Цель: углубление представления детей о Росси.
Коррекционно-образовательные задачи:
- Расширение и уточнение словаря по теме.
- Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов).
- Совершенствование звукобуквенного анализа.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развитие связной речи, фонематического представления;
- Развитие зрительного гнозиса, тонкой и общей моторики.
Воспитательные задачи:
- Воспитание чувства гордости за Родину, самостоятельности, ответственности, активности.
Ход занятия
Организационной момент.
Упражнение «Подумай и объясни»
Л. – я приготовила для вас необычные картинки. Назовите предмет на слайде и объясните, как вы догадались что это за предмет.
1 СЛАЙД.
- Герб России (это герб России, потому что на нем изображен святой Георгий и двуглавый орел)
- Флаг России ( потому что на нем белая, синяя и красная полосы)
- герб Б- Мартыновки (В основе герба - стилизованный фрагмент Мартыновской Троицкой церкви, как символ духовного единства мартыновцев. Сабля и шашка накрест напоминают о славном военном прошлом мартыновцев: район - родина выдающихся военачальников гражданской и Великой Отечественной войны.)
- Флаг Ростовской области (Ростовской области представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней — синего, средней — жёлтого и нижней — алого цвета. Вертикально вдоль древка расположена белая полоса, составляющая Флаг Ростовской области был принят впервые атаманом Красновым в 1918 году. Цвета флага символизировали единство трёх народов (синий донских казаков, жёлтый — калмыков, красный — русских), живших на Дону. В 1996 году флаг был дополнен белой полосой — символом единства области с Российской Федерацией)
- Каравай хлеба (потому что в России гостей встречают караваем)
- Береза (потому что это русское дерево, символ России)
Л. Сегодня у нас с вами состоится важный разговор. Как выдумаете, о чем. Мы будем говорить о нашей великой и прекрасной родине - России. Вы видите карту России, слышите пьесу русского композитора Юрия Чичикова «Ромашковая Русь».
Я предлагаю рассказать стихотворение И.С. Никитина «Русь».
Зои Александровой «Родина».
Надеюсь вы будете говорить красиво, выразительно, правильно выговаривать звуки (дети рассказывают стих по частям)
Л. Я тоже хочу прочесть стихотворение рас. нар. поэта Ивана Никитина «Русь»
У нас получились замечательные стихи. Какой нарисована наша Родина в этих произведениях?
(необъятная, великая, могучая, красивая)
Как поэт назвал ее в конце произведения? (матерью)
Мы должны любить свою Родину, как каждый человек любит свою мать.
Упражнение «Это важное слово»
Л. Велика и необъятна Россия. Много в ней рек, озер, сел, огородов. Есть в России горы, ее берега омывают разные моря.
2 СЛАЙД. Картинки:
- Россия(так называется наша страна)
- Москва(это столица нашей Родины)
- Дон (одна из рек России)
- Кони Буденовской породы (таких скакунов выращивают в нашей области )
- Степные тюльпаны
- Б-Мартыновка
3 СЛАЙД
Л. - С какой буквы начинается слово Россия (Р)
-какая вторая по счету буква в слова Москва (О)
-какая 1 буква в слове Дон (Д)
-какая последняя буква в слова КОНИ (И)
-определите последнюю букву в слове ТЮЛЬПАН (Н).
- назовите последнюю букву в слове Б-Мартыновка (А)
-какое слово мы составили, прочитайте.
-давай составим звуковую схему этого слова
Инсценировка русской народной игры «На блины»
Л. – в нашей стране живут самые прекрасные люди. У нашего народа есть много игр, в которых звучат имена, сейчас мы поиграем в такую игру.
Подвижное упражнение «Береза»
Чтение рассказа «Наше Отечество» по К.Д Ушинскому.
Беседа по прочитанному.
Л. Давайте поговорим о рассказе, который вам прочитала. Ответь на мои вопросы.
-как начинается рассказ? Как называется автор свою Родину?
-почему мы зовем Россию Отечеством?
-слово Отечество образованно от слова отец. Почему зовем Родиной?
-верно. слова Родина и родились – тоже слова родственники. А почему мы
Называется родину матерью?
-как заканчивается рассказ?
Молодцы, вы хорошо ответили на мои вопросы.
Игра с мячом «Семейка слов»
Л. Мы продолжим разговор о нашей родине – России. Давайте образуем
Слова из одной семейки со слова Родина.
-Настя, что ты сделала 26 июля?-родилась
-каким словом можно назвать папу и маму?- родители
-каким словам модно назвать тетю и дядю?- родственники
-Настя, какой у тебя брат? - родной.
-в том году был хороший урожай яблок. Мы говорим, что яблоки…уродились
-кто живет в нашей стране? - народ
-какие песни мы поем?- народный
-как по-другому можно назвать ключ, бьющий из под земли?- родник
Отлично, перечислите все слова из одной семейки со словом Родина: Родина, родился, родители, родственники, родная, уродилась, народ, народная, родник.
-Вот какая большая семейка получилась! И вы теперь знаете, что Родина –это та земля, где вы родились, где живет ваш народ. Родина – родная земля.
Развитие тонкой моторики.
4 СЛАЙД
Л.- Перед нами государственный флаг России и флаг Ростовской области.
-Рассмотрите, какая полоска вверху, в середине, какая в самом низу.
Я предлагаю украсить свои шкафчики флагами. Для этого у вас есть заготовки и карандаши. Возьмите карандаши и раскрасьте любой флаг.
Итог.
-Наш разговор подходит к концу.
-Никита тоже подготовил стихотворение, послушайте
Я-Русский человек, и русская природа
Любезна мне, и я ее пою.
Я - русский человек, сын моего народа
5 СЛАЙД. Картинки:
- степные просторы
- огромные леса
- полноводные реки
Л. Эта красота,эти широкие степные просторы, эти огромные леса, эти полноводные реки, даны нам свыше, а наше деды и прадеды сохранили их для нас, уберегли от гибели, от уничтожения, от врагов земли русской. А теперь уже наша очередь – беречь, хранить, защищать родную землю, родную природу, свою большую родину - Россию.