kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа "Веселые пальчики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание условий, способствующих развитию мелкой моторики рук для подготовки детей к овладению письма

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Веселые пальчики"»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



«Рука – это вышедший наружу мозг человека»

И. Кант

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». В. А. Сухомлинский

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества. В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни и своё место в ней, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами, своё умение владеть телом, голосом, речью и т. д. Поэтому творчество, развитие творчества - одна из главных задач воспитания.



Актуальность программы

Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном и школьном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Новизна программы

  • подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики;

  • занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Отличительные особенности данной программы

Данная программа направлена на всестороннее развитие ребёнка. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.

Отличительная особенность программы состоит в использовании нетрадиционных техник для развития ручной умелости: скатывание бумажных шариков, обрывание бумаги, работа с пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами и другими материалами.

Одним из важных направлений программы является работа с родителями. Основной задачей на начальном этапе является - формирование у родителей мотивации к работе с детьми.

После проведения диагностики для того, чтобы определить уровень развития мелкой моторики и координации движений рук, проводятся индивидуальные беседы с родителями. Цель бесед – налаживание контактов, определение уровня наблюдательности, степень понимания ребенка взрослым, сообщения о диагностических данных.

В качестве эффективного средства знакомства родителей с особенностями мелкой моторики предлагается их участие на занятиях, где они могут познакомиться с методами и приемами работы. Таким образом, из зрителей родители превращаются в активных участников.

Цель программы: создание условий, способствующих развитию мелкой моторики рук для подготовки детей к овладению письмом.

Задачи программы:

Воспитательные:

  1. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость.

  2. Воспитывать внимательность к выполнению заданий.

  3. Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.

Развивающие:

  1. Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.

  2. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

  3. Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.

Образовательные

  1. Научить детей владеть графическими навыками письма

  2. Формировать навыки исполнительского мастерства.

  3. Формировать умение воплощать свои идеи в художественный образ.

Формы и режим занятий:

Программа рассчитана на 1 занятия в неделю. Занятия проводятся в подгруппах (6-10 человек) по 25-30 минут как кружковая работа, и предполагают использование следующих форм:

  • беседа

  • экскурсия

  • дидактическая игра

  • ролевая игра

  • физические упражнения

  • коллективное творчество

  • индивидуальная корректировка действий.

В работе используются разные подходы, методы, приемы: диагностирование детей, организация работы с семьей, взаимодействие со школой, организация обучения детей в свободной самостоятельной деятельности, индивидуальной работе, в форме фронтальных занятий.

Направленность программы:

Программа включает в себя следующие разделы:

  • пальчиковая гимнастика

  • оригами

  • конструирование

  • графические упражнения

  • игры и действия с предметами

  • лепка

  • аппликация.

В разделе «Пальчиковая гимнастика» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.

В разделах «Оригами» и «Аппликация» дети знакомятся со свойствами бумаги, постигают начало плоскостной и пространственной геометрии.

В разделе «Конструирование» в процессе деятельности изображают предметы их действительности, создают элементарную скульптуру, что способствует развитию детского творчества, обогащению детей изобразительными и техническими умениями, созданию интереса к данному виду деятельности, дети развивают координацию кисти, логическое мышление и пространственное воображение, учатся пользоваться клеем и ножницами.

В разделе «Графические упражнения» игра поможет улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память, кроме этого ребенок учится правильно держать ручку и карандаш, что очень важно в процессе деятельности.

В разделе «Игры и действия с предметами» для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.

Раздел «Лепка». Занятия лепкой способствуют развитию чувства осязания обеих рук. И лепка подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к освоению некоторых математических и геометрических представлений.

Результатом работы по данной программе должно стать:

  • Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей до уровня соответствующего данному возрасту.

  • Овладение разными видами трудовой деятельности.

  • Умение создавать художественный образ своего изделия.

  • Овладение приемами работы с разными инструментами.

  • Умение соотносить форму, пропорцию и фактуру изделия.

  • Овладение нормами этики поведения.

Срок реализации программы:

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Ожидаемые результаты и способы определения из результативности:

К концу года обучения дети

должны знать:

  • виды мозаики (контурная, сплошная, с просветами и без);

  • виды штриховки (простая и комбинированная);

  • виды шнуровки (крестообразная, через край, параллельная);

  • понятия “диагональ”, “сторона”, “центр”, “раскрывающийся угол”, “нераскрывающийся угол”, “симметрия”, “трафарет”;

  • понятия “шар”, “цилиндр”, “куб”, “диск”;

должны уметь:

  • изготавливать поделки в технике “аппликация”, “оригами” по образцу;

  • пользоваться ножницами, вырезать простейшие детали по контуру;

  • плести косички из ниток;

  • выполнять шнуровку;

  • вырезать симметричные детали



Формы подведения итогов реализации программы:

В течение всего периода обучения поэтапно проводится мониторинг уровня усвоения знаний и формирования навыков у детей на начальном, промежуточном, итоговом этапах. Для проведения мониторинга образовательного процесса используются разные формы:

  • самостоятельные работы,

  • беседа,

  • выставки работ,

  • участие в конкурсах.

