Логопедическое занятие " Звуки [с-с’], [з-з’]. Буквы С – З."
Логопедическое занятие " Звуки [с-с’], [з-з’]. Буквы С – З."
Цель:
(Базовый уровень) Ученик научится различать парные согласные звуки [с-с’], [з-з’] и буквы С - З в слогах, словах.
Задачи:
формировать навыки звуко-буквенного анализа через использование схемы слова;
развивать операции сравнения, умения находить сходство и отличия парных согласных, давать характеристику звуков [с-с’], [з-з’];
активизировать и обогащать словарь детей словами насыщенными звуками и буквами занятия;
воспитывать любознательность через знакомство с героями сказки.
Оборудование: классная доска, мел; цветные магниты (зелёные, красные, синие); символы согласных и гласных звуков; дидактические карточки с речевым материалом и предметными картинками, эмблемы с изображением сказочных героев; картинки героев романа-сказки «Приключения Незнайки и его друзей»; загадка про Незнайку; коробочки для картинок; тетради, шариковые ручки, цветные карандаши (синий, зелёный, красный) на каждого ученика; фишки для оценки работы.
Предварительная работа: чтение сказки «Приключения Незнайки и его друзей» на ГПД.
Большая работа проведена по развитию общей, мелкой моторики. Дети самостоятельно выполняют и логоритмику, и физминутки, и психогимнастику.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Логопедическое занятие " Звуки [с-с’], [з-з’]. Буквы С – З."»
13
Логопедическое занятие " Звуки [с-с’], [з-з’]. Буквы С – З."
Архипова Екатерина Вячеславовна, учитель-логопед, школа № 39
Тема. Звуки [с-с’], [з-з’]. Буквы С – З.
Класс: 1 класс
Цель:
(Базовый уровень) Ученик научится различать парные согласные звуки [с-с’], [з-з’] и буквы С - З в слогах, словах.
Задачи:
формировать навыки звуко-буквенного анализа через использование схемы слова;
развивать операции сравнения, умения находить сходство и отличия парных согласных, давать характеристику звуков [с-с’], [з-з’];
активизировать и обогащать словарь детей словами насыщенными звуками и буквами занятия;
воспитывать любознательность через знакомство с героями сказки.
Оборудование: классная доска, мел; цветные магниты (зелёные, красные, синие); символы согласных и гласных звуков; дидактические карточки с речевым материалом и предметными картинками, эмблемы с изображением сказочных героев; картинки героев романа-сказки «Приключения Незнайки и его друзей»; загадка про Незнайку; коробочки для картинок; тетради, шариковые ручки, цветные карандаши (синий, зелёный, красный) на каждого ученика; фишки для оценки работы.
Предварительная работа: чтение сказки «Приключения Незнайки и его друзей» на ГПД.
Ход занятия
I. Организационный момент
Добрый день и добрый час очень рада видеть вас!
Д: Добрый день и добрый час очень рады видеть вас.
Проверьте все ль на месте все ль в порядке ручка, карандаш, тетрадка?
Д: Все на месте все впорядке ручка, карандаш тетрадка.
Хорошо. Смело четко говорим и красиво все сидим.
Загадка
(Коммуникативные, регулятивные УУД)
Логопед:
- Добрый день! Сядет первым тот, кто отгадает загадку: (Картинка 1)
***
Все мы с детства любим книжки Про забавных коротышек Гуслю, Пончика и Знайку Кто есть кто – ты отгадай-ка! Он, конечно, самый главный Озорник-шалун забавный. Он в огромной синей шляпе Неумеха и растяпа.
***
Психогимнастика
(Коммуникативные, личностные УУД)
Дуб дождя и ветра вовсе не боится(Радость)
Уто сказал что дубу сложно простудиться(страх)
Ведь до поздней осени он стоит зеленый(Гордость)
Значит он выносливый значит заколенный (Веселье)
Логопед:
Хорошо справились с заданием посмотрите как незнайка вам улыбается. И радуется за вас.
-
II. Знакомство с темой.
1. Актуализация знаний. Формулирование темы занятия.
- Послушайте и назовите слог, который повторяется 2 раза:
- СА-ЗА-СА, СЫ-ЗЫ-СЫ, СУ-ЗУ-СУ
Логопед. Что общего у слогов, которые вы выделили? (Начинаются со звука [с]).
- ЗА-СА-ЗА, ЗЫ-СЫ-ЗЫ, ЗУ-СУ-ЗУ (Начинаются со звука [з]).
- Дайте характеристику звукам [с-з].
Ученик:
- Звуки [с-з] – согласные, так как при их произношении образуется преграда: губы, зубы, язык. Они твёрдые, за ними следуют гласные, которые служат для образования твёрдости согласных. Губы – в улыбке, язык – боковые края языка прижаты к верхним зубам, кончик языка внизу, зубы – образуют щель, холодный воздух проходит по центру языка – контролируем тыльной стороной ладони. Звук [с] – глухой (голос отсутствует; символ - наушники), Звук [з] – звонкий (участвует голос; символ - колокольчик), изображаются синим кружком. (Картинка 2)
Логопед:
- Чем звуки обозначаются на письме?
Ученик:
- Звуки на письме обозначаются буквами С и З.
Логопед:
- Ребята, предположите, как сегодня будет звучать тема нашего урока?
Ученик:
- Звуки [с-с’], [з-з’] буквы С – З.
Логопед:
- Правильно, сегодня на уроке вы будете сравнивать звуки [с-с’] и [з-з’] и буквы С и З между собой, находить их сходства и отличия.
Но для того чтобы красиво и четко говорить мы с вами сделаем массаж, а потом гимнастику.
Массаж лица.
(Совместное с логопедом выполнение массажа)
Солнышко проснулось,
Лобика коснулось,
Лучиками провело,
И погладило, и погладило.(поглаживающие движения).
Ходит пальчик по дорожке:
Вверх-вниз, вверх, вниз,
Будут розовыми щечки:
Вверх вниз, вверх – вниз. (зигзагообразные движения.)
Дождик дождик, веселей,
Капай, капай не жалей!
Только нас не замочи!!
Зря в окошко не стучи! (постукивающие движения)
Солнышко проснулось,
Лобика коснулось,
Лучиками провело,
И погладило, и погладило.(поглаживающие движения).
- Ребята, Стекляшкин принёс карточки, в которых он не может разобраться. Поможем ему! (Картинка 7) Рассмотрите их. Какое задание содержат эти карточки?
Ученик:
- Среди крючочков, палочек и разных букв есть дежурные буквы, которые мы обведём карандашом и посчитаем.
(Работаем с карточкой прописываем буквы).
4. Дидактическая игра «На приёме у Доктора Пилюлькина». (Картинка 8, 9, 10)
- Представьте, что вы пришли на приём к доктору Пилюлькину. Сейчас он проверит, как хорошо слышат ваши уши. Я буду доктором Пилюлькиным, а вы мои пациенты. Кто такие пациенты? Давайте назовем слова которые вы увидели, со звуками с, с, з. з.
Сейчас будет работа в группах в одну колонку слова со звуком с а в другую з.
А потом мы вместе проверим.(картинки, работа в группах)
Логопед:
- Подскажите Пилюлькину, какие слова вы запомнили? Хорошо слышат ваши ушки! Подойдите к столу. Вот незадача! Пилюльки расстроен, к нему забегал Незнайка и перепутал все картинки, которые лежали в своих ящичках. Давайте поможем ему! Как мы это сделаем?
Сейчас будет работа в группах в одну колонку слова со звуком с а в другую з.
А потом мы вместе проверим.(картинки, работа в группах)
Ученики работают в группе, самостоятельно разбирают картинки на четыре группы: 1 – со звуком [з], 2 – [з’], 3 – [с], 4 – [с’].
Логопед:
- Молодцы! Быстро и правильно справились с заданием.
- Ребята, срочное сообщение от Незнайки. Открываем рабочие тетради. Он, просит помочь научить их выполнять звуко-буквенный анализ слов. Действовать мы будем как обычно. (Если ученик хорошо знает порядок звуко-буквенного разбора слова, логопед предлагает ему использовать инструкцию для проверки выполненного задания.)
Звуко-буквенный анализ слов. Ученики работают в тетрадях. (Картинка 11)
Запиши название предмета.
Поставь ударение.
Определи, сколько слогов в слове? Отдели каждый слог вертикальной черточкой.
Назовите 1-й (2-ой) слог.
Составьте схему к слову – обозначьте цветом звуки в слове.
Слова для справок: розы, зебра, сито, осы.
Логопед. Все ли согласны с товарищем? Кто думает по-другому? Докажите свой выбор!
- Ромашка и Звёздочка уже приготовили нам новые карточки. Подумайте, как они связаны с нашим уроком? Какое задание вам приготовили сказочные герои?
На карточках изображены предметы: собака, слон, шарф, одежная щётка, жираф, забор, караси, сапоги, коза, буквы С и З.
Ученик:
- Предметы, в названиях которых встречаются «дежурные» звуки нужно соединить чёрточкой с нужной буквой.
8. Физминутка «Незнайка на зарядке».
(Регулятивные, коммуникативные УУД)
Логопед:
- Мы хорошо поработали и нам пора немного отдохнуть!
Логопед раздаёт эмблемы с изображением героев сказки Носова «Незнайка» каждому ученику:
- Ты будешь «Звёздочка» (Знайка, Ромашка, Небоська…), а я – «Незнайка», буду проводить гимнастику. Слушайте внимательно и выполняйте только те движения, которые я назову.
Проблемный момент: Незнайка постоянно ошибается и делает всё наоборот.
***
Я привстану на носочки, Хорошенько потянусь. Раз – наклон, два – наклон, Словно буква “С” свернусь.
И попрыгаю немножко, И руками покручу, Постою на правой ножке И головкой поверчу… Тихо сяду, улыбнусь И работою займусь!
- Авоська с Небоськой зашифровали предложения, а ключ от шифра потеряли. Давайте, ребята, поиграем и покажем им, как мы умеем справляться с такими заданиями. (На экране записаны вразброс слова через запятую.) (Картинка 14)
- Знайка очень любит интересные, трудные задания и предлагает нам поиграть со словами. Самостоятельно измените одну букву и получится новое слово. Запишите слова в тетрадь.
Зуб
Суп
Коса
Коза
Слой
Злой
Зайка
Сайка
Роза
Роса
Морозит
Моросит
Логопед:
- Что получилось? Прочитайте вслух (по очереди) слова парами. Какие слова вызвали у вас трудности? Почему? Чем эти слова похожи, а чем – отличаются? Устно составьте словосочетания только с теми словами, которые вы изменили.
- Ребята, понравилось вам занятие? Какое задание показалось вам самым трудным? Сережа, какое задание тебе понравилось! (А тебе, Ксюша…?) Максим, чем интересны были задания? Чему вы научились сами и научили сказочных героев?
Ученик:
- Мы научили Незнайку сказки сравнивать, находить сходства и отличие согласных звуков [с-с’], [з-з’], букв С и З, отличать звук от буквы.
Логопед:
- Ребята, Знайка предлагает оценить свою работу на уроке, он поставил свою фишку вверху. Незнайка поставил свою фишку в середине, он говорит, что ничего не знал, но благодаря ребятам многому научился. (Картинка 13)
- А где вы поставите свои фишки? Вы молодцы! Спасибо вам за урок.