Методические рекомендации по подготовке ребёнка к школе
Что включает в себя подготовка к школе?
Подготовка ребенка к школе – это целый комплекс знаний, умений и навыков, которыми должен владеть дошкольник. И сюда входит далеко не только совокупность необходимых знаний. Итак, что подразумевает качественная подготовка к школе?
В литературе существует множество классификаций готовности ребенка к школе, но все они сводятся к одному: готовность к школе подразделяется на физиологический, психологический и познавательный аспект, каждый из которых включает в себя целый ряд составляющих. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или развито не в полной мере, то это может послужить проблемам в обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении новых знаний и так далее.
Готовность к школе подразумевает:
- отивационную готовность к обучению в школе, т.е. желание учиться и познавать мир.
- интеллектуальную готовность, т.е. умение рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, устанавливать простые закономерности.
- коммуникативную готовность, т.е умение устанавливать дружеские взаимоотношения со сверстниками и просить помощи у взрослого.
- волевую готовность, т.е. умение преодолевать трудности.
- физическую и физиологическую готовность, т.е. оптимальное состояние здоровья.
Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Кроме этого, физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.
Я предлагаю вашему вниманию методические рекомендации по подготовке руки будущего первоклассника к письму
Почему такое серьёзное внимание уделяется подготовки руки к письму?
Для первоклассников это очень важно, так как развитая моторика необходима для усвоения школьной программы. Год от года увеличивается количество первоклассников, которые испытывают большие трудности при овладении письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; ребёнок не различает понятие "лево", "право", "лист", "страница", "строка", не укладывается в общий темп работы. Движения их рук недостаточно точны и целенаправленны. Отсюда, плохая речь, мыслительные операции развиты ниже среднего. Такие дети с трудом пересказывают, не улавливают главную мысль, слабо составляют рассказ по картинкам. Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия, зрительной памяти.
Всё это отрицательно сказывается на усвоении детьми программ первого класса и вызывает необходимость организации специальных занятий, цель которых — подготовить руку ребенка к систематическому письму, сформировать элементарные специфические графические навыки письма.
Развитые детские руки нужно не только для школы, но и для всей последующей жизни детей. Отсюда следует, что прежде чем ребёнка учить писать, необходимо подготовить его руку к письму, тренировать мелкие мышцы кисти, укрепить их.
Необходимо уделить внимание вопросу о детях, пишущих левой рукой.
- Это не патология, а особая организация работы мозга. Учёные установили, что 90% людей - правши, 10%- левши.
- Нельзя переучивать ребёнка, иначе, изменяя ведущую руку, мы неизбежно вызываем перестройку в деятельности мозга.
- К пяти годам у ребёнка уже формируется стойкое предпочтение руки в процессе деятельности. Есть специальные методики выявления ведущей руки у детей дошкольного возраста.
К организации процесса письма предъявляются определённые требования, которые должны соблюдаться в обязательном порядке.
Требования к организации процесса письма.
№1. Ручка шариковая без автоматической защёлки, цвет фиолетовый или синий. Желательно, с тонким наконечником стержня. Необходимо следить за правильным положением ручки в руке.
Как правильно держать ручку?
Ручка должна лежать на левой стороне среднего пальца. Указательный палец сверху придерживает ручку, большой палец поддерживает ручку с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.
Итак, ручку надо держать свободно, не зажимая ее слишком крепко и не прогибая указательный палец. Прогибание первого сустава указательного пальца увеличивает мышечное напряжение, ребенок быстро устает, а темп письма снижается."
(Глава из книги М. Безруких "Как научить ребенка писать красиво")
"Как научить ребёнка правильно держать ручку? Все мы пишем, почти не задумываясь над тем, как мы её держим.
1. Представим, что на среднем пальце правой руки есть "подушечка":
2. На эту "подушечку" укладываем ручку :
3. Указательный и большой пальцы захватывают ручку сверху :
Расстояние от самого кончика ручки до кончика указательного пальца должно быть примерно 15 мм. Если расстояние слишком маленькое или слишком большое, рука при письме будет напряжена.
Когда пишем, соблюдаем следующие правила:
- Стол, за которым ребёнок будет делать уроки подобран по росту ребёнка;
свет при письме падает слева
- Сидим прямо.
- Ноги вместе.
- Между грудью и столом расстояние 1,5 - 2 см.
- Тетрадь расположена под углом 30 градусов. Если тетрадь расположена по-другому, ребёнку придётся поворачивать туловище и сильно наклонять голову.