Учебно-тематический план



Содержание

Кол-во часов

всего

теория

практика

1

Диагностика

1 ч

-

1 ч

2

Пальчиковая гимнастика

4 ч

-

4 ч

2.1

«Рыбки»,




2.2

«В лес идем мы погулять»




2.3

«Буратино»




2.4

«Как мы поили телят»,




2.5

«Встреч«Встреча птиц»




3

Оригами

6 ч

1 ч

7 ч

3.1

понятия “диагональ”, “сторона”, “центр



3.2

Знакомство с различными видами углов (раскрывающиеся, нераскрывающиеся).



3.3

Техника Инструктаж по технике безопас. безопасности при работе с бумагой и ножницами.




3.4

Изготовления «Цветы любимой мамочке»1ч



3.5

«Фуражка для папы»



3.6

«В зоопарке»




4

Конструирование

8 ч

2 ч

11 ч

4.1

Работа с конструкторами, самостоятельное изготовление различных предметов по заданию педагога.



4.2

Комбинирование различных форм в изделии.



4.3

Алгоритм работы с конструктором.



4.4

Техника Техника безопасности при работе с колющими и режущими предметами.




4.5

«Город будущего»,



4.6

«Я соблюдаю ПДД»



4.7

«Бумажные фрукты и овощи».




Беседа о культуре общения « Я и мои друзья»




5

Графические упражнения

24 ч

4 ч

23 ч

5.1

Выполнение различных видов штриховки (простая, комбинированная)



5.2

Рисование по клеточкам (по образцу и под диктовку);




5.3

графические игры (дорисуй, обведи по контуру, построй фигуру, симметричную данной);



5.4

работа с трафаретами;



5.5

графические диктанты. «Деревья»,



5.6

графические диктанты. «Ракета»,



5.7

графические диктанты. «Рыбка»,



5.8

графические диктанты. «Олень»,



5.9

гграфические диктанты

«Чашка»



6

Игры и действия с предметами

19ч



6.1

нанизывание бус и пуговиц



6.2

плетение косичек из ниток



6.3

венков из цветов



6.4

различные виды шнуровки



6.5

сортировка круп



6.6

работа с мозаикой и строительными материалами



6.7

игры с массажными мячами и предметами разной фактуры



6.8

игры на развитие тактильной памяти “Кот в мешке”, «Туристы в горах»,



7

Лепка



7.1

Закреплять умение лепить птиц, животных, людей по типу народных игрушек, формировать умения украшать узорами предметы декоративного искусства



7.2

расписывать изделия гуашью, украшать их налепами, и использовать стеку.



7.3

Филимоновская игрушка «Петушок»



7.4

Филимоновская игрушка , «Чайный сервиз»




Филимоновская игрушка «Топают по Африке слоны, носороги, бегемоты».



8

Аппликация



8.1

Научить детей вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие.



8.2

Создавать из этих фигур изображения разных предметов или декоративные композиции



8.3

Познакомить детей с приемом обрывания с целью создания выразительных образов




8.4

«Флаг России»,



8.5

«Золотые березы»



Содержание курса


  • Диагностика 1 ч

Проведение диагностических исследований, появление новых самостоятельных навыков развития пальчиковой моторики.

Практика: «Картинки на песке».

  • Пальчиковая гимнастика 4 ч.

Пальчиковые игры, сопровождающиеся стишками и потешками; сжимание – разжимание пальцев, кулачков; упражнения для ладоней; упражнения для подушечек пальцев; растягивание пальцев; напряжение-расслабление пальцев; массаж кистей рук.

Практика: «Рыбки», «В лес идем мы погулять», «Буратино», «Как мы поили телят», «Встреча птиц».

  • Оригами 6 ч.

История искусства оригами, понятия “диагональ”, “сторона”, “центр”. Знакомство с различными видами углов (раскрывающиеся, нераскрывающиеся). Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами.

Практика: «Цветы любимой мамочке», «Фуражка для папы», «В зоопарке»

  • Конструирование 8 ч.

Работа с конструкторами, самостоятельное изготовление различных предметов по заданию педагога. Комбинирование различных форм в изделии. Алгоритм работы с конструктором. Техника безопасности при работе с колющими и режущими предметами.

Практика: «Город будущего», «Я соблюдаю ПДД», «Бумажные фрукты и овощи». Беседа о культуре общения «Я и мои друзья».

  • Графические упражнения 24 ч.

Выполнение различных видов штриховки (простая, комбинированная); рисование по клеточкам (по образцу и под диктовку);

Практика: графические игры (дорисуй, обведи по контуру, построй фигуру, симметричную данной); работа с трафаретами; графические диктанты. «Деревья», «Ракета», «Рыбка», «Олень», «Чашка».

  • Игры и действия с предметами 19 ч.

Практика: нанизывание бус и пуговиц; плетение косичек из ниток, венков из цветов; различные виды шнуровки; сортировка круп; работа с мозаикой и строительными материалами; игры с массажными мячами и предметами разной фактуры;

Практика: игры на развитие тактильной памяти “Кот в мешке”, «Туристы в горах», «Волшебные плащи», «Пластилиновый спектакль»

  • Лепка 5 ч.

Закреплять умение лепить птиц, животных, людей по типу народных игрушек, формировать умения украшать узорами предметы декоративного искусства; расписывать изделия гуашью, украшать их налепами, и использовать стеку.

Практика: Филимоновская игрушка «Петушок», «Чайный сервиз», «Топают по Африке слоны, носороги, бегемоты».

  • Аппликация 5 ч.

Научить детей вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие. Создавать из этих фигур изображения разных предметов или декоративные композиции. Познакомить детей с приемом обрывания с целью создания выразительных образов.

Практика: «Флаг России», «Золотые березы», «Звезды и кометы» (цветная бумага, ткань, фольга).

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Материальное обеспечение: дидактические, подвижные игры, картины и иллюстрации, картотека пальчиковых игр, необходимые материалы и инструменты


Список литературы

  1. Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: «Фким», 2010. 207 с.

  2. Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО «Дрофа», 2009.

  3. Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: «Астрель», 2008.

  4. Бадулина О.И. Готовимся к школе// прописи – Смоленск: «Ассоциация 21 век», 2013. 48 с.

  5. Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: «Академия Холдинг», 2009. 200с.

  6. Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: «Родничок», 2010.

  7. Крупенская Н.Б. Линии. Фигуры. Точки // прописи. «РОСМЭН – ПРЕСС», 2008.

  8. Лукашина М.М. Готовим руку к письму. - М.: «Карапуз», 2008.

  9. Максимова Е. Готовим пальчики к письму. – М.: «Обруч», 2011.

  10. Нагибина Н.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: «Академия развития», 2008. 190 с.

  11. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: «Астрель», 2008.

  12. Шульгина В.П. Методическая копилка для учителей начальных классов.// Школа радости. – Ростов – на – Дону: «Феникс», 2012. 319 с.

  13. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.– Санкт – Петербург: 2010.40 с.

  14. Подумай, нарисуй и раскрась. // Альбом. «Радуга», 2007.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Рабочая программа "Веселые пальчики"

Автор: Юрина Ольга Викторовна

Дата: 12.03.2018

Номер свидетельства: 461440

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Конспект урока  ритмики(партер) 2 класс коррекционной школы "Хорошее настроение""
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-ritmiki-partier-2-klass-korriektsionnoi-shkoly-khoroshieie-nastroieniie"
    ["file_id"] => string(6) "251416"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447241887"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Русский язык . 2 класс. Программа  «Планета знаний»  Тема:  Безударные гласные, непроверяемые ударением. Написание названий птиц."
    ["seo_title"] => string(120) "russkiiiazyk2klassproghrammaplanietaznaniitiemabiezudarnyieghlasnyienieprovieriaiemyieudarieniiemnapisaniienazvaniiptits"
    ["file_id"] => string(6) "331339"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1464608141"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Методические рекомендации о подготовке ребенка к школе"
    ["seo_title"] => string(67) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-o-podghotovkie-riebienka-k-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "303864"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457615646"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Технологическая карта урока по русскому языку "Что такое корень?" "
    ["seo_title"] => string(71) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-russkomu-iazyku-chto-takoie-korien"
    ["file_id"] => string(6) "205228"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429840121"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Формирование графических навыков у детей старшего дошкольного возраста"
    ["seo_title"] => string(74) "formirovaniieghrafichieskikhnavykovudietieistarshieghodoshkolnoghovozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "295694"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455863474"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства