Тема: Правописание предлогов и приставок Обобщение.
Цели урока:
- Обобщить знания о предлогах и приставках; об особенностях написания части слова - приставки и части речи - предлога; повторить изученные орфограммы;
- Развивать умение различать приставки и предлоги, правильно их писать; обогащать словарный запас учащихся словами регионального словаря;
- Работать над развитием когнитивных процессов (вниманием, слуховой памятью, мышлением, сравнением и анализом).
- Прививать интерес к предмету, аккуратность; воспитывать чувство товарищества, трудолюбие.
Оборудование: магнитные доски для детей, маркеры, на доске набор слов, фотографии грибов.
ХОД УРОКА:
- Мы приветствуем всех гостей на нашем уроке.
Делу время, потехе час.
Пожелайте друг другу успеха и новых открытий.
I Актуализация знаний
-Прочитайте запись на доске.
в при ая ок н по ушк за про по ск
-Прочитайте буквосочетания. Какие морфемы они вам напомнили?
-С какой морфемой мы работали на последних уроках? (приставками)
II Минутка чистописания
-Выпишите только приставки. (в при по за про по) -Прочитайте что вы выписали? (проверка сигналами)
III Работа над развитием речи.
-Образуйте новые слова от корня мор- используя приставки, разберите слова по составу.
(Работа в парах. Одна пара работает у доски)
Поморы, приморский, заморский, взморье. -Кого называют поморами? Вывод: что вы знаете о приставках?
IV Обобщение знаний
-Вернемся к минутке чистописания. Посмотрите внимательно на вашу запись. Вы увидели здесь приставку.
-Чем отличается приставка от предлога? Нам поможет таблица.
(На доске составляется таблица, показывающая различия предлога от приставки)
V Определение темы и целей урока (Правописание предлогов и приставок)
VI физминутка
(1 мин.)
Я зачитываю слова. Если слово с приставкой, вы приседаете, если слово с предлогом – вы хлопаете.
Долить, подберёзовик, подводный, под стулом, под берёзкой, забегу, вышел, до школы.
Молодцы.
- Определить на слух - будет ли в следующих словах «по» приставкой: по дороге, по улице, по дому?
-а как вы различали где приставка, а где предлог?
VII Развитие речи.
Составьте предложение, где по- будет и предлогом и приставкой.(устно)
VIII Региональный компонент.
Поморы на карбасах пошли вдоль побережья Белого моря.
Прочитайте предложение. Кто готов задать вопросы по орфограммам?
Запишите по памяти. Самопроверка. Выделите главные члены предложения.
Докажите, что на это предлог.
IX Сделаем вывод, а поможет сделать игра «данетка»
(Ученики хором отвечают на поставленные вопросы)
-приставки со словами пишутся слитно; (ДА)
- Приставки со словами пишутся раздельно. (НЕТ)
-приставка служит для связи слов в предложении;
-приставка служит для образования новых слов.
-предлоги пишутся перед именами существительными, прилагательными, местоимениями;
-предлоги пишутся перед глаголами.
-приставка пишется перед суффиксами;
-приставка пишется перед корнем.
-предлоги пишутся со словами слитно; -предлоги пишутся со словами раздельно.
-предлог - часть слова.
-предлог - часть речи;
X Самостоятельная работа.
Спиши раскрывая скобки.
(Под )б.рёзой (под)б.рёзов.к нашёл, (Под).синой (под).синов.к найду,
(По)л.жу (в)лукошко и пойду.
Как проверяли себя во время работы?
А чем отличаются подосиновик от подберёзовика?
Фото. Анализ детьми.
XI Физминутка (зарядка для глаз под звуки леса)
С ПРИ- приставкою - присесть,
С ПО- приставкою – подняться
С ПОД- подпрыгнуть, подмигнуть, С ПО- приставкой - посмеяться,
С ВЫ- вытягиваем руки,
С О- опустим их опять.
Вот и все настало время
С ПО- зарядку повторять.
С ЗА- зарядку завершать.
XII Групповая работа.
А сейчас я хочу предложить вам поработать в группах. (На листах группе выдается задание и алгоритм действий)
Решили лисы кролика (за)печь.
А кролик из духовки прыг (за)печь.
1.Раскройте скобки.
2.Каким частям речи относятся эти слова?
3.Сделай вывод: перед словами какой части речи предлоги не пишутся?
4. Приведите примеры.
XIII Рефлексия
Поработаем по вариантам. 1 вариант записывает слова с предлогами, 2 вариант – с приставками. Слушайте внимательно. (2 человека у доски)
(С)горы (с)бежал поток проворный. (За)снежные вершины (за)катилось солнце. (На)ясном небе (по)явилась радуга. (Рас)цвела молодая яблонька. (По)дорожке весело (у)бежали дети.
Взаимопроверка и оценивание.
XIII Итог
Что вы запомнили о правописании приставок?
Что вы запомнили о правописании предлогов?
О чём вы хотели бы рассказать друзьям?
Вы молодцы, работали дружно, быстро, отвечали на вопросы, размышляли.