kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Подгрупповое занятие "Дифференциация звуков Л-Р в слогах, словах, словосочетаниях "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. Дифференциация звуков [Л] – [Р]  в слогах, словах, словосочетаниях.

Цель. Формировать умение дифференцировать звуки [Л] – [Р] в слогах, словах, словосочетаниях.

Задачи:

Обучающие:

- уточнить и закрепить правильную артикуляцию звуков [Л], [Р];

- закреплять правильное произношение звуков [Л], [Р] в словах, словосочетаниях;

- развивать навыки звукового анализа и синтеза.

Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;

- формировать пространственные представления;

- совершенствовать речемыслительные процессы (анализ, синтез, обобщение,  

умозаключение);

- учить запоминать необходимую информацию и правильно её воспроизводить;

- обогащать словарный запас;

Воспитательные:

- создавать положительную мотивацию к занятию путём вовлечения каждого ученика в активную деятельность;

- воспитание самоконтроля и мотивации к занятию;

Оборудование (ресурсы):

  • схема-таблица из 6 квадратов;

  • плакат, в центре которого нарисована ёлка, картинки: лук, баран, лопата, рак, булавка, носорог, молоток, ложка, гитара, палатка, сорока;

  • макет домика, мелкие игрушки – слон, жираф, зебра, бегемот, тигр;

  • картинки: булка – бурка, колобок – коробок, игра – игла, рама – лама, лак – рак, рампа – лампа;

  • очки, картинки: новые кроссовки, мягкий стул, ясный день, тупой угол, много воды, худой заяц, узкая лента, пустой стакан, сытый кот, горячий чайник, медленно ползает черепаха, длинный карандаш;

  • индивидуальные карточки.

    I.Организационный момент.

    - Здравствуйте! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Нам надо найти и  разгадать загадку.  Но сначала необходимо хорошо подготовиться, вернее потренировать наш язычок, чтобы он не уставал.

    II.Артикуляционная гимнастика

    «Вкусное варенье»

«Индюк»

III. Объяснение темы занятия.

- Вот посмотрите, что у меня есть! Это карта – маршрут, по которому мы будем двигаться (схема-таблица из 6 квадратов. В каждый квадрат в течение занятия будет записываться слово.)

- А путешествовать мы будем со звуками [Л] и [Р] – они везде сегодня будут нас сопровождать и нам их путать нельзя!

- Как можно  перемещаться? Можно на пароходе, можно на самолете.

IV. Проговаривание изолированных  звуков и анализ правильной артикуляции.

Давайте вспомним звук парохода -  л-л-л-л…

- Как правильно произносится этот звук?

 При произнесении звука [Л]:

  • положение губ нейтральное,

  • зубы сближены до расстояния 2-4 мм,

  • кончик языка поднят и прижат к основанию верхних резцов,

  • слабая струя воздуха проходит по бокам языка,

  • голосовые складки сомкнуты – производят голос.

    - А теперь звук моторов самолета -  р-р-р-р…

При произнесении звука [Р]:

  • положение губ нейтральное,

  • зубы сближены до расстояния 4-5 мм,

  • кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов – он напряжен и вибрирует,

  • боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,

  • сильная струя воздуха проходит посередине,

  • голосовые складки сомкнуты – производят голос.

    V.  Какие эти звуки? (согласные, звонкие, твердые)

    VI. Связь звуков с буквами.

    - Проведите контур любой из этих букв на ладошке  друг у друга (один пишет, другой с закрытыми глазами угадывает).

    VII. Дифференциация звуков в слогах – игра с мячом:

    Ра-ра-ла          ла-ла-ра              ру-ру-лу             лы-ры-лы

    Ло-ло-ро                   ро-ро-ло             лу-лу-ру              рэ-лэ-рэ

    VIII. Дифференциация звуков в словах.

    - Итак, мы хорошо подготовились! А теперь пришло время отправляться в путь. Карта разделена на части (6 квадратов).

  • Найдите верхний правый квадрат.

          (Плакат, в центре которого нарисована ёлка, а вокруг неё разложены картинки: лук, баран, лопата, рак, булавка, носорог, молоток, ложка, гитара, палатка, сорока)

    • А сейчас мы где? (На зеленой поляне).

    • Назовите картинки! (Один ученик называет слова со звуком [Л], другой – со звуком [Р].)

    • Что в центре? (Ёлка.)

    • Что справа от елки? Слева?

    • Найдите картинку, которая расположена выше палатки, но ниже барана! (Лук)

  • Отправляемся дальше. Найдите нижний центральный квадрат. Мы прибыли в Африку.

    Физминутка «Дерево»

    Первое упражнение – «поза дерева». Сели за парту, ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Сделали спокойный вдох и выдох и плавно подняли руки вверх, ладонями друг к другу. Потянулись всем телом. Внимание – на позвоночник. Дыхание спокойное. Представьте себя деревом. Оно корнями глубоко вросло в землю. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу. Ваш организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем. Удержите позу 15-20 секунд. Затем руки плавно опустите и расслабьтесь. Это упражнение можно выполнять и в положении стоя.

