Занятие разработано для учащихся 2 классов, имеющих нарушения чтения и письма. обусловленные ФНР. На занятии дети знакомятся с акустической и артикуляционной характеристикой звуков, учатся различать звуки в слогах, словах, предложениях. На занятии предлагаются различные виды инровых заданий, заданий на коррекцию навыков чтения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема: Звуки [з] - [з,]. »
Конспект логопедического занятия с обучающимися 2 класса, имеющими нарушения чтения и письма, обусловленные ФНР.
Составила и провела
учитель-логопед
Манаенкова Ирина Валентиновна
Тема: Звуки [з] - [з,].
Цель занятия: познакомить со звуками [з],[з,]; дифференцировать данные звуки в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
- учить выделять звуки [з],[з,] в речи, сопоставлять их по твердости и мягкости;
- развивать фонематические восприятие, навыки звукового анализа и синтеза;
- учить правильно обозначать мягкость согласных на письме;
- формировать умения подбирать подходящие по смыслу слова для составления словосочетаний, предложений;
- развивать учебно-познавательную мотивацию, внимание, память и логическое мышление;
- воспитывать познавательный интерес к логопедическим занятиям через использование игровых приёмов;
- воспитывать уверенность в своих силах.
Оборудование: индивидуальные зеркала, предметные картинки, разрезные картинки зебры и зайца, слоговая таблица, графические изображения артикуляции звуков [з],[з,], звуковые линейки, карточки со словами для игры «Следопыт», карточки –сигналы синего и зеленого цвета, изображения настроения.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, дети! Как ваше настроение? Покажите на наших нарисованных лицах, какое у вас настроение.
II. Основная часть.
1. Артикуляционная гимнастика
Возьмите зеркала. Сделаем несколько упражнений.
Очень любит наш роток улыбаться. (“Улыбка”)
А подвижный язычок работой заниматься.
Наш язык лопатку сделал раз, два, (“Лопатка”)
А потом забор построил. Красота! (“Заборчик”)
Рядом с новеньким забором – желобок (“Желобок”)
По нему несется воздуха поток (упражнение на выработку воздушной струи)
Мясорубку надо делать не спеша (“Мясорубка”)
Физкультура получилась хороша.
2. Повторение ранее пройденного материала
На наборном полотне картинки, в которых есть звуки [с], [с,]: самолет, солнце, сирень, семена, силач, сыр.
Логопед: Определите звучание звуков [с], [с,] в этих словах и покажите сигнал (синий или зеленый кружок).
3. Подготовка к восприятию нового материала. Формулирование темы занятия
а) Отгадайте загадки.
Не впрягут меня в повозку. Я ношу наряд в полоску - Погляди, моя рубашка - Как у моряка тельняшка! Дом мой - в африканских недрах... Не лошадка я, а... (Зебра).
Он любитель грызть морковку, Ест капусту очень ловко, Скачет он то тут, то там, По полям и по лесам Серый, белый и косой, Кто, скажите, он такой? (Заяц)
У вас на партах лежат разрезные картинки. Соберите их. Какой первый звук в словах-отгадках?
Верно, как вы думаете, с какими звуками мы сегодня будем работать?
Сегодня мы поговорим о звуках [з], [з,] и буквах, которыми обозначают их на письме.
б) Сравнительная характеристика звуков [з], [з].
Логопед: Давайте охарактеризуем эти звуки. Произнесите звуки, наблюдая за собой в зеркало.
Дети: Звук [з] - согласный, т.к. есть преграда-язык. Губы улыбаются. Кончик языка лежит внизу, упираясь в передние зубы. Воздушная струя длинная, холодная, косо направлена вниз по желобку, расположенному по средней линии языка. Звук [з] согласный, твердый.
Звук [з, ] - согласный, т.к. есть преграда-язык. Губы улыбаются. Кончик языка внизу, упираясь в передние зубы. Средняя часть языка поднимается вперед вверх. Воздушная струя длинная, холодная, косо направлена вниз по желобку, расположенному по средней линии языка. Звук [з,] согласный, мягкий.
Кто произносит такой звук з-з-з? (Покажем пальчиками комара). Что общего при произнесении этих звуков? Чем они отличатся?
4. Дифференциация звуков [з],[з,] в слогах, словах.
а) Игра «Будь внимателен»: подними букву (зеленую и синюю), когда услышишь в слоге звуки [з],[з,].
За-зё-зы-зю-зи-зо.
б) Найди потерявшиеся половинки слов.
зу
ба
зи
за
га
ма
зон
бы
зар
мок
в) Игра «Пуговка». Найди место звука в слове. Детям предлагаются картинки (газета, мимоза, магазин, озеро, кукуруза, корзина). Они определяют место звука в слове.
в) Игра «Следопыт». Найди 9 слов, начинающихся на букву з:
з
а
п
а
х
й
ц
н
а
з
ф
а
ф
б
ю
д
с
х
ъ
е
з
а
с
о
в
с
н
н
р
р
в
б
б
ю
д
ж
э
с
ы
к
у
ц
ь
а
з
о
н
т
к
а
к
ы
ю
ь
у
ъ
э
ж
й
л
ц
у
э
р
б
э
ъ
щ
з
о
к
з
е
б
р
а
е
е
и
х
в
и
ш
щ
ъ
х
в
о
м
ъ
з
е
м
л
я
н
и
к
а
э
Запишите слова в 2 столбика (з-з,), обозначьте твердость-мягкость звуков в словах.
в) Отгадайте загадку:
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый - все довольны.
Так приятен он на вкус.
Что это за шар? (арбуз)
В каком месте слова находится звук? (в конце слова). Что надо сделать, чтобы правильно записать слово? Как проверить? Придумайте слова, в которых звуки будут находиться в «опасном» месте (игра с мячом).
5. Физминутка.
- Физминутка для глаз
6. Дифференциация звуков [з],[з,] в предложениях.
- Работа с деформированными предложениями.
Соберите «рассыпавшееся» предложение.
таз, моет, в, ваза, Лиза
Зина, музыка, любить
Запишите предложения в тетрадь.
7. Игра «Словесный аукцион».
Сейчас мы с вами поиграем. Назовите слова, которые запомнили на занятии (за правильный ответ дается жетон). В конце игры подсчитывается количество жетонов и определяется победитель.
III. Подведение итогов занятия.
С какими звуками мы сегодня работали? Какими буквами эти звуки обозначаются?
Что у них общего? В чем различия?
Поднимите карточки с тем настроением, какое у вас стало после этого занятия.
Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. – Москва: Просвещение, 1991.
Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда. – М.: ГНОМ и Д, 2007.
Галкина И. А. Электронные физминутки для глаз («Снеговик»)
Приложения:
1. Предметные картинки:
2. Разрезные картинки зебры и зайца.
3. Слоговая таблица:
зу
ба
зи
за
га
ма
зон
бы
зар
мок
4. Предметные картинки для игры «Пуговочка":
Карточки для работы с деформированным предложением: