Конспект индивидуального логопедического занятия
Тема. Дифференциация звуков [з] - [ж] и букв –Зз –Жж в словах и предложениях. Лексическая тема «Животные».
Цель. Предупреждение и коррекция замен звуков [з] - [ж] и букв –Зз –Жж
Задачи.
Коррекционно-образовательные: дифференциация понятий «звук» и «буква»; закрепление звукобуквенных связей, формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза; обогащение словарного запаса; формирование грамматического строя речи.
Коррекционно-развивающие: развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики; развитие слухового и зрительного внимания и восприятия; развитие фонематического восприятия; развитие логического мышления, воображения, ассоциативных связей; развитие связной речи и коммуникативных навыков.
Коррекционно-воспитательные: воспитание умения работать по инструкции, воспитание экологической культуры, воспитание культуры общения.
Оборудование. Зеркала, артикуляционные профили, касса букв, наборное полотно, предметные картинки с изображением животных, наложенные рисунки, индивидуальные карточки для составления предложений, ручки, план-схема для составления рассказа, компьютер, логопедическая игра «Игры для Тигры».
Планируемый результат.
Представленное занятие является одним из блоков занятий по дифференциации оппозиционных звуков, в ходе которых планируется выработать четкую связь между фонемой, артикулемой и графемой. В ходе достижения основной цели в комплексе развиваются речевая система и ВПФ. На занятии используются компьютерные и здоровьесберегающие технологии
Ход занятия
- Орг.момент: приветствие, знакомство (логопед -ученик); положительный эмоциональный настрой.
- Дыхательная гимнастика.
- Определение темы (через отгадывание загадок)
Мчится, что есть духу,
Хвост короче уха.
Живо угадай-ка,
Кто же это?..(зайка)
Длинная шея,
Гордый нрав.
А в Африке живёт ….(жираф)
- Определите первый звук в каждом слове.
Тема занятия: Различение звуков [з] - [ж] и букв –Зз –Жж
- Повторим правило о звуках и буквах (по схеме).
- Характеристика звуков.
- Артикуляционная гимнастика. «Сказка о весёлом язычке».
Анализ артикуляции звуков (по схеме)
Определение обобщающих понятий.
- Обобщающее понятие.
- Заяц и жираф – это …
- Каких ещё вы знаете животных, в названиях которых есть звуки з, ж ?
- «Наложенные картинки»
- Какие животные здесь изображены? Назовите.
- Составьте название животного, которого вы узнали из букв
разрезной азбуки (каждый ученик – по одному слову).
- Компьютерное упражнение:
- Поселите животных в разные домики: [з] - [ж].
(«Игры для Тигры» - Анализ – Слова - Животные).
- Физминутка «Зверобика».
- Работа с предложением.
- Закончите предложения, подобрав подходящие картинки.
В лесу живут……(ежи, ужи, зайцы, жабы, зубры).
В джунглях живут… … … (змеи, обезьяны).
В зоопарке мы видели … … (жирафа, зебру, обезьяну).
- Пальчиковая гимнастика.
«Мы делили апельсин…»
- Работа по карточкам.
- Вставьте пропущенные буквы з или ж.
- Взаимопроверка.
- «Узнай по описанию – кто это?»
-Пугливый, быстрый, длинноухий…
-Резвая, быстрая, полосатая…
-Высокий, пятнистый, длинношеий…
-Скользкая, длинная, гибкая …
-Маленький, скрытный, колючий…
- Составление рассказа по плану.
-Пользуясь планом, составьте рассказ о понравившемся вам животном.
- Дикое или домашнее.
- Внешний вид.
- Среда обитания.
- Питание.
- Итог.
- Итог занятия. Домашнее задание.
При подведении итога провести беседу о необходимости охраны окружающей среды, бережного отношения к природе, в т.ч. к флоре и фауне.
После подведения итога прочитать стихотворение и предложить выучить его наизусть в качестве домашнего задания.
Берегите планету.
Дерево, цветок, и зверь, и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они.
На планете мы останемся одни.