Просмотр содержимого документа
«Логопедическое занятие на тему : Звукобуквенный анализ слов. Буквы З-С.»
Конспект логопедического занятия для учащихся второго класса коррекционной школы VIII, со смешанной формой дисграфии, обусловленной системным недоразвитием речи по теме: «Звукобуквенный анализ слов. Буквы З – С».
Цель: Формирование умения дифференцировать звуки и буквы [с] - [з] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.
Тип занятия по организационной структуре: комбинированное (комбинация приемов: беседа, парно – групповая работа, создание игровой ситуации, иллюстрирование с помощью слайдов презентации, проблемное задание).
Ход занятия:
Приветствие: «Ребята сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поприветствуем их.
Орг. момент (слайд2)
На доске:
радуга машина
бабочки лесник
Логопед:
- Прочитайте слова (про себя, вслух)
- Сядет тот, кто уберет один слог так, чтобы получилось новое слово.
(дуга, лес, бочки шина)
Повторение пройденного материала.
- Какие парные согласные вы научились различать?
Учащиеся: (б – п, д –т, г – к)
Подведение к теме.
- Сегодня продолжим различать парные согласные.
- А какие, вы узнаете, если отгадаете загадки.
Дел у меня немало: я белым одеялом всю землю укрываю, в лед реки убираю, белю поля, дома. Зовут меня…(зима)
- Как догадались?
Он пушистый, легкий, белый. Выпал первый раз не смело. Он засыпал все дороги. Мягко в нем шагают ноги. Белит крыши он у всех. Называют его…(снег) (слайд3)
- Как догадались?
- А какое сейчас время года? (зима)
Развитие мелкой моторики рук.
Возьмите баночку с фасолью.
Отложите столько фасоли, сколько звуков в слове снег ?
Сколько фасолин вы отложили? (4) Почему? (слайд4)
Назовите первый звук? Какой буквой обозначаем звук [с][сь]?
Отложите столько фасоли, сколько звуков в слове зима?
Сколько фасолин вы отложили? (4) Почему? (слайд 4)
Назовите первый звук? Какой буквой обозначаем звук [з][зь]?
- Кто может сформулировать тему нашего занятия? (Различение [с] – [з] в словах, предложениях.
- Тема занятия " Звукобуквенный анализ слов. Буквы С - З
- Сегодня на занятии будем учиться различать эти звуки и буквы, слышать и проговаривать в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.
- Что для этого надо сделать? (внимательно слушать логопеда, своих товарищей и не выкрикивать).
Актуализация опорных знаний по теме.
Логопед:
- Возьмите зеркала, произнесите звук [с].
- Дайте характеристику звука [с], опираясь на схему.
- Учащиеся: звук [с] согласный, глухой, может быть твердым и мягким, на письме обозначается буквой С.
Логопед:
- Возьмите зеркала, произнесите звук [з].
- Дайте характеристику звука [з], опираясь на схему.
- Учащиеся: звук [с] согласный, глухой, может быть твердым и мягким, на письме обозначается буквой З.
Игра:
Логопед: Я предлагаю вам сыграть в игру.
-У вас на партах лежат два мешочка синего и зеленого цвета, попробуйте определить какая буква спряталась в мешочке синего цвета (С), а в мешочке зеленого цвета (З).
- Молодцы, ребята вы справились с этим заданием.
- Какое сегодня число? (21 января)
- Откройте тетради, запишите число.
Основная часть
1.Знакомство с героями занятия.
Логопед: Рассмотрите представленные картинки и определите, герои какой сказки пришли к нам на занятие и как их зовут. (слайд5)
Логопед: В именах, каких героев встретились изучаемые звуки? (Настенька, Морозко)(слайд 7)
Работа с числовым рядом.
Логопед: Возьмите карточки с цифрами. Скажите, пожалуйста, на каком по счету месте находится буква [с], в слове Настенька? Поднимите соответствующую цифру.
Учащиеся: поднимают цифру 3.
Логопед: Скажите, пожалуйста, на каком по счету месте находится буква [з], в слове Морозко? Поднимите соответствующую цифру.
Учащиеся: поднимают цифру 5.
2. Развитие звукового анализа и синтеза на уровне слога
Логопед: Вы так быстро отгадали героев занятия и название сказки, из которой они пришли, что персонажи сказки решили побывать на нашем занятии и посмотреть, как мы учимся находить в слогах, словах, и предложениях согласные буквы З – С.
Логопед:Помните, мачеха очень любила давать Настеньке разные поручения?(слайд 8 видео) Не успеет девушка с одной работой справиться, а ее уже новая ждет.
(слайд9).
