МОУ «Красненская средняя общеобразовательная школа имени М.И. Светличной»
Учитель – логопед: Попова О.С. Красное Тема: Правописание предлогов
Цель : закрепить знания о правописании предлогов
Задачи занятия:
научить пользоваться в устной речи предлогами ;
различать их по пространственным значениям;
формировать у детей представление о смысловом (семантическом) значении предлогов, о предлоге, как об отдельном слове;
научить детей правильно произносить и писать предлоги;
развивать психические процессы: внимание, память, мышление.
воспитывать взаимопомощь.
Оборудование:
мультимедийный проектор, экран;
карточки-схемы предлогов;
Игра «Кто куда спрятался) -картинки с прорезями с изображением корзины, коробки, гнезда, чашки, вазы, шифоньера;
карточки с предложениями для индивидуальной работы.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент
Звучит спокойная музыка.
- Сегодня у нас необычный день. Праздничный. Посмотрите, сколько у нас на занятии гостей. Повернитесь, еще раз поприветствуем всех. Садитесь. Как сегодня мы будем работать? Чтобы занятие было успешным, что для этого нужно?
II. Артикуляционная гимнастика
А) Чистоговорка
Ся – ся – ся мы видели гуся.
Се – се –се еду на гусе.
Си – си – си сено принеси.
Ась – ась – ась вот плывёт карась. (Слайд 2)
Б) Пальчиковая гимнастика
Этот пальчик маленький, Мизинчик удаленький. Безымянный кольцо носит, Никогда его не бросит. Ну, а этот – средний, длинный, Он как раз посередине. Этот – указательный, Пальчик замечательный. Большой палец, хоть не длинный, Среди пальцев самый сильный. | Сжатые пальчики разгибать по-одному в соответствии с текстом. |
Пальчики не ссорятся. Вместе дело спорится | Сжать пальцы в кулак и разжать и разжать их. |
3) Игра «Запомни слова» (на развитие зрительного восприятия и объёма зрительной памяти). (Слайд 3)
– Что нарисовано на картинках? (Ребенок с котенком, девочка на лыжах, яблоки на дереве, макароны в тарелке ,мышь с сыром, мальчик на машине).
Дается установка на запоминание, после чего картинки убираются. Опрос с самого слабого ученика:
– Назови, что запомнил!
– Назови картинки из первого столбика!
– Назови картинки из второго столбика!
– Назови живые предметы!
– Назови неживые предметы!
Подводится итог работы.
IV. Развитие навыков языкового анализа и синтеза.
Составление предложений из слов.
1)- Составьте предложения из слов (Слайд 4).
----Вязать, бабушка, варежки. Готовить, обед, мама.
— Ломать, буря, дерево. Нашел, червяк, грач.
— Поймала, мышка, кошка. Рита, стрекоза, увидела.
2) Знакомство с темой занятия.
- Вы заметили, что все предложения состоят из слов. Слова могут быть различными: длинными - экскаватор, электромонтер — и короткими — сок, на, мак, в...
Подумайте и скажите, что за маленькие слова я назвала? Все ли они обозначают предметы? Что обозначают эти слова? (В, НА... — это предлоги, слова, которые служат для связи слов в словосочетаниях и предложениях.)
3)Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.
V. Знакомство с темой занятия.
- Сегодня на занятии мы потренируемся находить предлоги в словосочетаниях и предложениях, познакомимся с их значением и написанием, постараемся отличать предлоги от других частей речи и от приставок (частей слов), которые очень похожи на предлоги.
1.Припоминание правила о правописании предлогов.
Предлоги — это слова, которые служат для связи слов в словосочетаниях и предложениях и пишутся со словами раздельно. Для проверки нужно постараться вставить между предлогом и словом другое слово или вопрос если перед нами предлог, то такая вставка будет возможна.
Например: в лесу — в каком лесу, в сосновом лесу. Значит В — это предлог.(Слайд 5)
2. Развитие навыков понимания и выполнения логико-грамматических конструкций.
- Послушайте и постарайтесь выполнить мои инструкции правильно.
Положите книгу на стол.
Положите карандаш на книгу.
Положите ручку под тетрадь.
Положите ручку стол.
Почему не удалось выполнить последнее задание? Почему оно непонятно? Дополните последнее предложение каким-либо предлогом, чтобы было возможно выполнить данное задание. Например: положите ручку на стол, под стол, в стол...
VI Гимнастика для глаз (Слайд 6 -9)
3. Закрепление знания о правописании предлогов.
- Давным-давно в далекой стране Грамматике жили маленькие слова ПРЕДЛОГИ. Были они большими задирами. Со всеми частями речи сумели они поругаться. Обидно стало словам. Пожаловались они царице Грамматике. Та решила разобраться в ссоре и пригласила всех к себе. А предлоги важничают, не хотят стоять рядом со словами- предметами, отодвигаются от них все дальше и дальше, наконец так отодвинулись, что можно целое слово вставить или вопрос.
Как ни старалась помирить правительница поссорившихся, ничего не вышло. Тогда она предложила предлогам жить отдельно, а ссора окрепла, да так, что превратилась в правило: предлоги со словами пишутся раздельно.. (Слайд 10)
4. Развитие пространственного восприятия.
Логопед: Давайте рассмотрим домик, где живут предлоги. Посмотрите, каждый из них занимает свое место. У каждого есть имя. Назовите предлоги и скажите, почему их так зовут? (Слайд 11)
В — положение предмета внутри чего-либо.
НА - предмет находится на поверхности чего либо.
ПОД — предмет находится внизу, под чем-либо.
НАД - положение предмета над чем-либо.
С (СО) — совместность пребывания с кем-то или с чем-то.
ОТ -- удаление от какого-либо предмета или объекта.
К — приближение к какому-либо предмету или объекту...
5. Нахождение предлогов в словосочетаниях
Рассмотрите картинку и скажите, кто где находится по отношению к дому? Запишите соответствующие предлоги.
Картинка: шмель над домом, лошадь перед домом, корова за домом.
VI. Физминутка.
Учащиеся выходят к доске и встают в круг. Каждому персонально даются команды-задания:
... встанет посередине кабинета,
..встанет перед ...,
...встанет за ...,
... встанет между ... и ...,
а ... встанет перед ....
– А сейчас мы будем лепить снежки!
Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой комок слепили.
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем – совсем не сладкий.
Раз – подбросим,
Два – поймаем,
Три – уроним и сломаем.
VII. Закрепление изученного материала
1. Составление предложений по схемам (Слайд 12)
Восстановите предложения по схемам. Запишите их.
Слова в скобках заменены картинками.
2.Запись словосочетаний на доске и объяснение написания предлогов.
10. Индивидуальная рабата по карточкам.
- Прочитайте предложения , вставив нужные предлоги. Спишите, выделите предлоги .
1. Белка спала в дупле.
2. Никита слепил зайца из пластилина.
З. Из магазина дети принесли продукты.
4. Высоко в горах лежит белый снег.
5. В кустах прячутся трусливые зайчишки.
6. Мама привела малыша из детского сада.
V. Итог занятия
– Что такое предлоги? Для чего они нужны?
– С какими предлогами мы сегодня познакомились?
Рефлексия «Светофор»