Просмотр содержимого документа
«Открытое логопедическое занятие на тему "Дифференциация р-л"»
ГБОУ «Азнакаевская школа для детей
с ограниченными возможностями здоровья»
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Дифференциация р-л
Учитель-дефектолог Калимуллина Лейсен Фанисовна
Апрель, 2018
Урок№___ Дата______ Класс___
Тема: Дифференциация л-р
Цель: создавать условия для формирования правильной, точной и красивой речи учащихся.
Задачи: – уточнить и сравнить артикуляцию и звучание (р) – (л);
-учить различать согласные р-л в устной и письменной речи на материале различной сложности;
-развивать навыки фонематического анализа и синтеза слов со звуками (р)- (л);
-воспитывать мотивацию логопедических занятий.
Оборудование: картинки к артикуляционной гимнастике, зеркала, коробочки с крупой, мелкие игрушки, предметные картинки, кубики со словами.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Прозвенел звонок для нас-
Поработаем сейчас!
Звуки будем говорить,
Слушать их внимательно!
Знаки – буквы же писать
Правильно, старательно!
2. Артикуляционная гимнастика
-Что нужно делать, чтобы чётко произносить звуки речи? (Выполнять артикуляционную гимнастику).
– Возьмите в руки зеркала и выполняем артикуляционную гимнастику. Проснулся рано утром Язычок. Решил выглянуть на улицу. Открыл сначала одно окошко, затем второе. Выглянул, а на улице светит ласковое солнышко. Улёгся Язычок на подоконник позагорать (упражнение «Лопаточка»). Понравилось язычку на улице, пошёл он погулять. Идёт, смотрит по сторонам - вправо-влево (упражнение «Часики»). Увидел Язычок, как девочка на качелях катается, и ему тоже захотелось покататься (упражнение «Качели»). Пошёл язычок дальше и увидел, как строиться огромный дом. Заглянул в окно, а там маляр красит стены. Язычку очень захотелось помочь (упражнение «Маляр»)
-Ну вот, теперь мы с вами готовы к любым трудностям и приключениям.
- Назовите времена года (Зима, Весна, Лето, Осень). Какое сейчас время года? (Весна). -Что происходит весной? (Тает снег, прилетают птицы, начинает расти трава, листики, появляются первые цветы-подснежники…).
- А сейчас, послушайте слова и скажите, какой звук одинаковый.
Ласточка, зяблик, иволга (Л)
Жаворонок, журавль, грач (Р)
- Какие они птицы? (перелётные)
-Догадались, с какими звуками будем работать? -Назовите их. (Л-Р). Итак, цель нашего урока: учиться различать звуки Р-Л и буквы, которые их обозначают. Сегодня звуки Р и Л у нас дежурные и весь урок будут с нами работать. Давайте откроем наши тетради и запишем сегодняшнее число и тему урока.
3. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам, сравнение.
- Давайте подумаем, как же произносится звук “Л”.
В каком положении губы? (В улыбке; они не округляются)
Открыт или закрыт рот? (Рот открыт, расстояние между верхними и нижними зубами 1 палец)
Где находится кончик языка? (Кончик языка упирается изнутри в верхние зубы)
Звук гласный или согласный?
Звук твердый или мягкий?
Звук звонкий или глухой?
- А теперь давайте подумаем, как же произносится звук “Р”. Не забудьте проконтролировать себя, глядя в зеркало.
В каком положении губы? (В улыбке)
Открыт или закрыт рот? (Рот приоткрыт)
Где находится кончик языка? (Кончик языка поднимается к бугоркам за верхними зубами)
Сильная или слабая струйка воздуха? (Сильная, она заставляет дрожать кончик языка)
Звук гласный или согласный?
Звук твердый или мягкий?
Звук звонкий или глухой?
Молодцы, ребята! Ой, смотрите! Здесь, видимо, только что прошел дождь! Посмотрите, сколько лужиц! Чтобы их перепрыгнуть, надо выполнить задания! Попробуем!
4. Работа над темой
- Игра: «Поймай звук» (Логопед называет слова со звуками Р, Л. Ребенок должен хлопнуть в ладоши, если услышит звук Р, и топнуть ногой, если услышит звук Л)