Дифференциация согласных Д - Т в словах и предложениях
Дифференциация согласных Д - Т в словах и предложениях
Конспект открытого логопедического занятия по теме "Дифференциация согласных Д - Т в словах и предложениях"
Цели занятия:
Формирование умения четко произносить и различать на слух особенности звучания звонких, глухих согласных [Д] – [Т], [Д’] – [Т’] в словах, предложениях. Практическое усвоение правильного написания слов с буквами Д, Т.
Развитие фонематического анализа и синтеза.
Обогащение лексического запаса у детей, используя темы «Птицы», «Профессии».
Развитие слухового внимания, речеслуховой, зрительной памяти, словесно-логического мышления.
Формирование мотивации к учению, активной мыслительной деятельности, самостоятельности, эмоционального настроя каждого ученика.
Воспитание культуры речевого общения
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дифференциация согласных Д - Т в словах и предложениях»
Дифференциация согласных Д - Т в словах и предложениях
Цели занятия:
Формирование умения четко произносить и различать на слух особенности звучания звонких, глухих согласных [Д] – [Т], [Д’] – [Т’] в словах, предложениях. Практическое усвоение правильного написания слов с буквами Д, Т.
Развитие фонематического анализа и синтеза.
Обогащение лексического запаса у детей, используя темы «Птицы», «Профессии».
Развитие слухового внимания, речеслуховой, зрительной памяти, словесно-логического мышления.
Формирование мотивации к учению, активной мыслительной деятельности, самостоятельности, эмоционального настроя каждого ученика.
Воспитание культуры речевого общения.
Оборудование:
картинки;
перфокарты;
ребусы;
трафареты букв Д, Т;
звуковые кубы;
магнитные полоски, обозначающие слоги;
магнитные фишки с буквами Д, Т;
желтые и черные карандаши.
Ход занятия
I. Психологический настрой (хоровое приветствие).
Всем-всем добрый день. Заниматься нам не лень. Будем трудиться – слушать и писать учиться.
II. Введение в тему занятия.
Послушайте внимательно и скажите, всё ли я правильно говорю:
Ученик написал предложение в строчку и в конце поставил дочку.
- В чем ошибка? Какие звуки перепутались? Как правильно? Как думаете, какие будем различать звуки и буквы?
III. Сообщение темы занятия.
IV. Сравнительная характеристика звуков [Д] и [Т].
- Что общего у этих звуков? Чем они отличаются?
Докажем, что звук [Т] глухой, как темная полярная ночь. Прослушаем стихотворение и выделим повторяющийся звук. Используем звуковой куб черного цвета (картонный куб, заполненный глухо звучащими предметами), контроль рукой.
Тихо-тихо снег идет. Белый снег, лохматый. Мы расчистим снег и лед Во дворе лопатой.
- Почему звук [Д] звонкий? Докажем это.
Наши пальцы превратились в капли дождя и по очереди стучат по крыше (звуковой куб желтого цвета с колокольчиком внутри).
Дождик, дождик, не дожди, (дождь стучит редко – часто, медленно – быстро) Дождик, дождик, подожди. Выйди, выйди, солнышко, (поочередное прикосновение каждого пальца к большому) Золотое донышко.
V. Развитие фонематических процессов с использованием лексической темы «Птицы» (игра «Внимательные уши»).
Чтобы лучше слушать, массируем уши («шапка для размышления»).
Проверю, какие у вас внимательные уши. Возьмите в левую руку букву Т, а в правую – Д. Поднимайте буквы Д, Т, когда услышите в словах соответственно звуки [Д], [Д’], [Т], [Т’]. Запоминайте слова, которые я произнесу – будем играть в цепочку слов.
Дрофа, трясогузка, аист, лебеди, страус, дятел.
- Как одним словом называются перечисленные мной предметы? Задайте друг другу вопросы о птицах. Повторите названия птиц.
VI. Физкультурная минутка.
Лебеди летят, крыльями машут. Склонились над водой, качают головой. Гордо и прямо умеют держаться. Тихо, спокойно на воду садятся.
VII. Развитие зрительного гнозиса и графомоторных навыков.
Прилетел дятел – ничего не поймет. Какая буква спряталась? Обвести контуры букв (ученик у доски обводит указкой, остальные – рукой в воздухе).
- На какую птицу похожа строчная буква Д?
- С какой буквой не путаем букву Т?
VIII. Зашифровывание слов по картинкам (игра «Шифровальщики»).
Зашифруем слова, обозначающие профессии людей (по картинкам):
продавец
космонавт
доктор
дрессировщик
учитель
Вспоминаем и записываем эти слова с опорой на схемы.
IX. Составление словосочетаний (игра «Паутинка»).
К словам из первого столбика подберите подходящие по смыслу слова из второго столбика.
холодный
густая
тяжелое
медная
младшая
дождь
ведро
трава
сестра
труба
X. Работа у доски ученика в качестве учителя (игра «Учитель»).
Прочитайте пары слов:
душ – тушь
день – тень
доска – тоска
плоды – плоты
- Чем различаются слова в парах?
Придумайте слова, близкие по значению к слову «тоска». Составьте предложение с каждым словом.
Оценка «учителем» своей деятельности.
XI. Работа с перфокартами с последующей взаимопроверкой.
Закончить предложение, подобрав подходящее по смыслу слово из левого столбика. Списать 1-2 предложения по выбору. Подчеркнуть букву Д желтым, букву Т – черным.
плоды – плоты
В саду созрели вкусные … По реке плыли …
день – тень
Под деревом … Сегодня хороший …
сдал – стал
Коля … школьником. Брат … сдал последний экзамен.
дочка – точка
В конце предложение надо поставить … Мама вела за руку маленькую …
XII. Отгадывание ребусов. Составление скороговорки.
Отгадать ребус, записать скороговорку по памяти.
На дворе трава, на траве дрова.
Домашнее задание: повторять скороговорку четко, сначала медленно, затем быстрее.
XIII. Коллективное составление рассказа «Зима» по опорным словам и сюжетным картинкам.
У каждого ученика конверт со словами одного цвета. Составить предложения из слов, вставить буквы Д и Т. Прочитать предложения по порядку цветов радуги. Составить рассказ по сюжетным картинкам. Работает ученик-консультант.
красный
оранжевый
желтый
зеленый
голубой
синий
фиолетовый
Наступила холодная зима.
Голодно зимой птицам.
Дети сделали для них кормушки.
Дима и Толя лепят снеговика.
Надя надела ему ведро на голову.
Тузик тоже рад.
Весело друзьям.
IX. Итог занятия.
- Какие звуки и буквы учились различать? Что было трудно? Что понравилось? Что узнали нового?