль и оценка имеющегося способа действия занимают существенную часть урока постановки учебной задачи. Затем учащиеся, с успехом применявшие освоенный ранее способ, вдруг оказываются в ситуации, где внешне похожая задача не решается, старый способ не срабатывает. При этом поиск ответов на вопросы: «Что произошло? Почему? Что изменилось?» - является шагом на пути постановки задачи.

    Таким образом, учителю на этапе постановки учебной задачи необходимо обеспечить следующие условия:

  1. 11)Создать ситуацию, в которой ребёнок обнаружит своё собственное суждение об обсуждаемом предмете: существование других точек зрения; недостаточность своего знания для решения возникшей задачи. Важно, чтобы понятийное противоречие было представлено через столкновение детских точек зрения в процессе организованной дискуссии. Только в этом случае задача найдёт эмоциональный отклик у каждого ребёнка, что обеспечит её принятие.
  2. 12)Обеспечить детей инструментом, позволяющим удержать, зафиксировать суть возникшей проблемы. Таким инструментом являются схемы, модели, детские рисунки, т.е. знаково- символические средства. Схемы, модели, рисунки, возникшие в результате поиска, являются летописью становления человека, умеющего учиться.
  3. 13)Обеспечить переход от отношения «спрашивающий учитель – отвечающий ученик» к отношению «спрашивающий ученик – учитель, помогающий ребёнку сформулировать свой вопрос и найти на него ответ».

  Постановка учебной задачи – сложный процесс, как для учителя, так и для учащихся. Однако именно постановка учебной задачи определяет результативность учебного занятия. От того, насколько правильно поставлена учебная задача, зависит, куда дети направят свои познавательные усилия, к чему они будут стремиться в процессе деятельности. Учителю необходимо продумывать каждый шаг, каждый вопрос, каждое задание, чтобы учебная задача стала «собственной» задачей для детей, чтобы дети понимали значимость этой задачи и необходимость её решения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Постановка целей и задач на уроке»

Постановка целей и задач на уроке.


Каждый этап, каждая минута урока должны быть подчинены продвижению к тому результату, который запланирован в основной цели.

Результативность любого урока начинается с умения учителя определить цель конкретного учебного занятия. Результативность предполагает движение от цели к отбору содержания и затем к выбору форм организации познавательной деятельности детей. Именно цель урока будет определять формы, способы и характер деятельности учителя и учащихся.

Однако даже грамотно сформулированная цель урока не имеет смысла, пока она не стала целью ученика. Школьник должен понимать значимость достижения цели, где он может использовать знания и умения, полученные на уроке. Цели объясняют ученику , что он изучает, зачем он работает.

1) Учитель, организуя учебную деятельность учащихся, должен учитывать три компонента – «знаю», «хочу» и «буду» - в принятии и достижении цели. Для этого необходимо владеть приёмами перевода нормативной цели в цель ученика, в учебную задачу, принятую учеником; приёмами привлечения учащихся к определению путей по её достижению; способами организации личностного целеполагания как его высшего проявления.

2) Цель – предвосхищаемый результат – образовательный продукт, который должен быть создан за определённый промежуток времени и его можно продиагностировать, т.е. цель должна быть проверяема. Охарактеризовать цель – значит ответить на вопросы: что именно должно быть достигнуто в результате, на что следует направить активность.

“цель – прогнозируемый учителем результат, который должен быть достигнут к концу урока” и что “сформулированная цель должна быть
а) четкой; б) понятной; в) достижимой; г) проверяемой; д) конкретной.”

3) Задача – это то, что нужно сделать, чтобы достичь цели. Другими словами, это средство для достижения цели. Чтобы её охарактеризовать, надо ответить на вопрос: как будет достигаться цель?

Учебная задача – не просто задание, которое выполняет ученик на уроке или дома, это цель по овладению обобщёнными способами действий, задача, которая ставится перед учащимися в форме проблемы. Является овладение учеником общим способом решения всех задач данного вида.

Практика показывает, что сформулировать тему и определить задачи урока под силу учащимся первого класса при определенных условиях. Время, затраченное на уроке на осознание темы и задач урока, восполняется результативностью учебного труда, успешностью учащихся, осознанной рефлексией урока.

4) Целеполагание в обучении – это установление учениками и учителем целей и задач обучения на определённых его этапах, определение и его принятие учебной задачи на определённом отрезке учебной деятельности.

5) Организация целеполагания на уроке – совокупность действий по определению, осознанию и конкретизации целей и задач урока.

Процесс целеполагания формирует не только мотив, потребность действия, учит целеустремленности, осмысленности действий и поступков, развивает познавательные и творческие способности. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.

