kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование графических навыков у детей старшего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Система работы по формированию графических навыков с детьми старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности

Актуальность

Уже в младшем дошкольном возрасте в самой элементарной, простейшей форме ребенок изображает в своих рисунках окружающую его жизнь. В этом возрасте является существенным вопрос о характере графической деятельности. Внимание детей вначале направлено на освоение новых материалов, инструментов. Так, чирканье карандашом носит случайный манипулятивный характер. Получив карандаш, ребенок действует им, как всяким любым предметом (постукивает, делает различные движения и т.д.). Ему не знакомо назначение карандаша как средства, которым можно изображать что-то, он еще не испытывает потребности в этом. Эта деятельность представляет собой двигательную игру с карандашом. Овладевая карандашом, дети производят различные действия: наносят линии, штрихи разного характера. Рисование как графическая деятельность проявляется у детей после полутора лет. Ребенок «рисует», чертит какие-то неопределенные линии на бумаге, много раз повторяя их на листе. Он пытается что-то выразить с помощью еще не очень определенных линий фигур. Эти действия носят подражательный характер. Наблюдения многих исследователей свидетельствуют о постепенно изменяющемся характере движений, производимых ребенком в процессе рисования. Вначале дети покрывают лист бумаги точками, штрихами, затем неотрывными дугообразными линиями. Отдельные линии закругляются, ломаются под углом, перекрещиваются. В рисунке появляются зигзаги, которые заполняют весь лист. Постепенно дети начинают овладевать вращательными движениями, в результате чего получаются неотрывные спирали, мотки, увеличивающиеся по размеру и занимающие весь лист. Затем дети пытаются вычленить из массы линий какие-то очертания и используют их для изображения простейших форм. В связи с этим в рисунке исчезает хаотическое нагромождение линий и все больше проявляется определенность графических изображений. Но современная программа уже на первом году обучения детей в школе предусматривает большой объем графической деятельности, предъявляя достаточно жесткие требования к скорости и качеству овладения детьми письменными навыками. Существующие программы дошкольного обучения не могут обеспечить достаточный уровень графической подготовки ребенка к школе. Поэтому создание новых программ по формированию графической деятельности дошкольников и становится насущной необходимостью. Проблема обучения детей дошкольного возраста графической деятельности широко обсуждается в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе. Графическая деятельность как часть изобразительной деятельности являлась предметом исследований Т.С.Комаровой. Она создала классификацию навыков и умений, составляющих технику рисования (формообразующие движения, обобщенные способы изображения, сенсорные способности к рисованию), разработала методы их формирования и на их основе построила программу овладения “рисовальными движениями”

Анализ процесса создания ребенком изображения показывает, что для создания рисунка необходимо наличие, с одной стороны, умения выразить эти представления в графической форме на плоскости листа бумаги, подчинить движение руки задаче изображения, следовательно, требуется не только специальная организация восприятия детей с целью образования нужных представлений, но и развитие движений руки, формирование графических навыков и умений. Не овладев графическими средствами изображения, техникой рисования, дети испытывают большие трудности в передаче образов окружающей жизни, что мешает их радости творчества, вызывает отрицательное отношение к рисованию.

Цели и задачи работы

Цель: создание и апробирование системы работы по развитию графических умений у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Изучить теоретические основы графики как вида изобразительного искусства и вида изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

2. Рассмотреть особенности становления графических умений у детей старшего дошкольного возраста и особенности методов обучения графическим умениям.

3. Разработать и апробировать систему работы  по развитию графических умений у детей  старшего дошкольного возраста на занятиях по изо.

4.  разработать виды и формы взаимодействия с воспитателями и родителями по проблеме подготовки к письму детей старшего дошкольного возраста;

5.  Выделить наиболее действенные методы и приемы, обеспечивающие эффективное развитие графических умений у детей дошкольного возраста.

     6. Повысить качество подготовки дошкольников к обучению письму, через использование изобразительной деятельности;

7. Развивать мелкую моторику пальцев, точность и координацию движений руки, глаз, мускульной памяти, ритмичности;

Ожидаемые результаты

  • повысится качество подготовки дошкольников к обучению письму, через использование изобразительной деятельности;
  • разовьется мелкая моторики пальцев, точность и координация движений руки, глаз, мускульная память, ритмичность;
  • сформируется и закрепится правильный захват руки, графические навыки.
  • появится интерес детей к графическим упражнениям, самостоятельность в их выполнении.

Система работы по формированию графических умений у детей старшего дошкольного возраста

5.1 Содержание работы в подготовительном этапе

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат

1. Повышение собственной профессиональной компетентности

? подбор и изучение педагогической литературы, передового педагогического опыта, знакомство с новыми педтехнологиями по формированию графических умений

? изготовление диагностического материала по критериям Нижегородцевой Н.В.

сентябрь 2013 г.

? получение знаний об особенностях организации работы по теме, выявление эффективных методов и приемов

2. выявление запросов родителей и знаний по теме

? анкетирование с целью выявления уровня компетентности родителей в вопросах развития графических навыков и умений у детей

сентябрь 2013 г.

