Оборудование: профиль артикуляции звука [Ш], настольное зеркало, карточки с буквами, султанчик, картинки с разными животными (медведь, лиса, змея, еж, ворона и т.д).
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
Развивать артикуляционную моторику, через артикуляционную гимнастику для губ и языка.
Развивать правильное речевое дыхание, с помощью игры «ветерок»
Вызвать изолированное произношение звука [Ш], через игры «Как шипит змея», «Шумит лес», «Воздушный шар», « ТЫ шипи, как змея, а я буду договаривать слово», «Договори слово».
Развивать фонематический слух с помощью игры «поймай звук Ш»
Коррекционно-воспитательные:
Воспитать усидчивость и внимание при выполнении заданий
Коррекционно-образовательные:
Уточнение акустического и произносительного образа звука [Ш];
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Индивидуальное логопедическое занятие для ребенка подготовительной к школе группы компенсирующей направленности на тему: «Этап постановки звука [Ш]»»
Индивидуальное логопедическое занятие для ребенка подготовительной к школе группы компенсирующей направленности на
Оборудование: профиль артикуляции звука [Ш], настольное зеркало, карточки с буквами, султанчик, картинки с разными животными (медведь, лиса, змея, еж, ворона и т.д).
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
Развивать артикуляционную моторику, через артикуляционную гимнастику для губ и языка.
Развивать правильное речевое дыхание, с помощью игры «ветерок»
Вызвать изолированное произношение звука [Ш], через игры «Как шипит змея», «Шумит лес», «Воздушный шар», « ТЫ шипи, как змея, а я буду договаривать слово», «Договори слово».
Развивать фонематический слух с помощью игры «поймай звук Ш»
Коррекционно-воспитательные:
Воспитать усидчивость и внимание при выполнении заданий
Коррекционно-образовательные:
Уточнение акустического и произносительного образа звука [Ш];
Ход занятия:
1.Орг. момент.
Логопед: Здравствуй! Я рада тебя видеть! Как твои дела? Как настроение?
- Давай вспомним, с чего начинается каждое наше занятие… Правильно, с зарядки. Смотри в зеркало и выполняй движения.
Ручки растираем и разогреваем,
И лицо теплом своим мы умываем.
Грабельки сгребают все плохие мысли,
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро!
Щечки разминаем, чтобы надувались,
Губки разминаем, чтобы улыбались.
Губки пожуем мы, шарики надуем,
И губами вправо-влево потанцуем!
Язычок покусаем мы слегка,
Чтобы речь наша правильной была!
2. Постановка цели занятия.
Логопед: Сегодня мы с тобой будем учиться правильно и красиво произносить звук [Ш].
3. Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Сейчас мы будем выполнять гимнастику для языка и губ. Ты очень хорошо знаешь все эти упражнения, мы с тобой их вместе повторим. Если что-то не вспомнишь, то посмотри, как я буду выполнять упражнения и повторяй за мной. Будь внимателен, и старайся не делать ошибок!
1. «Гармошка»
Ну-ка, рот пошире, крошки.
Поиграем на гармошке!
Язычок не опускаем,
Только ротик открываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Нам нетрудно повторять!
2. «Чистим зубки»
Зубки нужно чистить дважды:
Каждое утро и вечер каждый.
3. «Маляр»
Мы покрасим потолок,
Маляром стал язычок,
Будет чистым (вот дела!)
Все, до дальнего угла!
4. «Вкусное варенье»
Мы вареньем, крепким чаем
Всех знакомых угощаем.
С губ сотрем следы варенья,
Угощенья - объеденья!
5. «Грибок»
Язычок у нас грибок,
Подставляйте кузовок!
6. «Качели»
Вот веселые качели -
Выше крыши подлетели.
На качелях вверх и вниз
Ты качаться не ленись!
7. «Лошадка»
Причешу лошадке хвостик
И на ней поеду в гости,
Цокай громче, язычок,
Чтоб никто догнать не мог!
8. «Чашечка»
Вкусных мы блинов поели,
Выпить чаю захотели
Язычок мы к носу тянем
Чашку с чаем представляем.
Логопед: Всё мы выполнили все упражнения. Ты справился, сделал всё правильно! Молодец!