- Нижний левый угол листа, на котором пишет ребёнок, должен соответствовать середине груди.
- Оба локтя лежат на столе.
*Можно заучить маленький стишок и повторять каждый раз перед началом письма (помогает вспомнить правила посадки и уберегает от искривления позвоночника):
Сели прямо, ноги вместе,
Под наклон возьмём тетрадь.
Левая рука на месте,
Правая рука на месте,
Можно начинать писать.
Ну что ж, начинаем писать. Рука при письме опирается на основание запястья и на внешнее ребро ладони и мизинец. По мере письма потихоньку передвигаем ребро ладони, мягко скользя по бумаге, оставляя главной точкой опоры основание запястья. Через какое-то время, когда "проделали" достаточно большое расстояние (примерно длину слова в 6-10 букв), передвигаем запястье."
Среди разнообразных заданий, направленных на подготовку руки ребенка к письму, наиболее эффективными считают: упражнения на укрепление мышц руки и упражнения на ориентирование в пространстве и на плоскости.
Упражнения на укрепление мышц руки
- Упражнения с мелким материалом.
Можно во время занятий с ребенком нанизывать бусы, застёгивать и расстёгивать пуговицы, кнопки, крючочки, завязывать и развязывать ленточки; перекладывать тремя пальцами, которыми держат ручку во время письма, мелкие игрушки; работать с пипеткой и стаканчиком (выбирать и наливать воду), плести из ниток (например, закладки) и так далее.
- Различные виды продуктивной деятельности:
лепка, рисование, аппликация, вырезание по контуру фигурок из бумаги, вышивание. Помимо хорошей тренировки руки, рисование даёт ощущение «творца», является ключом к эмоциональному пониманию искусства.
- Закрашивание
Это достаточно приятное занятие бывает сначала детям в тягость, но в дальнейшем они выполняют его с удовольствием.
Цель: освободить руку ребёнка от зажима, сделать её уверенной и послушной. Это необходимо для письма.
Условие задания: закрашивать надо только цветными карандашами, не выходить за пределы контура рисунка, делать закрашивание сплошным, без полос, можно изменять нажим одного карандаша и закрасить рисунок тремя тонами – совсем светлым, более густым и очень густым.
- Штриховка - эта работа достаточно трудная, но очень полезная для развития мелкой моторики, однако у детей это занятие не вызывает интереса.
Дети учатся контролировать себя, выполнять задания в очерченном пространстве, вырабатывают глазомер, приучают руку к ритмичности и точности движений. Штриховку орнаментов иногда делаем цветными ручками. Это тоже необходимый этап подготовки к письму. Для того, чтобы интерес ребёнка не угасал, можно включать игровые моменты, например: «Наступила ночь. Надо поскорее закрасить небо, закрыть окна в домике.
- Срисовывание различных графических образов.
При выполнении подобных упражнений необходимо обратить внимание детей на клетку: дети узнают, что клетка делится на четыре части, что у неё есть середина, углы, верхняя, нижняя, правая и левая стороны. Срисовывая, дети должны точно срисовать детали картинки.
- Выполнение пальчиковой гимнастики. По мнению ученых, пальчиковая гимнастика активизирует работу речевых зон в коре головного мозга.
Увлекательные задания, сопровождающиеся с ритмом приговорки, готовят руку ребёнка к письму, развивают его память, внимание, зрительно-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, что в свою очередь способствует развитию речи. Предлагаем Вам несколько вариантов пальчиковой гимнастики.
«Кошка». Расслабленными пальцами одной руки погладить ладонь другой руки.
Шубка мягкая у кошки,
Ты погладь ее немножко.
«Веер». Расслабить руки от локтя, раскрыть пальцы и «обмахивать» ими лицо, как веером.
Мы купили новый веер,
Он работает, как ветер.
«Щелчки». Прижимать поочередно кончик каждого пальца к большому и произвести щелчок.
Раз щелчок, два щелчок.
Каждый пальчик прыгнуть смог.
«Жук».
Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны – это «усы». Пошевелить ими несколько раз.
Я веселый майский жук,
Облетаю все вокруг.
- Обводка по контуру фигур различной сложности.
Это задание развивает не только моторику руки, но и фантазию, т.к. можно усложнить задание и предложить ребёнку нарисовать звезду, ромашку или тропинку к лесу, при этом необходимо обращать повышенное внимание не на количество выполненного задания, а на его качество. Если задание не получилось, есть возможность повторить это задание. После хорошо выполненного задания ребёнок получает заслуженную похвалу.