Ф.И.О. учителя-логопеда | Клубова Екатерина Валерьяновна |
Группа (класс,логопедическое заключение) | 1 класс, фронтальное (групповое) занятие. Логопедическое заключение: СНР средней степени у учащихся с интеллектуальной недостаточностью |
Тема занятия | Постановка звука [З]. Буква З. |
Тип занятия | «Открытие» нового знания. |
Используемые технологии | Технология на основе системно-деятельностного подхода. Здоровье сберегающие технологии. Информационно-коммуникативные технологии. Технология поэтапного формирования умственных действий. |
Цель занятия | Формирование у школьников с умеренной умственной отсталостью умений, необходимых для правильного произношения звука [З]. Развитие фонематического слуха. |
Планируемые результаты | Предметные | Личностные |
- дифференцирует понятия «звук», «буква»; - знает артикуляционную позу звука [з]; - обозначает на письме изучаемый звук. | - проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, -понимает причины успеха в учебной деятельности, -понимает установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении. |
Базовые учебные действия (БУД) | Познавательные БУД: | Регулятивные БУД: | Коммуникативные БУД: |
- развивать умение находить необходимую информацию; - развивать умения представлять информацию и извлекать ее из схем, таблиц; - на основе анализа объектов делать выводы, обобщать, классифицировать по признакам. | - развивать умение высказывать свое предположение; -учить принимать и сохранять учебную задачу. | - развивать умение слушать и понимать других; - учить работать в паре. |
Средства ИКТ, аппаратное обеспечение | Аппаратное обеспечение: компьютер, монитор. Базовые презентации: «Артикуляционная гимнастика», «Дыхательная гимнастика». |
Оборудование | Индивидуальные зеркала, логопедические шпатели, схемы звуков, демонстрационные картинки с различным изображением буквы, предметные картинки на звук [з] и герой занятия. |
Этап | Длитель-ность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности учащихся | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающихся |
I. Этап Мотивации | Цели и способ их реализации: - создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс; - формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении. |
5 минут | Показ образца выполнения упражнения, ИКТ | Фронтальная | Учимся и оздоравливаемся. | Выполняют -дыхательную гимнастику: 5 упр-й (см.комплекс) - артикуляционную гимнастику: 8 упр-й (см.комплекс) |
II. Этап Актуализа-ции знаний | Цели и способ их реализации: - актуализировать изученные способы действий, достаточных для построения нового знания и их обобщение - закреплять полученные знания об артикуляции звука [з]. |
3 мин | Практические | Фронтальная | 1. Показ правильной артикуляции звука [з]: - При произнесении звука [з] губы «улыбаются», язык лежит у нижних зубов, дует «холодный ветерок», голосок работает. - Поставили правильно ротик и позвенели [з]-так звенит комарик. | 1. Артикулируют, глядя на себя в зеркало, повторяя за логопедом. 2. Затем произносят звук [з] длительно. |
III. Этап Выявления места и причины затрудне-ний | Цели и способ их реализации: - осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей, - фиксация места, на котором возникло затруднение, соотношение своих действий на этом месте с изученными способами и определение, какого знания или умения им недостает для решения затруднения, - постановка звука [з], выработка правильной артикуляции звука, закрепление его в слогах и изолированно. Развитие фонематического слуха. |
