(Учащиеся самостоятельно приводят соответствующие примеры)
Сегодня мы приглашены на новоселье. Посмотрите как много в этом доме жильцов. Давайте с ними познакомимся.
(работа с "Весёлым домом")
Отвечая на вопрос, составьте словосочетания.
(За верный ответ ученик получает карточку с предлогом и прикрепляет к «нужному» человечку-предлогу на макете.)
Парит где? парит над домом
Сидит где? сидит на крыше
Бежит по чему? бежит по крыше
Находится где? находится в доме
Выходит откуда? выходит из дома
Спрятался куда? спрятался за дом
Выглядывает откуда ? выглядывает из-за угла дома
Подходит к чему? подходит к дому
Отходит от чего? отходит от дома
Стоит где? стоит около дома
Итак, какие слова живут в "Волшебном доме"?
Это предлоги.
Назовите предлоги, которые мы вспомнили.
Какие предлоги вы ещё можете назвать?
Для чего нужны предлоги?
Предлоги служат для связи слов в словосочетаниях и предложениях.
Этап первичного закрепления. Типовые и конструктивные задания.
Итак, предлоги – это самостоятельные слова, следовательно, с другими словами они пишутся как: слитно или раздельно?
Правильно, раздельно.
Коллективная работа по карточке №1
Зимний день короткий. У птиц мало времени для поиска корма. Слабеют пернатые от голода и холода. Помогите птицам! Горстка семян с кусочками сала в кормушке спасёт птиц в студёное зимнее время. Наша забота поможет пернатым дожить до весны.
О ком этот рассказ?
Почему зимой птицам нужна помощь?
Чем мы можем помочь птицам?
Озаглавьте текст.
Устный анализ текста по предложениям, выделение предлогов.
(Учащиеся выделяют предлоги в своих карточках)
Письменный анализ словосочетания с предлогом из последнего предложения.
Приставка предлог
дожить до весны
Самостоятельный письменный анализ отрывка из стихотворения С. Маршака "Мяч".
Докатился до ворот
Подкатился под ворота
Добежал до поворота
Совместный вывод по итогам этого этапа:
Приставки и предлоги могут быть одинаковыми.
Приставки пишутся слитно, это часть слова.
Предлоги пишутся раздельно, это самостоятельные слова.
Этап творческого применения знаний в новой ситуации. Выполнение проблемных заданий.
Записать по памяти, выделить предлог, обозначить приставку.
3) Работа по карточке № 3
Вместо точек вставьте подходящие по смыслу предлоги и приставки.
Колобок …… катился ……. тропинке.
Всадник ….. вязал ….. лошадь ….. дерева и ….. скочил ….. седло.
Пастухи ….. пустились ….. гор ….. долину.
(После выполнения каждого задания этого этапа проводится его проверка.)
Этап подведения итогов занятия. Рефлексия.
Что мы сегодня учились различать?
Как пишутся предлоги?
Как пишутся приставки?
Сегодня мы учились различать предлоги и приставки. Повторим, что предлог – это самостоятельное слово, пишется раздельно. Приставка – это часть слова и пишется слитно. Глаголы могут иметь в своём составе приставку, существительные могут употребляются с различными предлогами.