Развитие речевого дыхания:
Логопед:
Давай поиграем с метёлочками. Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок – и зашелестели на дереве листочки! Вот так! (Педагог дует на бумажные полоски, а потом предлагает подуть ребенку на них). А теперь ты подуй!
5. Постановка звука:
А.Постановка звука [Ш] с опорой на правильную артикуляцию.
При артикуляции звука [Ш]
1. губы несколько вытянуты вперёд;
2. кончик языка поднят к нёбу (за альвеолы), но не касается его, образуя щель;
3. боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха;
4. посередине языка идет теплая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту;
5. мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость так, что воздушная струя идет через рот;
6. голосовые складки не напряжены, голос не образуется.
Ребенок поднимает язык в «чашечку». Губы при этом вытянуты вперед, рот приоткрыт. Логопед предлагает подуть на язычок. Вырабатываем длительную воздушную струю. Получается звук [Ш]. Обрати внимание, что воздух идет теплый посередине «чашечки».
Логопед: Давай с тобой ещё раз вспомним упражнение «Чашечка». Молодец! Вот у тебя получилась «Чашечка».
- Теперь отдохни! (После каждой попытки произнести звук с ребенком обсуждается качество звука. Сначала после сравнения с нормированным звучанием, предъявленным взрослым, а затем с опорой на слуховую память).
- Давай ещё раз повторим! Молодец! Ты такой старательный!
5. Изолированное произношение звука [Ш]
Логопед: А теперь мы с тобой поиграем.
Игра «Как шипит змея» Маша пошла в лес, собирать грибы. Бродила по лесу заглядывала под листочки и кустики. И вдруг на камне, который пригревало солнышко, увидела змею. Маша с ней поздоровалась, а змея ей в ответ зашипела: «ш - ш - ш - ш». Девочка спросила, как у нее дела, а змея опять: «ш-ш-ш-ш». Маша тоже ей сказала «ш-ш-ш-ш» и змея уползла, шипя на ходу «ш-ш-ш-ш».
Маша не испугалась змеи, а весело зашагала по лесу, повторяя, как шипит змея: «ш-ш-ш-ш-ш».
Вспомни, как шипела змея в лесу. Я буду показывать тебе картинки, а ты когда увидишь змею, шипи как она (взрослый показывает ребенку картинки с разными животными, а ребенок говорит ш-ш-ш-ш-ш, когда увидит змею). Например: медведь, лиса, змея (ш-ш-ш-ш), еж, ворона, змея (ш-ш-ш-ш), змея (ш-ш-ш-ш) и т.д.
Игра «Шумит лес»
Вспомните с ребенком, как вы ходили летом в лес (парк) и видели там высокие деревья, у них зеленые верхушки, веточки и много листочков. Начинает дуть ветер и колышет верхушки деревьев, а они качаются и шумят: ш-ш-ш-ш.
Встаньте и поднимите руки вверх, руки - это веточки деревьев. Качайте руками из стороны в сторону сначала медленно (дует легкий ветерок) и тихо говорите ш-ш-ш-ш-ш, потом сильнее качайте руками (подул сильный ветер) и громче говорите ш-ш-ш-ш.
Игра «Воздушный шар»
Ребенок стает, складывает пальцы рук в замок и делает из рук шар, поднимая руки над головой. Взрослый делает хлопок в ладоши и говорит: «Шарик лопнул!». Ребенок разрывает руки и присаживается на корточки, и произносит звук: ш-ш-ш-ш
Игра « ТЫ шипи, как змея, а я буду договаривать слово»
Ребенок произносит звук [Ш], а взрослый добавляет к нему целое слово. Например: Ш...(утки), Ш...(лак), Ш....(топка), Ш...(куры), Ш...(рамы) и т.д.
Игра «Договори слово»
Помоги мне договорить слово. Я буду говорить начало слова, а ты произноси только последний звук.
Логопед: Дома ты с мамой или папой обязательно повтори те упражнения, которые мы сегодня сделали: «Чистим зубки», «Маляр», «Вкусное варенье», «Грибок», «Качели», «Лошадка», «Чашечка», «Гармошка», «Как шипит змея».
2. Какой звук мы сегодня учились произносить? Давай напоследок произнесём его и вспомним его характеристику : Звук [Ш] (Губы округляются, кончик языка поднимается вверх, язык стает «чашечкой», звонок не работает, воздух идет теплый посередине «чашечки»).