- Сходите с Настенькой за водой, да зачерпните из колодца чистой холодной водицы – составьте слоги с согласными З – С учащиеся выходят по одному к доске и называют слог)
Логопед:
- Давайте запишем получившиеся слоги в тетради, но прежде чем начать писать возьмите карточки с наждачными буквами и обведите их.
-С буквой «С» запишите слоги в которых буква «С» будет стоять пред гласной , а с буквой «З» наоборот, чтобы гласная стояла на первом месте перед буквой «З».
- Какие слоги вы будете записывать с буквой «С», назови? (са, со….), а с буквой «З», назови? (аз, оз..)
-И выделите изучаемые буквы в слогах. Букву С карандашом синего цвета, букву З карандашом зеленого цвета.
-Проверка. (слайд 10) На нем записаны слоги, выделены синим и зеленым цветом.
- Кто выполнил задание правильно не допустив ни одной ошибки?
Гимнастика для глаз
Логопед:
К нам на занятие залетела снежинка, которая предлагает отдохнуть нашим глазкам.
Следите глазками за летающей снежинкой. . (слайд 11)
3. Развитие зрительного восприятия
Логопед:
-Недовольна мачеха: сколько работы дала, а падчерица управилась. Задумала она погубить Настеньку и просит старика отвезти дочку в лес. Долго горевал старик, да перечить не стал. Повез любимую дочь в лес и оставил её там. (слайд12) Сидит бедняжка под сосной и плачет. (слайд13(видео) Смотрит, а вокруг мороз балуется на соснах и елях узоры рисует. Присмотрелась Настенька и смогла разглядеть в узорах разные предметы.
- Вам нужно вставить пропущенные буквы «з», «с» в словах.
- Возьмите ручку синего и зеленого цвета, букву «с» будете вставлять ручкой синего цвета, а букву «з» ручкой зеленого цвета.
Проверка: (слайд16)
- Проверим, какие буквы вы вставили в слова?
Логопед: Рассказала Настенька Морозко свою историю. Сжалился старик над девушкой и пригласил в свой дом. И пока Морозко с Настенькой добираются до его дома - мы с вами выполним зарядку.(слайд17)
4. Физминутка
Я мороза не боюсь
С ним я крепко подружусь.
Подойдет ко мне мороз,
Тронет руки, тронет нос.
Значит, надо не зевать:
Прыгать, бегать и скакать.
Развитие слогового анализа и синтеза на уровне словосочетаний
Логопед: Много времени прошло с тех пор. Стало грустно Настеньке без людей жить в ледяном дворце.(слайд 18) Просится она у Мороза домой. Не хочется старику отпускать девушку, уж больно привык к ней, привязался, как к родной дочери, да делать нечего. Дает он задание Настеньке, если выполнит она его, то отпустит Морозко ее домой.
- Соедините подходящие по смыслу слова из левого столбика со словами из правого столбика, так чтобы получились словосочетания.
(слайд 19)
морозный сосны
звонкая воздух
высокие песня
Логопед: Молодцы ребята, но это еще не все. Теперь вам нужно зашифровать получившиеся словосочетания. То есть начертить схемы словосочетаний, показав в схеме наличие или отсутствие букв З – С
Логопед: Возьмите карточки и начертите схемы к словосочетаниям. Проверка. Учащиеся выходят к доске и чертят схему к первому словосочетанию (дифференцированно).
Молодцы ребята вы помогли, Настеньке выполнить задание и теперь Морозко отпустит ее домой!
Развитие навыков языкового анализа и синтеза .
Дифференциация звуков занятия на уровне предложения.
Логопед: Вот и дом отца виднеется. Много подарков везет Настенька. Не помнит девушка зла, причиненного ей злой мачехой и сестрой. Собрался вокруг народ. Все дивятся: как это Настенька выжила в лесу зимой, да еще и подарки привезла. Рассказала им девушка о том, как выгнала ее мачеха из дома, о Морозке и о его доброте. Стыдно стало старухе – мачехе. Просит она у всех прощения. Простим ее? Пусть выполнит задание.
Логопед: Посмотрите, предложения рассыпались на отдельные слова. Соберите из слов предложения. (работа в парах)
(слайд 20)
Выпал, белый, улице, на, снег.
Холодная, зима, наступила.
1-й ученик читает предложение, оно появляется на слайде.
2-й ученик читает слова со звуком (с).
Логопед: Назовите предложение, которое соответствует схеме.
______ _______ _______.
Логопед: Сказочные персонажи благодарят вас за помощь.
8. Итог занятия:
Логопед: Вот и подошло наше занятие к концу. В какой сказке мы с вами сегодня побывали?
Назовите для Настеньки слова с ее любимой буквой, а потом для Морозко его любимой буквой.