6 мин | Практические: устные, аналитико-синтетические | Фронтальная | 1. Пальчиковая гимнастика: «Замок», - большой палец поочерёдно касается подушечкой с остальными при этом проговаривает слоги согласно таблице гласн. букв: за-зо-зу-зы-зэ. 2. Поиграем в маленьких комариков. Позвеним, расправив крылья. 3. Работа в парах: - Повернулись друг к другу и произнесли звук [з]. Обратите внимание на свою артикуляцию и артикуляцию соседа. Сравните. 4. « Поймай комара». 5. Логопед поощряет,указывает на ошибки и недочёты. | 1. Выполняют упражнение, проговаривают слоги, повторяют слогоряд. 2. Произносят длительный звук [з], разводят руки в стороны. 3. Произносят звук [з], сравнивают, обращают внимание на ошибки. 4.Хлопают, услышав звук [з] в ряду звуков. |
IV. Этап Объяснения «добыва-ния» нового знания. | Цели и способ их реализации: - учащиеся в коммуникативной форме формулируют конкретную цель будущих учебных действий, устраняющих причину затруднения (какие знания нужны и чему необходимо научиться); -предлагают и согласовывают тему занятия, которую учитель может уточнить, -определяют средства для построения НЗ (новых знаний)- (с помощью чего? – изученные понятия, алгоритмы, модели, способы записи). |
8 мин | Наглядно-демонстраци-онные: схемы, таблицы. Практические: сопоставление- выбор правильных формулировок - заполнение схемы звука. ИКТ | Фронтальная | Охарактеризовать звук [З]. 1. Ещё раз произнесём и попробуем определить какой этот звук? 2. Гласный или согласный? 3. Произнесём звук твёрдо. - Кружочком какого цвета это обозначим? 4. Можно ли произнести его мягко? Произнеси. 5. Этот звук звонкий или глухой? 6. Почему? 7. Вспомним артикуляционную позу и определим какими упражнениями нарисуем схему звука. 8. Познакомимся с буквой, которая обозначает этот звук на письме. (Показ демонстрационной картинки «буква». Рассматривание буквы на таблице прописных букв и на инд. пособии.) 9. Найдём эту букву в кассе. 10.Из скольких элементов состоит буква? | 1. Дети произносят. 2. Согласный. 3. [З]. - Синего. 4. Да. 5. Звонкий. 6. При артикуляции его мы пользуемся голосом. Работают голосовые связки. 7. Губы «улыбаются», язык лежит у нижних зубов, дует «холодный ветерок», голосок работает. 8. Написание буквы указательным пальцем в воздухе. 9. Дети находят букву. 10. Из двух. |
V. Этап Физминутка | Цели и способ их реализации: - формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении. |
2 мин | Показ образца выполнения упражнения. ИКТ | Групповая | Выполняет физминутку вместе с обучающимися (логораспевка «Коза») Упр. «Рифмы» (можно чистоговорки). | Координация слов с движениями: Сочиняют и проговаривают фразы-рифмы. |
VI. Этап Закрепле-ния, проговари-вания во внешней речи | Цели и способ их реализации: - усвоение нового способа действия; - выполнение в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в парах) типовых заданий на новый способ действий; - проговаривание выполнения вслух. Развитие фонематического слуха. |
5 мин | Наглядно-демонстра-ционные: предметные картинки. | Парная | Определение места звука в слове «Звуковая решётка»: - Разложить предметные картинки на 3(три) строчки: з-; -з-; -з. - На 3 столбика (6 слов). | Работают в парах сообща, раскладывают картинки по признаку звук [з] в начале слова, в середине, в конце. |
VII. Этап Самостоя-тельная работа | Цели и способ их реализации: - создание условий, обеспечивающих формирование навыков самоконтроля - способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности |
| 9 минут | Практические: письменные | Индивидуаль-ная | Работа в тетради. - Напишите (напечатайте) эти слова в тетрадь в три столбика. | Пишут слова самостоятельно или с помощью логопеда. |
VIII. Этап Рефлексия | Цели и способ их реализации: - формировать адекватное понимание причин успешности-неуспешности учебной деятельности; - формировать адекватную самооценку на основе критериев «хорошего ученика». |
2 мин | аналитико- синтетические | Фронтально-индивидуаль-ная | - Сверьте свои записи на доске ( на оборотной стороне магнитной доски). - Поставьте себе значок отличия. - Какие задания понравились? -Какие вызвали затруднения? | Оценивают свои записи значками-символами: Ответы детей. |