Краткосрочный план урока грамоты
Тема: Звук [ш ],буквы Шш
Цели обучения, которым посвящен урок
1.1.9.1; Выделять звуки в словах и различать их признаки (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, глухие/звонкие)
1.1.9.2; Понимать, что слова состоят из слогов, определять количество и порядок слогов в слове
1.1.9.3 ; Понимать смыслоразличительную роль звука и ударения
1.2.9.1; Распознавать образ буквы и сопоставлять его со звуком
1.2.9.2; Понимать, какую работу выполняет буква в слове в зависимости от ее позиции (гласный как
показатель мягкости/твердости согласных
1.3.12.1; Ориентироваться на странице прописи, различать рабочую строку и межстрочное пространство, писать элементы букв
1.3.12.2; Писать прописные (заглавные) и строчные буквы и их соединения; писать разборчиво, в соответствии с гигиеническими требованиями
Учебные цели
Все учащиеся смогут:
• Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
• Выделять звук [ш] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова.
• Узнавать, сравнивать и различать заглавную и строчную, печатную и письменную буквы Шш
Большинство учащихся смогут:
Характеризовать выделенный звук с опорой на таблицу. Доказывать, что звук согласный, всегда твёрдый.
• Слышать звук в произносимых словах, определять место нового звука в слове.
• Приводить примеры слов со звуком в начале, середине, конце слова.
• Производить слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком.
*Работать в группе: отвечать по очереди, произносить слова отчетливо, внимательно слушать ответы каждого члена группы,
Некоторые учащиеся смогут:
Составлять предложения, контролировать и оценивать правильность ответов при работе в группах.
Языковая цель
Развитие навыков: обсуждать ответы на вопросы (в группе), делать самостоятельные выводы, давать полные, развернутые ответы на поставленные вопросы, подбор слов к схемам, чтение, анализ взаимоотношений друзей.
Полиязычие:
Шум –noise
Основные термины и словосочетания:
Слово, слог, звук, буква, схема, предложение.
Используемый язык для диалога/письма на уроке:
Вопросы для обсуждения:
- Может ли человек жить без друзей?
- Как надо отоситься к друзьям?
Материал прошедших уроков
Речь устная и письменная, предложение, знаки препинания в предложении, схема предложения, слово, слоги, ударение, схема слов, звуки речи, гласные и согласные звуки, ударные и безударные гласные, согласные твердые и мягкие, звуковые схемы, гласные буквы и гласные звуки, буквы
План
Создание положительного эмоционального настроя
- Приветствие “Здравствуйте!”
Хорошо, что солнце светит? (изображают солнце)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо, что дует ветер? (изображают ветер)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо идти с друзьями? (шагают)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо прижаться к маме? (обнимают себя)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо в краю родном? (разводят руки в стороны)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо там, где наш дом? (изображают дом)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо кружиться в танце? (кружатся)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
-Теперь закройте глаза, повторяйте за мной: «У меня хорошее настроение. Я могу быть добрым, терпеливым. Я успею сделать всё! Я буду предельно внимателен на уроке.
- Пусть урок принесёт вам радость познания!
Актуализация знаний
- Аутогенная тренировка. Постановка темы и цели урока.
-Что такое шум? (ответы детей)
Работа с сундучком.
Шум –шу- noise (нойс)
Шум можно услышать в природе. Я предлагаю послушать музыку и подумать, где в природе можно услышать шум? (шум моря). Закройте глаза и прислушайтесь. Дети слушают шум моря.
Откройте глаза
звуки моря
- Где вы оказались ? (у моря)
- Какой звук оно вам говорит? ШШШШШШШШ
- Кто может шипеть?
- Шипит змея (Ш-ш-ш-ш-ш)
- Шипит гусь? (Ш-ш-ш-ш-ш)
- Назовите тему урока. (Звуки [ш ],буквы Шш)
Цель урока: Распознавать образ буквы и сопоставлять его со звуком
- Как мы произносим звук [ш]? (воздух встречает преграду)
- В каком доме живет эта буква ? (в доме согласных) Почему ее поместили в нижней строке? (она обозначает глухой звук)
Вывод: Звук [ш] согласный, глухой, твердый, шипящий.
