Просмотр содержимого документа
«Тема: Дифференциация звуков Ч – Ть в словах, словосочетаниях. »
Тема: Дифференциация звуков Ч – Ть в словах, словосочетаниях.
Цели и задачи: учить давать сравнительную характеристику звуков Ч – Ть; развивать навыки фонематического восприятия фонематического анализа; обогащать словарь; закреплять навыки словообразования при помощи суффиксов; развивать навыки ориентировки в пространстве, зрительное восприятие, навык письма.
Оборудование: буквы Ч – Ть, предметные картинки: черепашонок, утёнок, мяч, очки, чашка, ключ, чайник, бабочка, чёлн; карточки с записанными на них словами для составления словосочетаний.
Ход занятия
I. Оргмомент
1. Упражнения кинезиологической программы
2. Развитие слухового восприятия
ЛОГОПЕД: Послушайте пары слов и определите звуки, которыми они различаются. (Звуки Ч – Ть). Пара слов – это сколько слов?
ткач – ткать пугач* – пугать
Пугач – детская игрушка в виде пистолета.
3. Сформулировать тему занятия и записать её на доске
II. Основная часть
1. Произношение звуков и сравнение их по артикуляции
Ч – согласный, мягкий, глухой.
Ть – согласный, мягкий, глухой.
2. Знакомство с героями занятия (Черепашонок и утёнок)
- Как назовём детёныша черепахи? Как назовём детёныша утки? Как вы думаете, какой из звуков выберет для себя черепашонок, а какой – утёнок?
3. Развитие зрительных ориентировок
ЛОГОПЕД: Малыши нашли картинки. Они хотят с вами поиграть, рассмотрите предметы и определите, что где находится. Ответьте на вопросы. КАРТИНКИ:
очки мяч чайник
бабочка ключ чашка
- Что общего между этими предметами?
- Какой предмет лишний и почему?
- Где находятся очки?
- Что находится под мячом?
- Где находится чашка?
- Что находится слева от ключа?
- Найдите многозначное слово. Объясните его значение.
- Какие предметы можно объединить в одну группу по
какому – либо признаку?
4. Развитие зрительной памяти
ЛОГОПЕД: Запишите названия предметов по памяти и укажите наличие звуков занятия.
5. Развитие логического мышления и словаря
ЛОГОПЕД: Однажды черепашонок и утёнок захотели отправиться в путешествие. Скажите, на чём они могут плыть? (Катер, лодка, корабль, плот, пароход . . . ) Вы правильно выбрали предметы для путешествия, но друзья выбрали что – то иное. Что именно? Ответ на этот вопрос вы узнаете, если выполните задание.
- Отгадайте загадки и сложите из первых букв отгадок новое слово. Загадки:
1. Отгадайте, это кто? 2. Иголки лежали, лежали
Ходит в костяном пальто? И под стол убежали?
(Черепаха) (Ёжик)
3.Из железа тучка, 4. На носу ношу я рог,
А у тучки – ручка. Называюсь . . . . (носорог)
Эта тучка по порядку
Обошла за грядкой грядку.(Лейка)
- Какое слово у вас получилось? (Чёлн) Запишите это слово и сделайте звуковой анализ. Для этого используйте ручки красного, синего и зелёного цвета. ВЗАИМОПРОВЕРКА
6. Дифференциация Ч – Ть в словах.
ЛОГОПЕД: Черепашонок и утёнок сели в чёлн и поплыли по прекрасной реке. А чтобы было веселее, малыши придумали игру. Поиграйте вместе с ними, вставьте пропущенные буквы Ч – Т. Прочитайте получившиеся слова.
ту . . . ка по . . . та . . . ень пята . . . ок
све . . . а . . . игр . . . асы . . . яну . . . ка
п . . . и . . . ка . . . ита . . ть . . . еатр у . . . ята
Графический диктант. Логопед называет эти слова, дети записывают схему слоговую.
7. Грамматическое оформление словосочетаний
ЛОГОПЕД: Черепашонок и утёнок увидели на берегу насекомых и захотели с ними поиграть. Кто же эти насекомые, в названии которых есть звук Ч? (Светлячок, кузнечик, паучок, пчела, червячок).Новые знакомые дали задание нашим героям и вам. Соедините слова из левого столбика со словами из правого столбика линиями.