Цели: 1.Формировать первичные произносительные навыки и умения.
Познакомить с правильной артикуляцией звука Р.
2. Закрепить нормальную артикуляцию в изолированном произношении звука Р.
3. Закрепить связь звука и буквы Р.
Оборудование: карточка-символ звука Р, бумажные полоски, бумажные снежинки; палочки; картинки с описанием артикуляционных упражнений для вызова звука Р и вибрации языка.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Логопед: «Назовите первый звук в словах рак, рыба, робот».
Дети: «Звук Р».
Логопед: «Посмотрите на карточку — символ звука. Как мы называем эту букву?»
Дети: «Буква Р».
Логопед: «Звук Р мы слышим и произносим, а букву Р мы видим и пишем. Букву Р мы можем читать и писать, а звук Р мы должны научиться правильно произносить».
II. Основная часть.
1. Ознакомление со звуком Р.
Логопед дает характеристику звука Р (согласный, твердый), показывает правильную артикуляцию звука Р и просит повторить детей.
2. Логопед показывает подготовительные упражнения для правильной артикуляции звука Р.
Упражнение №1.
Логопед: «Как стучат копыта лошадки по мостовой? Вот так (цокает — прищелкивает языком, а дети подражают)».
В этом упражнении цоканье является подготовкой для артикуляции звука Р, так как ребенок учится поднимать язык.
Упражнение №2.
Логопед проводит артикуляционную гимнастику, направленную на развитие силы и подвижности языка( упражнения:“Маляр”,“Грибок”,“Дятел”,”Комар").
Упражнение №3.
Дети слегка приоткрывают рот, кладут язык на нижнюю губу и производят им движения вперед-назад. Затем язык убирают назад в рот. Далее дети кладут язык на верхнюю губу и производят те же движения вперед-назад. Затем язык убирают назад в рот. Каждое упражнение повторяется 5-7 раз. Эти упражнения развивают мышцы языка и развивают его подвижность. Далее логопед показывает как правильно вызвать вибрацию языка и проводит упражнение “Заведи мотор”(при правильном произнесение звука Р язык поднят к бугоркам за верхними зубами и кончик языка вибрирует).
Упражнение №4.
Логопед просит детей подуть на бумажные полоски/снежинки. Это упражнение направлено на выработку дыхания.
III. Физкульт минутка.
Упражнения на мимику: улыбка, грусть, злость, смех, удивление.
IV. Закрепление связи звука и буквы Р.
Логопед просит воспитанников сложить из палочек букву Р.
Логопед: «Итак, букву Р мы можем писать и читать, а звук Р мы слышим и произносим. Для того, чтобы правильно произносить звук Р, мы проделали упражнения на укрепление мышц и вибрацию языка и выработку дыхания».
V. Итог занятия.
Чем мы сегодня занимались? Как произносится звук Р?