? низкий уровень представлений, знаний по теме

3. Оснащение предметно – развивающей среды

? обогащение изоуголка новым оборудованием и изоматериалами (пастель, сангина, простые и цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, тушь, гусиные перья, бумага различного формата), рабочими тетрадями по развитию графических умений, репродукциями картин в графической технике;

? дидактическими играми, направленными на развитие графических умений детей.

октябрь

2013 г.

? создание условий для реализации работы с учетом потребностей ребёнка в самостоятельной, совместной с воспитателем деятельности и организованной формы обучения.

4. Выявление уровня умений детей

Проведение исследования графического навыка по критериям Н.В.Нижегородцевой

октябрь

2013 г.

? недостаточный уровень развития графических умений

Содержание работы в деятельностном этапе.

Направления работы

Цель работы

Формы работы

Сроки

Взаимодействие с детьми

- Поэтапное обучение освоению выразительных возможностей графических средств: точки, штриха, линии. Учить ориентироваться на листе, заполняя его в разных направлениях с использованием графических средств рисования.

- Учить дифференцировать силу нажима на фломастер или карандаш, совершенствование навыков проведения линий неотрывным способом.

- Учить выполнять задания с использованием готовых форм – шаблонов

- Поэтапное освоение трансформации графических средств: точки, линии, штриха в изобразительной композиции

- Развивать творческие замыслы детей, используя в рисунке разнообразные линий и элементы.

- Закреплять умение ориентироваться в пространстве листа, заполняя его в разных направлениях с использованием графических средств рисования, создавая сюжетные работы.

Специально организованная НОД, по рисованию в нетрадиционных техниках: штрих, граттаж;

игры и игровые упражнения, разработанные по трем направлениям: рисунок, линия, композиция; самомассаж рук; пальчиковые игры; работа с трафаретами и шаблонами 

Октябрь 2013г – май 2015г

Взаимодействие с воспитателем

Повышение педагогической компетентности в данном направлении, поиск путей реализации задач

Консультации, практикум, подбор развивающего инструментария (игры, литература, упражнения, репродукции картин), совместное проведение занятий

Октябрь 2013г – май 2015г

Взаимодействие с родителями

Педагогическое просвещение и приобщение к совместной творческой деятельности  с детьми, направленной на развитие графических умений

Консультации, анкетирование, беседы с родителями о важности данной проблемы, оформление папок -передвижек, открытые занятия с детьми, выставки детского творчества, семейное творчество.

Октябрь 2013г – май 2015г

Работа с педагогами и родителями

При взаимодействии с воспитателями и родителями  применялись  следующие методы и приёмы: словесные (рассказ, беседа, рассуждение);

наглядные (наблюдение, наглядные пособия, образцы) и практические методы (упражнения, игры).

Формы работы с родителями:

-Семинар – практикум «Тренировка пальцев рук»

-Памятка «Гимнастика для пальчиков»

-Консультация «Проблемы развития тонкой моторики рук»

-Индивидуальные беседы

-Выставки детских работ «Веселый штрих», «Мы рисуем в технике «граттаж»

-Анкетирование

Формы работы с педагогами:

-Открытые занятия по изучаемой проблеме

-Разработки упражнений и игр для возрастных групп

-Семинар «Особенности формирования графических навыков у старших дошкольников»

-Практикум по методике проведения графических игр.

-Консультации

Литература

1. Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением   речи// Дошкольное воспитание №8, 1990, стр. 62-66.

2. Быкова Н. Вот как мы умеем// Дошкольное воспитание №5, 2000, стр. 51-55.

3. Гризик Т.  Подготовка к обучению письму//  Ребенок в детском саду №2, 2006, стр. 37.

4. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольника: учеб. пособие для вузов. - М.: Академия, 2009.

5. Богатеева З.А. Подготовка руки ребенка к письму на занятиях рисованием // Дошкольное воспитание. 2007. - № 8.- С. 49—53.

4. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5—7 лет : в 2 ч. - М., 2003

7. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. - М., 1990.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование графических навыков у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Луконина Анастасия Ивановна

Дата: 19.02.2016

Номер свидетельства: 295694

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "Консультация для родителей   на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста» "
    ["seo_title"] => string(119) "konsul-tatsiia-dlia-roditieliei-na-tiemu-razvitiie-ghrafomotornykh-navykov-u-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "227948"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1441027961"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством включения в образовательный процесс современных методов и приёмов обучения "
    ["seo_title"] => string(171) "razvitiie-sviaznoi-riechi-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-posriedstvom-vkliuchieniia-v-obrazovatiel-nyi-protsiess-sovriemiennykh-mietodov-i-priiomov-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "125932"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415097260"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста "
    ["seo_title"] => string(109) "formirovaniie-eliemientarnykh-matiematichieskikh-priedstavlienii-u-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "237176"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444240968"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Образовательная программа кружка «АБВГДЕЙКА» (старший дошкольный возраст) "
    ["seo_title"] => string(76) "obrazovatiel-naia-proghramma-kruzhka-abvgdieika-starshii-doshkol-nyi-vozrast"
    ["file_id"] => string(6) "139193"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417678444"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "« ФОРМИРОВАНИЕ    ГРАФИЧЕСКИХ  НАВЫКОВ      ДЕТЕЙ       У  С  НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ» "
    ["seo_title"] => string(69) "formirovaniie-grafichieskikh-navykov-dietiei-u-s-narushieniiem-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "242142"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445405391"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства