Ход занятия: 1.Оргмомент (комплексная разминка) 1. Дыхательное упражнение «Ракета». Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони свести вместе, плотно прижав друг к другу, подняться на носки, потянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком А, руки в такт выдоху опускаются вниз через стороны. 2. «Улыбка» - согнутые в локтях руки перед грудью ладонями вперед, губы и зубы сомкнуты. Растянуть разомкнутые губы, одновременно разводя руки в стороны, произнося длительно и протяжно звук И. 3. «Трубочка» - одновременно с длительным и протяжным произнесением звука У (губы вытянуть вперед трубочкой) вытянуть вперед руки, соединить ладони перед грудью. 4. «Болтушка» - рот широко открыт, прямые руки подняты вверх. Одновременно с движениями широкого мягкого языка вперед-назад, и в такт с этими движениями, также вперед-назад двигаются мягкие, расслабленные кисти рук (локти не сгибать). 5. «Лошадка» - прямые руки в стороны ладонями вниз. Одновременно с цоканьем языком сжимаются и разжимаются сначала кулаки обеих рук одновременно, затем поочередно то правой, то левой руки. - Руки опустите. Сделайте глубокий вдох, полный выдох. Садитесь. 2.Сообщение темы урока - Прочитайте загадку и отгадайте её. (Слайд № 1) - Дети отгадывают загадку. (Шарик) (Слайд № 2). - Составьте схему отгадки (фишки). - Назовите первый звук. Охарактеризуйте его (Ш – согласный, твёрдый, глухой). - Найдите соответствующую букву. (Слайд № 3) - Следующая загадка: (Слайд № 4) -Дети отгадывают загадку. (Жук) (Слайд № 5) - Составьте схему отгадки (фишки). - Назовите первый звук. (Слайд № 6).Охарактеризуйте его (Ж – согласный, твёрдый, звонкий). - Найдите соответствующую букву. - Назовите звуки сегодняшнего занятия (ш,ж). (Слайд № 7) - Чему же мы будем учиться на занятии? Какую цель перед собой поставим? - Молодцы! Сегодня мы будем учиться находить звуки Ш и Ж, различать их в словах и предложениях, не путать буквы при письме. (Слайд № 8) 3.Сравнение звуков по акустическим и артикуляционным признакам. - Произнесите звук Ш. На что он похож? (на шипение гуся) - Произнесите звук Ж. На что он похож? (на жужжание жука) - Чем похожи между собой звуки Ш и Ж? (одинаковое положение органов артикуляции: губы округлены, зубы сомкнуты, язык – чашечка, поднят вверх.) - Чем отличаются? (ш – глухой, произносим только с шумом, ж – звонкий, произносим с голосом и с шумом). (Слайд № 9) 4. Дифференциация звуков на уровне слога. - Открываем тетради, записываем сегодняшнюю дату. - Готовимся к слоговому диктанту: слушаем, повторяем, записываем. ша-жа-ша жа-жа-ша жу-шу-жу шо-жо-шо-жо ше-ше-же жу-шу - Проверяем. (Слайд № 10) Исправляем ошибки. Если нет ошибок, ставим себе «+». -Кто выполнил слоговой диктант без ошибок? Поднимите руку. - Молодцы! 5. Развитие зрительного восприятия. Сравнение букв Ш и Ж. - Мы выяснили, что звуки Ш и Ж очень похожи. Как вы думаете, похожи ли буквы? - Найдите на рисунке буквы Ш и Ж. Обведите букву Ш красным цветом, букву Ж – синим. - Сколько букв Ш вы нашли? (7) - Сколько букв Ж вы нашли? (5) (Слайд № 11) - Посмотрите на экран, проверьте себя. Кто нашел все буквы, поставьте себе «+» на листочках. 6. Дифференциация звуков Ш-Ж на уровне слова. Игра «Что лишнее?» Графическая запись слов. - Все найденные вами буквы прыгнули на экран и образовали слова. -Назовите предметы, изображенные на экране. - Найдите лишнюю картинку? - Почему она лишняя? - Запишите слово графически (по одному ученику у доски). Машина, ежи, лыжи, флажок. (Слайды № 12-13) Матрешка, ружьё, пушка, груши. (Слайды № 14-15) Жук, жёлуди, мышка, жираф. (Слайды № 16-17) Пружина, лягушка, медвежонок, ножи. (Слайды № 18-19) Шапка, шарф, подушка, медвежата. (Слайды № 20-21) - Кто записал слова графически без ошибок, ставит себе в тетради «+». 7. Физкультминутка. Упражнения на развитие мелкой моторики (зайчик, лисичка, ёжик). 8. Дифференциация звуков Ш-Ж на уровне предложения. Работа с деформированными предложениями. - О каких животных шла речь? - В названии какого из них встречается звук сегодняшнего занятия? (ёжик – звук Ж) - Ежик шел к нам на занятие, но заблудился. Давайте ему поможем. Чтобы найти ежика на картинке, выполним задания. (Слайд № 22) - Составьте из данных слов предложение, запишите его графически на доске: (Слайд № 23) Наташа, лужок, на, однажды, пошла. - Прочитайте полученное предложение по графической записи. - Как напишем слово «на»? (Отдельно, так как это предлог) - Запишите его в тетрадь так, как запомнили. Проверьте. (Слайд № 24) Аналогично предложения: Ёжик, на, выбежал, вдруг, дорожку. (Объяснить написание дорожка, ёжик, предлог на). (Слайды № 25-26) Спинке, ёжика, у, лежало, на, яблоко. (Объяснить написание ёжик, предлог на,у). (Слайды № 27-28) Пошла, за, Наташа, ёжиком. (Объяснить написание ёжик, предлог за). (Слайды № 29-30) - Кто записал предложения без ошибок, ставит себе в тетради «+». 9. Дифференциация звуков Ш-Ж на уровне текста. - Прочитайте полученные предложения. - Как вы думаете, что увидела Наташа? Как она поступила? Придумайте продолжение рассказа (2-3 предложения - устно), перескажите рассказ целиком. - Молодцы! Вы помогли ежику найти дорогу. Каждому из вас ежик дарит картинку, которую вы дома раскрасите – найдете ежика. (Слайд № 31) 10. Итог занятия. - А теперь давайте вспомним звуки сегодняшнего занятия. - Назовите слова с этими звуками, которые встретились вам в рассказе. Сначала со звуком Ш, затем со звуком Ж. – Сравним звуки Ш - Ж по произношению и характеристикам. - Какую цель вы ставили перед собой? (Слайд № 32) - Как вы считаете, достигли ли мы цели? Почему? - Посчитайте, сколько знаков «+» вы себе поставили? (4) -Молодцы! (Похвалить каждого ребенка) |