Дошкольный возраст-период образных форм сознания, поэтому основные средства, которыми ребёнок овладевает в этот период образные: сенсорные эталоны, символы, знаки, различные схемы.
Очевидна необходимость совершенствования традиционных приёмов и методов поиска более новых и эффективных путей речевого развития детей.
Опыт показывает, что метод моделирования может быть успешно использован не только в работе над развитием связной речи, что широко используется логопедами, но и в работе логопеда в процессе коррекции звукопроизношения. Коррекционное воздействие должно основываться на максимальном использовании возможностей ребёнка с нарушением речи. Использование моделирования позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
Тема: « Звук Ш».
(Индивидуальное занятие).
Шурмухина Н.П.
Учитель-логопед ГБОУ ГСГ, г. Москва.
Цель: Постановка звука «Ш».
Задачи
1.Коррекционные:
а) выработка правильного артикуляционного уклада для постановки звука;
б) постановка звука;
в) развитие фонематического слуха;
г) развитие мелкой моторики.
2. Образовательные:
а) расширение и активизация словарного запаса;
б) развитие связной речи.
3. Воспитательные:
а) воспитывать эмоциональное отношение к деятельности;
б) воспитывать умение выслушивать задание до конца.
Оборудование:
Панно «Домик» с окошками, символы для обозначения положения органов артикуляции, мимические схемы, предметные картинки, круги Эйлера, прищепки, зеркало, ящик с песком.
Описание НОД:
1.Вводная часть.
- Скажи, пожалуйста,(имя), какое время года наступило?
- Тебе нравится осень?
- Почему?
(На деревьях красивые разноцветные листья, красная рябина на ветках ).
- Здесь изображено настроение. Справа, какое, как ты думаешь? (Грустное, печальное, весёлое, радостное…) А слева?
- Как думаешь, к осени какое больше подходит?
- Почему, объясни, пожалуйста.
( Осенью цветы и трава увядают, исчезают насекомые – это грустно.
Перелётные птицы прощаются с нами, они улетают в тёплые края.
Становится холодно, неуютно, часто идёт дождь. Капли дождя похожи на слёзы).
- Молодец, мне понравилось, как ты рассуждаешь об осени.
2. Основная часть.
1).- Посмотри,кто это? (Кошка).
- А у кошки бывает плохое или хорошее настроение?
(Бывает. Когда хорошее, она мурлычет, когда плохое или она злится –шипит).
-Попробуем пошипеть, как кошка?
- Я сейчас изображу шипение кошки, а ты послушай и внимательно посмотри, как я это делаю. (Используется зеркало).
- Когда мы шипим, мы произносим звук ш. Ш-ш-ш.
- Внимательно посмотри на мои губы, зубы и язык. В каком положении они находятся, когда я произношу этот звук, и подбери соответствующие для них символы.
-В каком положении губы?
(Округлены.)
-Как расположены зубы?
(Сближены.)
-В каком положении язык?
(Поднят вверх, к нёбу.)
(Ребёнок подбирает соответствующие символы и выставляет их по порядку.)
-Молодец! Всё правильно.
2).- Выбери, пожалуйста, картинки с предметами, которые могут напомнить нам о звуке Ш. (Ребёнок поочерёдно вставляет картинки в окошечки рядом с изображением кошки).
- Попробуем изобразить, как шипит змея?
Губы округляем, зубы сближаем, язык тянем к нёбу.
Шипим: ш-ш-ш…
-Как гусь отгоняет врагов? (Изображаем…).
-Как машина тормозит, какой звук при этом издают шины?
- Молодец, хорошо получается!
Физкультминутка.
-Подойди, пожалуйста, к столу и посмотри на изображения этих предметов. Надо угадать, чего не хватает у предметов и с помощью прищепок исправить.
-У божьей коровки не хватает ног, у цыпленка- хвоста, у цветка нет лепестков, у берёзы нет листьев.
-Правильно!
- Помоги, пожалуйста, сосчитать количество лепестков у цветка.
-Я начинаю, а ты продолжишь.
-Один лепесток, два …, три…, четыре…, пять….
3).- У нас ещё что-то есть. Посмотри, пожалуйста, на карточки.
-Здесь нарисованы ряды клеток. Одни клетки пустые, а на других изображены колокольчики. Клетка с колокольчиком - произносим слог БА, потому что звук Б – звонкий. Пустая клетка – произносим ПА, звук П – глухой. (БА-ПА-ПА, ПА-БА-БА, ПА-БА-ПА и т.д.).
-Теперь наоборот, я буду называть ряд слогов, а ты подбираешь соответствующую карточку.
-Умница, всё правильно.
4).-Подойдём к столу и посмотрим, что здесь изображено.
На столе два круга разного цвета.(Круги Эйлера.) Круг фиолетового цвета – домик для звука Б.Круг жёлтого цвета – домик для звука П. Из расположенных внизу картинок нужно выбрать те, в названии которых есть звук Б и поместить их в домик для звука Б. А картинки, в названии которых есть звук П, поместить в домик для звука П.
3.Заключительная часть.
– Давай вспомним, какой звук мы сегодня изучали? (Показывается картинка с изображением кошки).
Нарисуй, пожалуйста, на песке изображение звука Ш – букву Ш.
Произнеси этот звук.
Молодец, спасибо за занятие.
Список использованной и рекомендуемой литературы
Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М.,1981.
Л.А. Венгер. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. М.,1986.
Т.А.Ткаченко.Если дошкольник плохо говорит. С-П., 1997.
Д.Б.Эльконин. Психология игры. «Педагогика».,1976