Цель: Постановка звука Р.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Познакомить с правильной артикуляцией звука «Р», познакомить с артикуляционным профилем звука « Р», учить слышать ритмический рисунок слова.
Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух, артикуляционную моторику, речевое дыхание, развить мелкую и общую моторику.
Коррекционно- воспитательные:
воспитывать интерес к занятию,
Оборудование: картинка «Буратино», буква « р», схема артикуляционного профиля звука «Р», картинки: свеча, картинки обозначающие слова со звуком р, контур буквы «р».
Ход занятия.
Организационный момент:
Ранним утром кое-как
Роет норку хмурый рак.
Рак бы рад её не рыть,
Но ведь где-то надо жить.
Работать раку неохота,
Не радует его работа.
Покажи пожалуйста, какой звук я произносила чаще?
Звук [Р].
Буратино: Я хочу идти, в школу. Но для этого мне нужно правильно произносить звук «Р».
Буратино: Научите меня, а то меня не примут в школу.
Логопед: Поможем Буратино?
Ребенок : Да.
Логопед: Что мы сегодня будем делать?
Ребенок: учиться произносить звук « Р».
Логопед: Правильно, сегодня мы познакомимся с правильным произнесением звука [Р].
Основная часть:
1.Логопед: Мы тебе поможем Буратино. Но для того, чтобы правильно произносить звук «Р», нужно знать, как он произноситься, и для этого сначала мы познакомим Буратино со схемой правильного произношения звука.
Знакомство с артикуляционным профилем звука. Берется схема артикуляционного профиля звука " Р".
Логопед: Сейчас мы узнали, что делает наш язык, при правильном произнесении звука. Но этого мало, для начала мы научим тебя Буратино, правильно дышать.
2 Развитие речевого выдоха.
“Упрямая свеча”.
Тренировка интенсивного сильного выдоха. Представьте себе свечу большого размера, вы понимаете, что её вам трудно будет погасить, а сделать это обязательно надо. Сделай вдох, задержи на секунду дыхание и дунь на свечу, пламя отклонилось, но не погасло. Еще сильнее дунь, еще сильнее. Еще!
Буратино: Я теперь могу говорить звук Р, артикуляцию я знаю, дышать научился.
Логопед: Нет, Буратино. Для того, чтобы правильно произносить звук Р, нужно еще сделать зарядку для нашего язычка.
Буратино: Ну ладно.
Логопед : Ваня, давай покажем Буратино гимнастику для язычка.
Ребенок: Давайте.
3.Артикуляционная гимнастика.
Упражнение:
1.« Качели»,
Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться то верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
На качелях я качаюсь
Вверх-вниз, вверх-вниз.
Я все выше поднимаюсь,
А потом – вниз я опускаюсь.
2. «Маляр»,
Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть неподвижна.
Красить комнаты пора.
Пригласили маляра.
Челюсть ниже опускаем
Маляру мы помогаем.
3. « Грибок»,
Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка-ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы - в улыбке.
Я стою на ножке тонкой,
Я стою на ножке гладкой,
Под коричневою шляпкой
С бархатной прокладкой.
4. «Барабан».
Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук д-д-д. Язык упирается в верхние зубы при произнесении этого звука, рот не должен закрываться.
В барабан мы сильно бьем
И все вместе мы поем:
« Д-Д-Д-Д-Д-Д».
4.Развитие общей моторики.
4.Ф.М. « Буратино».
Буратино потянулся,
Раз-нагнулся, два-нагнулся,
Руки в стороны развел
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключ ему достать,
Надо на носочки встать.
Крепче Буратино стой,
Вот он – ключик золотой
5.Упражнение на развитие фонематического слуха.
Игра « Поймай звук».
Буратино хочет предложить тебе игру. Поймай звук.
Я буду называть слова, а ты если услышишь звук [Р], возьми эту картинку в руки.
На столе выкладываются 8-10 картинок.
6. Загадка про топор
Кланяется, кланяется,
Придет домой – растянется. (топор)- ребенок показывает картинку.
Дрожу от страха до сих пор! –
Воскликнуло полено,
- Похожа буква на топор!
Расколет непременно!
На что похожа буква «Р»?
Буква Р состоит из палочки, к которой присоединен полукруг. Давайте прорисуем букву в воздухе.
7.Развитие мелкой моторики.( выкладывание буквы из гороха)
Выложи букву по контуру « Р».
8. Давай с Буратино поиграем в такую игру.
Игра «Телеграф».
Ход игры: ребёнок «передаёт» заданное слово, отстучав его ритмический рисунок.
9. Починим букву « Р».
Итог занятия.
Что мы сегодня с тобой делали?
Что тебе понравилось?