С позиции учителя цель урока должна формулироваться через деятельность учащихся и планируемые результаты обучения. Для формирования цели урока считается значимым реализовать следующие принципы:

- планируется, что к окончанию урока ученики будут владеть следующими умениями …;

- планируется, что к окончанию урока ученики смогут выполнить следующий тематический тест (приводится содержание теста или ссылка на него);

- владение учениками умениями различать…, находить…, характеризовать …, решать… и т.д.

В процессе целеполагания учителю может помочь использование следующей опорной таблицы: 6)

Традиционный подход

к целеполаганию

Целеполагание

«от ученика»

Задачи этапа урока

(микроцели)

ознакомить учащихся с…

к концу урока будут знать

узнают…

вспомнят…

выработать умения…

будут уметь

повторят…

научатся…

закрепить навык

приобретут навык

закрепят…

поупражняются…

воспитывать интерес

к предмету

смогу поразмышлять…

задуматься о…

смогу проявить…

поразмышляют…

продемонстрируют…




Поставить перед школьником учебную задачу – это значит ввести его в ситуацию, требующую ориентации на общий способ её решения во всех возможных частных и конкретных вариантах условий. Например: обучая ребёнка выделять окончание в конкретных словах, учитель показывает ученику общий способ выделения окончаний в любых словах, а не только правильно разобрать данное слово.

Учебная задача – это задача, с помощью которой дети выделяют всеобщее основание решения целого класса задач. Первоначально задачи, предлагаемые ребёнку, являются, учебно-практическими.

Их решение преследует несколько целей:

7)- опираясь на имеющиеся в личном опыте ребёнка способы действий с объектами, научить его выделять , объективировать предмет изучения, т.е. преобразовывать практическую задачу в учебную (на математике, например, подбор подходящей, «такой же» дощечки, фигуры и т.д. приводит к выделению признаков объектов, овладению понятием «величина»);

8)- научить ребёнка действовать в рамках определённого предмета, анализировать, контролировать свои действия;

9)- обеспечить его средствами решения учебно-практических задач;

10)- вовлечь его в коллективно-распределённую деятельность.

На следующим этапе формирования учебной деятельности в ситуацию учебно-практической задачи включается понятие. Практическая задача трансформируется в учебно-исследовательскую: школьник анализирует условия происхождения теоретических понятий и овладевает соответствующими обобщёнными способами действий. Задача распадается на серию промежуточных подзадач, которые вытекают одна из другой, - решение их обеспечивает не только получение результата основной задачи, но и осознание обобщённого способа действия.

Обязательное условие, обеспечивающее принятие задачи, - насыщенность урока предметными действиями каждого ребёнка, в своём роде «думанье руками».

Предметные действия, контроль и оценка имеющегося способа действия занимают существенную часть урока постановки учебной задачи. Затем учащиеся, с успехом применявшие освоенный ранее способ, вдруг оказываются в ситуации, где внешне похожая задача не решается, старый способ не срабатывает. При этом поиск ответов на вопросы: «Что произошло? Почему? Что изменилось?» - является шагом на пути постановки задачи.

Таким образом, учителю на этапе постановки учебной задачи необходимо обеспечить следующие условия:


    1. 11)Создать ситуацию, в которой ребёнок обнаружит своё собственное суждение об обсуждаемом предмете: существование других точек зрения; недостаточность своего знания для решения возникшей задачи. Важно, чтобы понятийное противоречие было представлено через столкновение детских точек зрения в процессе организованной дискуссии. Только в этом случае задача найдёт эмоциональный отклик у каждого ребёнка, что обеспечит её принятие.

    2. 12)Обеспечить детей инструментом, позволяющим удержать, зафиксировать суть возникшей проблемы. Таким инструментом являются схемы, модели, детские рисунки, т.е. знаково- символические средства. Схемы, модели, рисунки, возникшие в результате поиска, являются летописью становления человека, умеющего учиться.

    3. 13)Обеспечить переход от отношения «спрашивающий учитель – отвечающий ученик» к отношению «спрашивающий ученик – учитель, помогающий ребёнку сформулировать свой вопрос и найти на него ответ».

Постановка учебной задачи – сложный процесс, как для учителя, так и для учащихся. Однако именно постановка учебной задачи определяет результативность учебного занятия. От того, насколько правильно поставлена учебная задача, зависит, куда дети направят свои познавательные усилия, к чему они будут стремиться в процессе деятельности. Учителю необходимо продумывать каждый шаг, каждый вопрос, каждое задание, чтобы учебная задача стала «собственной» задачей для детей, чтобы дети понимали значимость этой задачи и необходимость её решения.