- Артикуляционная разминка.
Гри-ша Ми-ша На-та-ша
Как зовут этих ребят? Какое имя самое длинное? Почему? Сколько слогов? Докажите. Какой слог общий? Где находится этот слог?
- Почему у Гриши хорошее настроение? (Он умеет внимательно слушать.) А как вы можете слушать друг друга? Гриша хочет, чтобы вы прочитали ему пословицус веселым настроением, Маша- с грустным, Наташа- с сердитым.(Работа в группах)
Нет друга-ищи, а нашёл-береги.
- Может ли человек жить без друзей?
- Как надо отоситься к друзьям?
- В каком слове встретилась буква ш?
- Что заметили необычного? (после Ш –ё., а произносим звук твёрдо)
Работа по теме урока
- На что похожа буква
Знакомьтесь с буквой. Вот Ш с шариками, она еще и шарф одела. На что похожа буква?
Посмотри на букву Ш
Буква очень хороша,
Потому что из неё
Можно сделать Е и Ё.
2.(И) Возьми любой цветной карандаш и закрась те части рисунка, в которых ты видишь букву Ш.
- Что у нас получилось?
- Составим звуковую схему слова шапка.
3.(Ф) Находим слова с буквой Ш
- Напечатаембольшую букву “ш” на доске (превратим в шкаф) сложим в шкаф слова со звуком [ш]
Место звука [ш] в словах
- Давайте соберем в него как можно больше слов с этим звуком. (вставляют карточки со словами)
. Читаете слово и говорите, в каком месте вы слышите звук [ш] (в начале, в конце,в середине) Я тоже собрала слова, но в моих словах буква потерялась. Проверим, может ваши слова совпали с моими.
Дети читают слова по цепочке.
Физминутка
На каждый вопрос дети хором отвечают “Вот так!”
Как мы в школе живём?
- Вот так! (Дети вытягивают руки вперёд и показывают большой палец).
- Как мы в школу идём?
- Вот так! (Ходьба на месте).
- А как в школу бежим? (lдети показывают)
- Как мы в школе молчим?
- Вот так! (палец к губам)
- Как мы в школе грозим?
- Вот так!
- А сидим?
- Вот так! (Все тихо садятся) Услышали тишину? –В этом слове есть звук [ш]?
Работа по учебнику
1.Работа в паре. Чтение слогов, слов, текста.
2.Составление предложений по картинкам и схем предложений.
Работа в группах
Используя слог ша, попробуем сочинить чистоговорки, чтобы последнее слово заканчивалось на ша
ша-ша-ша-……………
шу-шу-шу-……………
шо-шо-шо -……………
ША-Ша-ша – мы ходим неспеша, посмотри на малыша
Шу-шу шу- я сижу и не дышу, я в кино спешу
Шо – шо – що –мне здесь хорошо.
Поработали вы хорошо, покажите как хорошо вы живете в школе
Составление критериев успеха:
- Последнее слово чистоговорки должно оканчиваться на соответствующий слог (ша, шо или шу) 1 балл
- Дополнительный 1 балл даётся если составили 2 строки
- Ещё один балл, если чистоговорку составил каждый участник группы
Работа групп.
Выступление групп.
Работа в прописи
Какое различие между заглавной и строчной буквами.
Гимнастика для глаз. Потереть ладошки друг о друга и приложить к глазам. Глазкам темно, тепло, глазки отдыхают.
Работа в прописи.
Итог урока. Рефлексия
Мы сегодня хорошо потрудились. Давайте вспомним, что нового узнали на уроке?
Мы говорили на уроке о букве ш и звуке, в парах поработали, а теперь найдите свою пару и прочитайте мои мысли о ваших успехах. Детям раздаются конверты с разрезанными деталями. Нужно из них сложить фигурки и прочитать полученное слово. (на сердечках, звездочах написаны слова: спасибо, хорошо, молодцы, здорово)