    - Нас встречают звери. Определите на ощупь животных (мелкие игрушки – слон, жираф, зебра, бегемот, тигр).

    - Вот домик. Разложите всех зверей у домика. Кого за дом, кого в дом, кого перед домом, кого на балкон, кого за дом…

    - Скажите, кто где спрятался.

    - Найдите «лишнее» животное. (Бегемот).  

    - Почему? (Нет звуков Л, Р)

    - Откуда возьмем бегемота?

    - А теперь найдите «лишнего» из оставшихся! (Слон.)

    - Почему? (В слове СЛОН нет звук Р, как в других названиях.)

    - Откуда возьмем слона?

        - Итак, вторая подсказка у нас! – Слон.

  • Найдите верхний центральный квадрат. (Индивидуальные карточки).

    - Нужно вставить «потерянные» буквы.

    - Какие буквы нам сегодня нужны? (Л, Р). 

Яб_око       а_бузы       ха_ат       го_ох          до_ога           го_уби       д_уг

- Какое слово без картинки?  (Друг)

  • Найдите нижний правый квадрат.

Даны слова-паронимы (раздаются картинки в перепутанном виде).

  • Задание: дети определяют звук (Л или Р) в слове, затем меняют его на дифференцируемый и произносят получившееся слово.

    - Какие получились пары?

    Булка – бурка

    Колобок – коробок

    Игра – игла

    Рама – лама

    Лак – рак

    Рампа – лампа.

    2. Подберите нужное слово. Интересная… (игра).

    IX. Дифференциация звуков Л-Р в словосочетаниях.

    Найдите верхний левый квадрат.

          1.  Мы попали в Капризную страну. Все жители носят очки, с помощью которых всё видится наоборот.

    - Давайте проверим. Наденьте очки. Я буду вам показывать картинки, а вы будете говорить так, как говорят жители этой страны.

    Новые кроссовки – старые кроссовки

    Мягкий стул – твердый стул

    Ясный день – пасмурный день

    Тупой угол – острый угол

    Много воды – мало воды

    Худой заяц – толстая зайчиха

    Узкая лента – широкая лента

    Пустой стакан – полный стакан

    Сытый кот – голодный кот

    Горячий чайник – холодное эскимо

    Медленно ползает черепаха – быстро скачет конь

    Длинный карандаш – короткий карандаш.

    2. Какое слово подойдет к моему. Мягкий… (стул).

    IX. Итог занятия.

    • Какой остался квадрат? (Нижний левый квадрат).

      - А вот и наступило время разгадки. Давайте соберем все найденные слова и запишем в кроссворд: друг, слон, игра, стул, лук.

      -  Вспоминайте, называйте и вписывайте слова по тому порядку, в каком мы их собрали.

- Разгадали вы загадку?

- Какое слово спряталось в кроссворде? (Лодка.)

- Какие звуки сегодня нам помогали путешествовать? (Л – Р).

- Что общего у этих звуков? (Язык поднимается кверху)

- Чем они различаются? ([Л] – язык прижимается к нёбу, воздушная струя идёт по бокам; [Р] – язык дрожит, воздушная струя идёт вперёд.)

X.  Оценка детей на занятии.            

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Подгрупповое занятие "Дифференциация звуков Л-Р в слогах, словах, словосочетаниях " »


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Подгрупповое занятие "Дифференциация звуков Л-Р в слогах, словах, словосочетаниях "

Автор: Кулагина Елена Анатольевна

Дата: 05.06.2015

Номер свидетельства: 217885

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "«Дифференциация звуков [С]- [Ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях» для обучающихся с РАС."
    ["seo_title"] => string(80) "differentsiatsiia_zvukov_s_sh_v_slogakh_slovakh_slovosochetaniiakh_i_predlozheni"
    ["file_id"] => string(6) "589752"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1635329012"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(256) "Конспект подгруппового логопедического занятия на тему: Дифференциации звуков [с] [с’] [з] [з’] и  букв с-з на материале слов и словосочетаний"
    ["seo_title"] => string(129) "konspiektpodghruppovoghologhopiedichieskoghozaniatiianatiemudiffierientsiatsiizvukovsszzibukvsznamatierialieslovislovosochietanii"
    ["file_id"] => string(6) "304193"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457682223"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "конспект коррекционного подгруппового занятия " Путешествие в Шахматную страну" "
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-korriektsionnogho-podghruppovogho-zaniatiia-putieshiestviie-v-shakhmatnuiu-stranu"
    ["file_id"] => string(6) "162650"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422377781"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Игровые приемы при автоматизации звуков на примере звука С ( в помощь логопеду)"
    ["seo_title"] => string(80) "ighrovyie_priiemy_pri_avtomatizatsii_zvukov_na_primierie_zvuka_s_v_pomoshch_logh"
    ["file_id"] => string(6) "362772"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1480169503"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект логопедического занятия "Поможем почтальону" "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-loghopiedichieskogho-zaniatiia-pomozhiem-pochtal-onu"
    ["file_id"] => string(6) "198527"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428416185"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства