Конспект индивидуального логопедическое занятия
Тема: «Постановка звука Р»
Цель: Постановка звука Р.
Задачи:
? автоматизация звука л и ль в словах, слогах, предложениях;
? развитие речевой моторики;
? уточнение артикуляции звука Р;
? развитие фонематических процессов;
? постановка звука Р и закрепление нормальной артикуляции в изолированном произношении;
? закрепление связи звука и буквы Р;
? развитие зрительного восприятия, мышления, слуховой памяти;
? дифференциация звуков Д и Т,
Оборудование: картинка «Рак», картинки с изображением предметов имеющих звук Р, артикуляционный профиль, сигнальная карточка, звуковая линейка, карточки к игре «Шершавые квадраты».
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Сегодня на нашем занятии присутствуют гости, они хотят посмотреть, чем мы с тобой занимаемся на занятии. Пожалуйста, не волнуйся, но будь внимателен и следи за тем, что я тебе буду говорить.
II. Проверка домашнего задания.
1. – Давай проверим домашнее задание. Что ты должен был выучить к сегодняшнему занятию? (Стихотворение) Читай стихотворение четко, громко, не спеши.
Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел.
А вот белка не бела,
Белой даже не была.
И.Такмакова
- Молодец, я сейчас буду говорить чистоговорки, а ты повторяй за мной.
2. Автоматизация звука л и ль в слогах и словах.
а) Сло, сло, сло – снегом занесло.
Зла, зла, зла – завязал я два узла.
Плу, плу, плу – рады мы теплу.
Тлы, тлы, тлы – чищу я котлы.
Кли, кли, кли – много булок напекли.
Дле, дле, дле – я сижу в седле.
б) Скороговорка:
Мы ели, ели ершей у ели.
Их еле – еле у ели доели.
- Следующее задание. Я буду произносить начало слова, а тебе нужно добавить слог.
в) Добавь слог со звуком л или ль
- добавь слог – ла – или – ля –
ми…пи…пу…си…смо…стре…
- добавь слог – лок – или – лек –
васи…пото…уго…узе…коте…заты…
3.- Каким звуком отличаются слова угол – уголь? Правильно, в слове угол на конце звук л, а в слове уголь на конце звук ль.
III. Сообщение темы занятия.
1. – А теперь переходим к теме занятия.
На доске – несколько картинок (кошка, паук, рак)
Я загадаю загадку, а ты должен показать картинку с отгадкой
Логопед читает загадку:
Хвостом гребёт, когда плывёт,
да только задом наперёд,
а чаще движется ползком
на дне речном или морском.
(Рак)
2. – Найди на картинке отгадку (Рак). Да, это рак. Покажи мне букву с которой начинается слово рак
(Буква Р вывешивается на доске), эта буква обозначает звук Р. Этот звук напоминает рычание собаки: Р-Р-Р-Р. Сегодня мы будем продолжать учиться произносить звук Р. Для этого тебе надо, чтобы губы и язычок хорошо работали.
IV. Артикуляционная гимнастика.
- Возьми зеркало. Сейчас мы будем выполнять артикуляционную гимнастику.
Упражнения для губ:
• «Улыбка» - статическое
• «Трубочка» - статическое
• «Улыбка», «Трубочка» - динамическое
Упражнения для языка:
• Упражнение «Блинчик». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать под счет от одного до пяти – десяти.
• Упражнение «Почистим зубки». Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движение языком из стороны в сторону.
• Упражнение «Подуем на чай». Предлагается подуть между губами, что способствует выработке сильной, целенаправленной воздушной струи и формированию по середине языка желобка, необходимого для правильного произношения звука.
Параллельно осуществляется постановка речевого дыхания. Используется тактильно – вибрационный контроль (ладонью или тыльной стороной руки).
• Упражнение «Маляр». Рот открыт, губы в улыбке, широким кончиком языка проводить поглаживающие движения по небу (назад – вперед) от резцов в глубину рта и обратно. Следить, чтобы язык не сужался.
• Упражнение «Грибок». Поднять расплющенный язык к альвеолам. Удерживая его в таком положении опускать нижнюю челюсть, натягивая подъязычную уздечку.
• Упражнение «Барабан». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами: д-д-д. Сначала звук – д – произносить медленно. Постепенно убыстрять темп. Губы сохраняют положение в улыбке. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.
V. Уточнение артикуляции.
- Сейчас мы рассмотрим положение артикуляционных органов при произнесении звука Р.
Повторение правильной артикуляции, глядя на профиль артикуляции по плану:
- Посмотри внимательно на положение губ, они открыты, раскрой губы так же. Молодец.
- Зубки тоже открыты, открой зубки на небольшое расстояние.
- Кончик языка поднят к альвеолам за верхние зубки, а боковые края прижаты к коренным зубам. Кончик язык и боковые края загнуты и имеют форму чашечки. Показать рукой, какой язычок?
Что он напоминает? (чашечку).
- Мягкое небо поднято, прижато к задней стенки глотки. Закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот. Поработай с небом, смыкай и размыкай.
- Посередине языка идет воздушная струя, подуй так, чтобы струя воздуха шла посередине языка. Поставь ладошку, ощути ее.
- Голосовые связки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.
- Молодец. А сейчас мы с тобой немного отдохнем и поиграем в игру «Шершавые квадраты».
VI. Развитие мелкой моторики.
Игра «Шершавые квадраты»
Ребенку дается два набора квадратов, по 5 в каждом. Каждый квадрат в наборе оклеен наждачной бумагой разной степени шероховатости. На одном из наборов с обратной стороны наклеены цифры от 1 до 5. Ребенку завязываю глаза и он, ощупывая квадрат в первом наборе, должен найти такой же квадрат во втором наборе.
Второй вариант: Ребенок выкладывает квадраты в порядке уменьшения или увеличения шероховатости бумаги. Правильность своего результата проверяет, перевернув квадраты. Цифры должны находиться в возрастающем или убывающем порядке.
VII. Постановка звука Р.
Используем прием постановки от звука Д.
Рот широко открыт, передний край языка поднят за верхние зубы к альвеолам. Ребенок говорит с придыханием Д-Д-Д. Язык «прыгает на бугорок». Хорошо видны удары кончика языка, который, то прикасается к альвеолам, то отскакивает. Ребенок быстро говорит звук Д-Д-Д и в это время приводит своим указательным пальцем язык в колебание, пальчик под языком.
VIII. Развитие фонематического анализа.
а) Игра «Подними букву»
Логопед называет слова: рыба, жаба, портфель, лампа, жираф, лопата, вертолет, ежик, бегемот, виноград. Ребенок поднимает букву Р, если в слове есть звук Р.
б) Игра «Какой звук по счету».
У ребенка цифры от 1 до 9. Логопед произносит слова, ребенок определяет какой по счету звук Р в слове, и поднимает соответствующую букву.
Примерные слова: пирамида, кобура, рука, ведро, костер, сахар, артист, кобра, космодром, командир, рот, горы, кобра.
IX. Дифференциация звуков Д и Т.
- Сейчас мы с тобой поиграем еще в одну игру. Я буду называть слово со звуком – д -, а ты должен заменить его на звук – т-.
Дом, дача, дрова, доска, удочка, день.
- А теперь наоборот со звуком – т -, а ты его заменяешь на звук – д -:
Трель, прутик, зонтик, винт, тема, катушка.
- Какие пары слов ты запомнил? (запись в тетрадь).
X. Отгадай загадку и нарисуй отгадку.
- А теперь переходим к графическому диктанту. Но сначала я загадаю загадку, а ты должен ее отгадать.
Это что за чудеса:
Дует ветер в паруса?
Ни паром, ни дирижабль –
По волнам плывет ……
(Корабль)
- Молодец! А теперь давай проверим, правильно ли ты отгадал загадку. Сейчас мы выполним графический диктант.
- Отступи от рисунка две клеточки вниз. Поставь точку. Нарисуй столько кружков, сколько звуков в слове корабль. Для этого сначала назови по порядку звуки. (к, о, р, а, б, ль).
XI. Подведение итогов занятия.
- Молодец! Ты хорошо сегодня работал. Чем мы сегодня занимались? Какой звук учились выговаривать? (Звук Р). Домашнее задание сегодня будет такое, ты должен будешь разукрасить корабль и нарисовать виды транспорта в названии которых есть звук Р. Выполнить артикуляционную гимнастику.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема: "Постановка звука Р" »
Конспект индивидуального логопедическое занятия
Тема: «Постановка звука Р»
Цель: Постановка звука Р.
Задачи:
автоматизация звука л и ль в словах, слогах, предложениях;
развитие речевой моторики;
уточнение артикуляции звука Р;
развитие фонематических процессов;
постановка звука Р и закрепление нормальной артикуляции в изолированном произношении;
закрепление связи звука и буквы Р;
развитие зрительного восприятия, мышления, слуховой памяти;
дифференциация звуков Д и Т,
Оборудование: картинка «Рак», картинки с изображением предметов имеющих звук Р, артикуляционный профиль, сигнальная карточка, звуковая линейка, карточки к игре «Шершавые квадраты».
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Сегодня на нашем занятии присутствуют гости, они хотят посмотреть, чем мы с тобой занимаемся на занятии. Пожалуйста, не волнуйся, но будь внимателен и следи за тем, что я тебе буду говорить.
II. Проверка домашнего задания.
1. – Давай проверим домашнее задание. Что ты должен был выучить к сегодняшнему занятию? (Стихотворение) Читай стихотворение четко, громко, не спеши.
Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел.
А вот белка не бела,
Белой даже не была.
И.Такмакова
- Молодец, я сейчас буду говорить чистоговорки, а ты повторяй за мной.
2. Автоматизация звука л и ль в слогах и словах.
а) Сло, сло, сло – снегом занесло.
Зла, зла, зла – завязал я два узла.
Плу, плу, плу – рады мы теплу.
Тлы, тлы, тлы – чищу я котлы.
Кли, кли, кли – много булок напекли.
Дле, дле, дле – я сижу в седле.
б) Скороговорка:
Мы ели, ели ершей у ели.
Их еле – еле у ели доели.
- Следующее задание. Я буду произносить начало слова, а тебе нужно добавить слог.
в) Добавь слог со звуком л или ль
- добавь слог – ла – или – ля –
ми…пи…пу…си…смо…стре…
- добавь слог – лок – или – лек –
васи…пото…уго…узе…коте…заты…
3.- Каким звуком отличаются слова угол – уголь? Правильно, в слове угол на конце звук л, а в слове уголь на конце звук ль.
III. Сообщение темы занятия.
1. – А теперь переходим к теме занятия.
На доске – несколько картинок (кошка, паук, рак)
Я загадаю загадку, а ты должен показать картинку с отгадкой
Логопед читает загадку:
Хвостом гребёт, когда плывёт,
да только задом наперёд,
а чаще движется ползком
на дне речном или морском.
(Рак)
2. – Найди на картинке отгадку (Рак). Да, это рак. Покажи мне букву с которой начинается слово рак
(Буква Р вывешивается на доске), эта буква обозначает звук Р. Этот звук напоминает рычание собаки: Р-Р-Р-Р. Сегодня мы будем продолжать учиться произносить звук Р. Для этого тебе надо, чтобы губы и язычок хорошо работали.
IV. Артикуляционная гимнастика.
- Возьми зеркало. Сейчас мы будем выполнять артикуляционную гимнастику.
Упражнения для губ:
«Улыбка» - статическое
«Трубочка» - статическое
«Улыбка», «Трубочка» - динамическое
Упражнения для языка:
Упражнение «Блинчик». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать под счет от одного до пяти – десяти.
Упражнение «Почистим зубки». Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движение языком из стороны в сторону.
Упражнение «Подуем на чай». Предлагается подуть между губами, что способствует выработке сильной, целенаправленной воздушной струи и формированию по середине языка желобка, необходимого для правильного произношения звука.
Параллельно осуществляется постановка речевого дыхания. Используется тактильно – вибрационный контроль (ладонью или тыльной стороной руки).
Упражнение «Маляр». Рот открыт, губы в улыбке, широким кончиком языка проводить поглаживающие движения по небу (назад – вперед) от резцов в глубину рта и обратно. Следить, чтобы язык не сужался.
Упражнение «Грибок». Поднять расплющенный язык к альвеолам. Удерживая его в таком положении опускать нижнюю челюсть, натягивая подъязычную уздечку.
Упражнение «Барабан». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами: д-д-д. Сначала звук – д – произносить медленно. Постепенно убыстрять темп. Губы сохраняют положение в улыбке. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.
V. Уточнение артикуляции.
- Сейчас мы рассмотрим положение артикуляционных органов при произнесении звука Р.
Повторение правильной артикуляции, глядя на профиль артикуляции по плану:
- Посмотри внимательно на положение губ, они открыты, раскрой губы так же. Молодец.
- Зубки тоже открыты, открой зубки на небольшое расстояние.
- Кончик языка поднят к альвеолам за верхние зубки, а боковые края прижаты к коренным зубам. Кончик язык и боковые края загнуты и имеют форму чашечки. Показать рукой, какой язычок?
Что он напоминает? (чашечку).
- Мягкое небо поднято, прижато к задней стенки глотки. Закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот. Поработай с небом, смыкай и размыкай.
- Посередине языка идет воздушная струя, подуй так, чтобы струя воздуха шла посередине языка. Поставь ладошку, ощути ее.
- Голосовые связки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.
- Молодец. А сейчас мы с тобой немного отдохнем и поиграем в игру «Шершавые квадраты».
VI. Развитие мелкой моторики.
Игра «Шершавые квадраты»
Ребенку дается два набора квадратов, по 5 в каждом. Каждый квадрат в наборе оклеен наждачной бумагой разной степени шероховатости. На одном из наборов с обратной стороны наклеены цифры от 1 до 5. Ребенку завязываю глаза и он, ощупывая квадрат в первом наборе, должен найти такой же квадрат во втором наборе.
Второй вариант: Ребенок выкладывает квадраты в порядке уменьшения или увеличения шероховатости бумаги. Правильность своего результата проверяет, перевернув квадраты. Цифры должны находиться в возрастающем или убывающем порядке.
VII. Постановка звука Р.
Используем прием постановки от звука Д.
Рот широко открыт, передний край языка поднят за верхние зубы к альвеолам. Ребенок говорит с придыханием Д-Д-Д. Язык «прыгает на бугорок». Хорошо видны удары кончика языка, который, то прикасается к альвеолам, то отскакивает. Ребенок быстро говорит звук Д-Д-Д и в это время приводит своим указательным пальцем язык в колебание, пальчик под языком.
VIII. Развитие фонематического анализа.
а) Игра «Подними букву»
Логопед называет слова: рыба, жаба, портфель, лампа, жираф, лопата, вертолет, ежик, бегемот, виноград. Ребенок поднимает букву Р, если в слове есть звук Р.
б) Игра «Какой звук по счету».
У ребенка цифры от 1 до 9. Логопед произносит слова, ребенок определяет какой по счету звук Р в слове, и поднимает соответствующую букву.
- Сейчас мы с тобой поиграем еще в одну игру. Я буду называть слово со звуком – д -, а ты должен заменить его на звук – т- .
Дом, дача, дрова, доска, удочка, день.
- А теперь наоборот со звуком – т - , а ты его заменяешь на звук – д -:
Трель, прутик, зонтик, винт, тема, катушка.
- Какие пары слов ты запомнил? (запись в тетрадь).
X. Отгадай загадку и нарисуй отгадку.
- А теперь переходим к графическому диктанту. Но сначала я загадаю загадку, а ты должен ее отгадать.
Это что за чудеса:
Дует ветер в паруса?
Ни паром, ни дирижабль –
По волнам плывет ……
(Корабль)
- Молодец! А теперь давай проверим, правильно ли ты отгадал загадку. Сейчас мы выполним графический диктант.
- Отступи от рисунка две клеточки вниз. Поставь точку. Нарисуй столько кружков, сколько звуков в слове корабль. Для этого сначала назови по порядку звуки. (к, о, р, а, б, ль).
XI. Подведение итогов занятия.
- Молодец! Ты хорошо сегодня работал. Чем мы сегодня занимались? Какой звук учились выговаривать? (Звук Р). Домашнее задание сегодня будет такое, ты должен будешь разукрасить корабль и нарисовать виды транспорта в названии которых есть звук Р. Выполнить артикуляционную гимнастику.