Просмотр содержимого презентации
«презентация»

Три компонента-  «знаю»  «хочу»  «буду»

Три компонента- «знаю» «хочу» «буду»

Цель- образовательный продукт, который должен быть создан за определённый промежуток времени

Цель- образовательный продукт, который должен быть создан за определённый промежуток времени

Задача- это то, что нужно сделать, чтобы достичь цели

Задача- это то, что нужно сделать, чтобы достичь цели

Целеполагание  в обучении –это установление учениками и учителем целей и задач обучения на определённых его этапах

Целеполагание в обучении –это установление учениками и учителем целей и задач обучения на определённых его этапах

Организация и целеполагания на уроке- это совокупность действий по определению, осознанию, и конкретизации целей и задач урока

Организация и целеполагания на уроке- это совокупность действий по определению, осознанию, и конкретизации целей и задач урока

Традиционный подход к целеполаганию Целеполагание ознакомить учащихся с … «от ученика» Задачи этапа урока к концу урока будут знать выработать умения… (микроцели) узнают… закрепить навык будут уметь вспомнят… повторят… воспитывать интерес приобретут навык смогут поразмышлять… к предмету научатся… закрепят… поупражняются… задуматься о… поразмышляют… смогут проявить… продемонстрируют…

Традиционный подход

к целеполаганию

Целеполагание

ознакомить учащихся с …

«от ученика»

Задачи этапа урока

к концу урока будут знать

выработать умения…

(микроцели)

узнают…

закрепить навык

будут уметь

вспомнят…

повторят…

воспитывать интерес

приобретут навык

смогут поразмышлять…

к предмету

научатся…

закрепят…

поупражняются…

задуматься о…

поразмышляют…

смогут проявить…

продемонстрируют…

Цели:  1.Опираясь на имеющиеся в личном опыте ребёнка способы действий с объектами

Цели: 1.Опираясь на имеющиеся в личном опыте ребёнка способы действий с объектами

2. Научить ребёнка действовать в рамках определённого предмета, анализировать , контролировать свои действия

2. Научить ребёнка действовать в рамках определённого предмета, анализировать , контролировать свои действия

3. Обеспечить его средствами решения учебно- практических задач

3. Обеспечить его средствами решения учебно- практических задач

4. Вовлечь его в коллективно- распределённую деятельность

4. Вовлечь его в коллективно- распределённую деятельность

Условие:  1. Создать ситуацию, в которой ребёнок обнаружит своё собственное суждение

Условие: 1. Создать ситуацию, в которой ребёнок обнаружит своё собственное суждение

Условие:  2. Обеспечить детей инструментом, позволяющим зафиксировать суть возникшей проблемы

Условие: 2. Обеспечить детей инструментом, позволяющим зафиксировать суть возникшей проблемы

Условие  3. Обеспечить переход к отношению «спрашивающий ученик- учитель, помогающий сформулировать вопрос и найти на него ответ».

Условие 3. Обеспечить переход к отношению «спрашивающий ученик- учитель, помогающий сформулировать вопрос и найти на него ответ».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая рекомендация по теме "Постановка целей и задач на уроке"

Автор: Щегердюкова Наталья Николаевна

Дата: 20.02.2015

Номер свидетельства: 176757

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(229) "Методические рекомендации по теме "Рациональная организация самостоятельной работы учащихся на уроках иностранного языка" "
    ["seo_title"] => string(144) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-tiemie-ratsional-naia-orghanizatsiia-samostoiatiel-noi-raboty-uchashchikhsia-na-urokakh-inostrannogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "238771"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444651403"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Общие методические рекомендации по развитию связной устной речи на уроках географии."
    ["seo_title"] => string(102) "obshchiie_mietodichieskiie_riekomiendatsii_po_razvitiiu_sviaznoi_ustnoi_riechi_na_urokakh_ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "348305"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1476191793"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Доклад  на тему:  «Деятельность  учителя на уроках  математики» "
    ["seo_title"] => string(64) "doklad-na-tiemu-dieiatiel-nost-uchitielia-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "125098"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1414912809"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(216) "Методические рекомендации к проведению лабораторной  работы по электротехнике:  "Измерение удельного сопротивления" "
    ["seo_title"] => string(131) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-k-proviedieniiu-laboratornoi-raboty-po-eliektrotiekhnikie-izmierieniie-udiel-nogho-soprotivlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "118993"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413303722"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(266) "Методические рекомендации к проведению лабораторной работы по дисциплине: "Электротехника" по теме: "Измерение потерь напряжения в проводниках" "
    ["seo_title"] => string(162) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-k-proviedieniiu-laboratornoi-raboty-po-distsiplinie-eliektrotiekhnika-po-tiemie-izmierieniie-potier-napriazhieniia-v-provodnikakh"
    ["file_id"] => string(6) "120100"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413614904"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства