Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия на тему: «Дифференциация звуков и букв Г-К в слогах, словах, словосочетаниях».»
Конспект занятия на тему: «Дифференциация звуков и букв Г-К в слогах, словах, словосочетаниях».
Цель: научить детей дифференцировать звуки и буквы Г-К при написании слогов, слов, словосочетаний.
Задачи:
Образовательные:
Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков [г] и [к].
Развитие навыков звукобуквенного анализа.
Совершенствование умения составлять словосочетания с предложенными словами.
Расширение и уточнение словарного запаса.
Совершенствование умения работать с символами.
Коррекционные:
Развитие фонематического восприятия звуков [г] и [к].
Развитие слухового внимания, слуховой памяти, логического мышления.
Совершенствование умения характеризовать звуки.
Воспитательные:
Воспитывать инициативность детей, уважение друг к другу.
Повышать мотивацию детей к обучению.
Формируемые универсальные учебные действия:
Регулятивные:
Нахождение ошибок, как с помощью взрослого, так и самостоятельно.
Доведение начатого до конца.
Познавательные:
Общеучебные:
Выделять и формулировать познавательную цель.
Контролировать и оценивать результаты своей деятельности.
Логические:
Развивать умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, обосновывать свою точку зрения.
Оборудование: картинка попугая Кеши и Гнома (или игрушки); символьное изображение согласных звуков, твёрдых, мягких, звонких, глухих согласных; электронное изображение зашумлённой картинки, зашифрованных слогов, пар слов со звуками [г] и [к], слов для составления словосочетаний, напечатанные карточки с парами слов, раскраска попугая Кеши и гнома на каждого ребёнка.
Ход занятия.
Организационный момент.
Логопед: Ребята, здравствуйте, садитесь. Я очень рада вас видеть.
Формулирование цели занятия.
Логопед: Посмотрите, пожалуйста, на экран. Отгадайте, какие картинки спрятались от вас?
Дети: гиря, гриб, кость, кисточка.
Логопед: Молодцы! Назовите первые звуки в этих словах.
Логопед: Правильно! Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на занятии?
Дети: Проходить звуки [г] и [к].
Логопед: Да, мы с вами уже научились различать звуки [г]- [г’] и [к]- [к’]. А сегодня мы будем различать между собой звуки и буквы [г] и [к] на письме. Откройте тетради, запишите число и тему занятия.
Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков «г» и «к».
Логопед: Давайте произнесём звук [к], теперь [г] и вспомним, как расположены губы, когда вы произнесли эти звуки?
Дети: в виде круга
Логопед: А как расположен язык?
Дети: корень языка прижимается к нёбу.
Логопед: Хорошо, раз воздух встречает преграду при произнесении звуков [г] и [к], значит, они гласные или согласные?
Дети: согласные.
Логопед: Правильно. А раз артикуляция звуков [г] и [к] так похожа, как же нам их различить?
Дети: [г] – звонкий, [к] – глухой.
Логопед: Правильно. (При необходимости проверяем, прикладывая ладонь к горлу). Напомните мне, пожалуйста, буквы Г и К обозначают – твёрдые или мягкие звуки?
Дети: могут бытьтвёрдые и мягкие.
Логопед: Замечательно, Ефим, выбери из символов вывешенных на доске те, которые подойдут к звукам [г] - [г’], (синий колокольчик, зелёный колокольчик), Никита, а ты выбери символы для звуков [к] - [к’] (синие наушники,зелёные наушники).
Логопед: Хорошо.
Дифференциация звуков [г] - [к] в слогах.
Логопед: Посмотрите на экран, разгадайте слоги, которые я зашифровала, и запишите их через запятую в тетрадь. (ги, ке, ка, гё, ну, го, кю, гя, кы)
Дети: да
Дети записывают слоги в тетрадь, затем по очереди читают.
Дифференциация букв и звуков [г] - [к] в словах. Игра «Найди пару».
А) Развитие навыков звукобуквенного анализа.
Логопед: Очень хорошо. А теперь сыграем в игру «Найди пару». (Раздать листочки с напечатанными словами). Вы должны прочитать слова и соединить линии пары слов, которые похожи по произношению и звучанию.
Дети выполняют задание. Затем по очереди читают пары слов, а логопед показывает соответствующие картинки на слайдах. Объясняет многозначность слов «губки», «колос», «кол», значение непонятных детям слов.
Найди пары слов, соедини их линиями.
К ора Гол
К рот Галька
К убки Год
Кот Губки
К олос Грот
Калька Голос
Кол Гора
Логопед: Молодцы! А теперь выходите к доске. Посмотрите, на доске висят 2 картинки. (попугая Кеши и Гнома). Кто это?
Дети: Кеша и гном.
Логопед: Молодцы! Как вы думаете, что мы сейчас будем делать?
Дети: под Кешей писать слова со звуками [к] - [к’], а под Гномом со звуками [г] - [г’].
Логопед: Молодцы, теперь возьмите синий и зелёный мелки и отметьте в своих словах твёрдые и мягкие звуки занятия.
Дифференциация букв и звуков [г] - [к] в словосочетаниях.
Логопед: Чудесно, Кеша и гном приготовили для вас ещё одно задание. Составьте из слогов, записанных на доске слова. Запишите их в столбик в тетрадь.
Вый, шёл, ко – шёлковый, тый, ло, го, сис – голосистый, со, вы, ка, я – высокая, чё, коп, я, на – копчёная.
Дети записывают и по очереди читают слова.
Логопед: Хорошо, а теперь посмотрите на экран и назовите картинки.
Дети: петух, гора, колбаса, галстук.
Логопед: Хорошо. Вам нужно распределить эти слова по словам-признакам, которые вы записали в тетрадь и записать их рядом с ними. У вас получатся словосочетания.
Дети подписывают слова, у них получаются словосочетания: «шёлковый галстук», «голосистый петушок», «высокая гора», «копчёная колбаса».
Логопед: давайте прочитаем, какие словосочетания вы составили.
Дети по очереди читают словосочетания.
Подведение итогов занятия:
Логопед: Замечательно, ребята! Итак, какие буквы мы повторили?
Дети: Г, К
Логопед: Правильно. Назовите звуки, которые обозначаются этими буквами.
Дети: звуки [г] - [г’] и [к] - [к’].
Логопед: Охарактеризуйте звук [г] .
Дети: Звук [г] – согласный, твёрдый, звонкий.
Логопед: Охарактеризуйте звук [г’].
Дети: Звук [г’] – согласный, мягкий, звонкий.
Логопед: Охарактеризуйте звук [к] .
Дети: Звук [к] – согласный, твёрдый, глухой.
Логопед: Охарактеризуйте звук [г’].
Дети: Звук [к’] – согласный, мягкий, глухой.
Рефлексия:
Логопед: Правильно! Оцените свою работу на занятии. Если всё было легко, ставьте на полях зелёный кружок. Если было немного трудно, и были ошибки – жёлтый кружок. А если было очень трудно и было много ошибок - красный кружок.
Вы сегодня хорошо поработали, хотя и допускали ошибки. Кеше и гному понравилось с вами играть и в подарок они дарят вам свои портреты, которые вы сможете раскрасить. Спасибо. Занятие окончено.