kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Логопедическое занятие " Звуки [с-с’], [з-з’]. Буквы С – З."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

  • (Базовый уровень) Ученик научится различать парные согласные звуки [с-с’], [з-з’] и буквы С - З в слогах, словах.

Задачи:

  • формировать навыки звуко-буквенного анализа через использование схемы слова;
    • развивать операции сравнения, умения находить сходство и отличия парных согласных, давать характеристику звуков [с-с’], [з-з’];
    • активизировать и обогащать словарь детей словами насыщенными звуками и буквами занятия;
  • воспитывать любознательность через знакомство с героями сказки.

Оборудование: классная доска, мел; цветные магниты (зелёные, красные, синие); символы согласных и гласных звуков; дидактические карточки с речевым материалом и предметными картинками, эмблемы с изображением сказочных героев; картинки героев романа-сказки «Приключения Незнайки и его друзей»; загадка про Незнайку; коробочки для картинок; тетради, шариковые ручки, цветные карандаши (синий, зелёный, красный) на каждого ученика; фишки для оценки работы.

Предварительная работа: чтение сказки «Приключения Незнайки и его друзей» на ГПД.

Большая работа проведена по развитию общей, мелкой моторики. Дети самостоятельно выполняют и логоритмику, и физминутки, и психогимнастику. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Логопедическое занятие " Звуки [с-с’], [з-з’]. Буквы С – З."»

13


Логопедическое занятие " Звуки [с-с’], [з-з’]. Буквы С – З."

Архипова Екатерина Вячеславовна, учитель-логопед, школа № 39

Тема. Звуки [с-с’], [з-з’]. Буквы С – З.

Класс: 1 класс

Цель:

  • (Базовый уровень) Ученик научится различать парные согласные звуки [с-с’], [з-з’] и буквы С - З в слогах, словах.

Задачи:

  • формировать навыки звуко-буквенного анализа через использование схемы слова;

  • развивать операции сравнения, умения находить сходство и отличия парных согласных, давать характеристику звуков [с-с’], [з-з’];

  • активизировать и обогащать словарь детей словами насыщенными звуками и буквами занятия;

  • воспитывать любознательность через знакомство с героями сказки.

Оборудование: классная доска, мел; цветные магниты (зелёные, красные, синие); символы согласных и гласных звуков; дидактические карточки с речевым материалом и предметными картинками, эмблемы с изображением сказочных героев; картинки героев романа-сказки «Приключения Незнайки и его друзей»; загадка про Незнайку; коробочки для картинок; тетради, шариковые ручки, цветные карандаши (синий, зелёный, красный) на каждого ученика; фишки для оценки работы.

Предварительная работа: чтение сказки «Приключения Незнайки и его друзей» на ГПД.

Ход занятия

I. Организационный момент

Добрый день и добрый час очень рада видеть вас!

Д: Добрый день и добрый час очень рады видеть вас.


Проверьте все ль на месте все ль в порядке ручка, карандаш, тетрадка?

Д: Все на месте все впорядке ручка, карандаш тетрадка.

Хорошо. Смело четко говорим и красиво все сидим.


  • Загадка

(Коммуникативные, регулятивные УУД)

Логопед:

- Добрый день! Сядет первым тот, кто отгадает загадку: (Картинка 1)

***

Все мы с детства любим книжки
Про забавных коротышек
Гуслю, Пончика и Знайку
Кто есть кто – ты отгадай-ка!
Он, конечно, самый главный
Озорник-шалун забавный.
Он в огромной синей шляпе
Неумеха и растяпа.

***

  • Психогимнастика

(Коммуникативные, личностные УУД)

Дуб дождя и ветра вовсе не боится(Радость)

Уто сказал что дубу сложно простудиться(страх)

Ведь до поздней осени он стоит зеленый(Гордость)

Значит он выносливый значит заколенный (Веселье)



Логопед:

Хорошо справились с заданием посмотрите как незнайка вам улыбается. И радуется за вас.

-

II. Знакомство с темой.

1. Актуализация знаний. Формулирование темы занятия.

(Регулятивные, коммуникативные, познавательные логические УУД)

Логопед:

- Послушайте и назовите слог, который повторяется 2 раза:

- СА-ЗА-СА, СЫ-ЗЫ-СЫ, СУ-ЗУ-СУ

Логопед. Что общего у слогов, которые вы выделили? (Начинаются со звука [с]).

- ЗА-СА-ЗА, ЗЫ-СЫ-ЗЫ, ЗУ-СУ-ЗУ (Начинаются со звука [з]).

- Дайте характеристику звукам [с-з].


Ученик:

- Звуки [с-з] – согласные, так как при их произношении образуется преграда: губы, зубы, язык. Они твёрдые, за ними следуют гласные, которые служат для образования твёрдости согласных. Губы – в улыбке, язык – боковые края языка прижаты к верхним зубам, кончик языка внизу, зубы – образуют щель, холодный воздух проходит по центру языка – контролируем тыльной стороной ладони. Звук [с] – глухой (голос отсутствует; символ - наушники), Звук [з] – звонкий (участвует голос; символ - колокольчик), изображаются синим кружком. (Картинка 2)

Логопед:

- Чем звуки обозначаются на письме?

Ученик:

- Звуки на письме обозначаются буквами С и З.

Логопед:

- Ребята, предположите, как сегодня будет звучать тема нашего урока?

Ученик:

- Звуки [с-с’], [з-з’] буквы С – З.

Логопед:

- Правильно, сегодня на уроке вы будете сравнивать звуки [с-с’] и [з-з’] и буквы С и З между собой, находить их сходства и отличия.

Но для того чтобы красиво и четко говорить мы с вами сделаем массаж, а потом гимнастику.

Массаж лица.

(Совместное с логопедом выполнение массажа)

Солнышко проснулось,

Лобика коснулось,

Лучиками провело,

И погладило, и погладило.(поглаживающие движения).

Ходит пальчик по дорожке:

Вверх-вниз, вверх, вниз,

Будут розовыми щечки:

Вверх вниз, вверх – вниз. (зигзагообразные движения.)

Дождик дождик, веселей,

Капай, капай не жалей!

Только нас не замочи!!

Зря в окошко не стучи! (постукивающие движения)

Солнышко проснулось,

Лобика коснулось,

Лучиками провело,

И погладило, и погладило.(поглаживающие движения).



Артикуляционная гимнастика для С и З

«Окошечко», «Заборчик», «Хоботок», «Вкусное варенье», «Лошадка».

«Чашечка», «Орешки».

Логопед: А теперь поиграем с кубиками. Прочитайте слог , который кубики составят для тебя.

Са- со-су-сы (картинка 3)

Назови картинки, названия которых начинается на слог Со.(картинка 4)


Назови картинки, названия которых начинается на слог Са. (картинка 5)

- Такие вы молодцы ребята, а теперь давайте поможем комарику .

Чтобы комарик смог пролентеть дальше нужно прочитать слог на тучке.( Картинка 6)

- Ребята комар на своем пути встретил еще слова прочитайте.





2. Динамическая пауза Массажный мячик игольчатый

(Регулятивные, коммуникативные УУД)

  1. Каждый ученик катает массажер между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение:

Гладь мои ладошки, еж!

Ты колючий, ну и что ж?

Я хочу тебя погладить!

Я хочу с тобой поладить!

(Катаем мячик между ладошками, гладим его, дотрагиваемся пальцами до отдельных «колючек». )


Мы возьмем в ладоши «Ежик»

(Берем массажный мячик)

И потрем его слегка,

(в одной руке держим мячик, другой проводим по нему)

Рязглядим его иголки,

(меняем руку делаем тоже самое)

Помассируем бока.

(катаем между лалодошек)

Ежик я в руках кручу,

(пальчиками крутим мячик)

Поиграть я с ним хочу.

Домик сделаю в ладошках.

(прячем мячик в ладошках)

Не достанет его кошка.

(прижимаем ладошки к себе).



3. Дидактическая игра «Дежурные буквы».

(Регулятивные, коммуникативные, познавательные логические УУД)

Логопед:

- Ребята, Стекляшкин принёс карточки, в которых он не может разобраться. Поможем ему! (Картинка 7) Рассмотрите их. Какое задание содержат эти карточки?

Ученик:

- Среди крючочков, палочек и разных букв есть дежурные буквы, которые мы обведём карандашом и посчитаем.

(Работаем с карточкой прописываем буквы).


4. Дидактическая игра «На приёме у Доктора Пилюлькина». (Картинка 8, 9, 10)

(Регулятивные, коммуникативные, познавательные логические УУД)

Логопед:

- Представьте, что вы пришли на приём к доктору Пилюлькину. Сейчас он проверит, как хорошо слышат ваши уши. Я буду доктором Пилюлькиным, а вы мои пациенты. Кто такие пациенты? Давайте назовем слова которые вы увидели, со звуками с, с, з. з.

Сейчас будет работа в группах в одну колонку слова со звуком с а в другую з.

А потом мы вместе проверим.(картинки, работа в группах)


Логопед:

- Подскажите Пилюлькину, какие слова вы запомнили? Хорошо слышат ваши ушки! Подойдите к столу. Вот незадача! Пилюльки расстроен, к нему забегал Незнайка и перепутал все картинки, которые лежали в своих ящичках. Давайте поможем ему! Как мы это сделаем?

Сейчас будет работа в группах в одну колонку слова со звуком с а в другую з.

А потом мы вместе проверим.(картинки, работа в группах)


Ученики работают в группе, самостоятельно разбирают картинки на четыре группы: 1 – со звуком [з], 2 – [з’], 3 – [с], 4 – [с’].

Логопед:

- Молодцы! Быстро и правильно справились с заданием.





Физминутка

А теперь ребятки встать

Ручки медленно поднять.

Наклониться вправо влево

И беремся вновь за дело.

Мы шли шли , и грибок нашли,

В шапочке нарядной

Светло шоколадной

Ты не пряч грибок под листок свой бок.

Логопед: Давайте ребята поможем нашему Незнайке прочитать чистоговорки.

Развитие мелкой мотирики

Дружат в нашей группе девочки и мальчики дружат у ребяток маленькие пальчики,

Подружился большой,

Подружился указательный,

Подружился средний очень обязательный,

Безымянный и мизинец вместе подружились.





5. Дидактическая игра «Звуковичок».

(Регулятивные, коммуникативные, познавательные логические УУД)

Логопед:

Работа в тетради

- Ребята, срочное сообщение от Незнайки. Открываем рабочие тетради. Он, просит помочь научить их выполнять звуко-буквенный анализ слов. Действовать мы будем как обычно. (Если ученик хорошо знает порядок звуко-буквенного разбора слова, логопед предлагает ему использовать инструкцию для проверки выполненного задания.)

Звуко-буквенный анализ слов. Ученики работают в тетрадях. (Картинка 11)


  1. Запиши название предмета.

  2. Поставь ударение.

  3. Определи, сколько слогов в слове? Отдели каждый слог вертикальной черточкой.

  4. Назовите 1-й (2-ой) слог.

  5. Составьте схему к слову – обозначьте цветом звуки в слове.

Слова для справок: розы, зебра, сито, осы.








Логопед. Все ли согласны с товарищем? Кто думает по-другому? Докажите свой выбор!

6. Гимнастика для глаз.

(Регулятивные УУД)

7. Д/игра «Найди лишний предмет». (картинка 12)

(Регулятивные, коммуникативные, познавательные логические УУД)

Логопед:

- Ромашка и Звёздочка уже приготовили нам новые карточки. Подумайте, как они связаны с нашим уроком? Какое задание вам приготовили сказочные герои?

На карточках изображены предметы: собака, слон, шарф, одежная щётка, жираф, забор, караси, сапоги, коза, буквы С и З.

Ученик:

- Предметы, в названиях которых встречаются «дежурные» звуки нужно соединить чёрточкой с нужной буквой.

8. Физминутка «Незнайка на зарядке».

(Регулятивные, коммуникативные УУД)

Логопед:

- Мы хорошо поработали и нам пора немного отдохнуть!

Логопед раздаёт эмблемы с изображением героев сказки Носова «Незнайка» каждому ученику:

- Ты будешь «Звёздочка» (Знайка, Ромашка, Небоська…), а я – «Незнайка», буду проводить гимнастику. Слушайте внимательно и выполняйте только те движения, которые я назову.

Проблемный момент: Незнайка постоянно ошибается и делает всё наоборот.

***

Я привстану на носочки,
Хорошенько потянусь.
Раз – наклон, два – наклон,
Словно буква “С” свернусь.

И попрыгаю немножко,
И руками покручу,
Постою на правой ножке
И головкой поверчу…
Тихо сяду, улыбнусь
И работою займусь!

***

9. Д/игра «Шифровальщики»

(Регулятивные, коммуникативные, познавательные логические УУД)

Логопед:

- Авоська с Небоськой зашифровали предложения, а ключ от шифра потеряли. Давайте, ребята, поиграем и покажем им, как мы умеем справляться с такими заданиями. (На экране записаны вразброс слова через запятую.) (Картинка 14)

Звери, со, стащить, зябко, собака, стол, зимой, сосиски.

- Как вы будете действовать.

Ученик:

- В каждом предложении слова будут начинаться с одинаковой буквы:

Зябко зверям зимой. Собака стащила сосиски со стола.

Логопед:

- Замечательно, вы настоящие шифровальщики!

10. Д/игра «Измени слово». Контроль знаний. (Слайд 15)

(Регулятивные, коммуникативные, познавательные логические УУД)

Логопед:

- Знайка очень любит интересные, трудные задания и предлагает нам поиграть со словами. Самостоятельно измените одну букву и получится новое слово. Запишите слова в тетрадь.

Зуб

Суп

Коса

Коза

Слой

Злой

Зайка

Сайка

Роза

Роса

Морозит

Моросит

Логопед:

- Что получилось? Прочитайте вслух (по очереди) слова парами. Какие слова вызвали у вас трудности? Почему? Чем эти слова похожи, а чем – отличаются? Устно составьте словосочетания только с теми словами, которые вы изменили.

Ученик:

- Суп горячий (вкусный, картофельный…), коза вредная (упрямая, белая…), роза цветущая (колючая, прекрасная…), злой ветер (мороз, волшебник…), сайка румяная (вкусная, ароматная…), моросит дождик…

III. Итог занятия

(Регулятивные, коммуникативные, личностные УУД)

Логопед:

- Ребята, понравилось вам занятие? Какое задание показалось вам самым трудным? Сережа, какое задание тебе понравилось! (А тебе, Ксюша…?) Максим, чем интересны были задания? Чему вы научились сами и научили сказочных героев?

Ученик:

- Мы научили Незнайку сказки сравнивать, находить сходства и отличие согласных звуков [с-с’], [з-з’], букв С и З, отличать звук от буквы.

Логопед:

- Ребята, Знайка предлагает оценить свою работу на уроке, он поставил свою фишку вверху. Незнайка поставил свою фишку в середине, он говорит, что ничего не знал, но благодаря ребятам многому научился. (Картинка 13)





- А где вы поставите свои фишки? Вы молодцы! Спасибо вам за урок.





ПРИЛОЖЕНИЕ КАРТИНННЫЙ МАТЕРИАЛ




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Логопедическое занятие " Звуки [с-с’], [з-з’]. Буквы С – З."

Автор: Архипова Екатерина Вячеславовна

Дата: 09.02.2016

Номер свидетельства: 291009

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект логопедического занятия: Звук [ Щ’ ] и буква Щ,щ."
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt_loghopiedichieskogho_zaniatiia_zvuk_shch_i_bukva_shch_shch"
    ["file_id"] => string(6) "390460"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1486788925"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Конспект логопедического занятия "Звук и буква К" в 1 классе по программе VIII вида"
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekt-loghopiedichieskogho-zaniatiia-zvuk-i-bukva-k-v-1-klassie-po-proghrammie-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "316365"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460063206"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект логопедического занятия «Звуки [б], [б']. Буква Б»"
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt_loghopiedichieskogho_zaniatiia_zvuki_b_b_bukva_b"
    ["file_id"] => string(6) "342946"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1473410767"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Индивидуально - подгрупповое логопедическое занятие «Звук и буква Р»"
    ["seo_title"] => string(65) "individualno_podgruppovoe_logopedicheskoe_zaniatie_zvuk_i_bukva_r"
    ["file_id"] => string(6) "590104"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1635622290"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект логопедического занятия "Звук и буква "г" "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-loghopiedichieskogho-zaniatiia-zvuk-i-bukva-gh"
    ["file_id"] => string(6) "139645"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417770304"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства