kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Логопедическое занятие "Звук и буква Ч"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект фронтального логопедического занятия

по теме: «Буква Ч, звук [Ч]»

 

Раздел: преподавание в начальной школе.

Особую значимость в логопедии имеет вопрос рациональной организации процесса преодоления нарушений фонематических процессов у младших школьников. На фронтальном занятии реализуются задачи по развитию фонематических возможностей детей. В занятие включены задания на развитие слухового восприятия и фонематического слуха, звукового и слогового анализа, внимания, памяти,  мышления.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Логопедическое занятие "Звук и буква Ч" »


Цель занятия:

  • закрепить навыки четкого произношения звука;

  • учить выделять звук в слогах, словах, предложениях, фразах;

  • развивать фонематические процессы;

  • учить слоговому анализу, подбору слов к схемам;

  • наблюдать за правописанием звукосочетаний ЧА и ЧУ;

  • упражнять в подборе антонимов;

  • учить работе с деформированным предложением;

  • наблюдать за многозначностью слова;

  • развивать фонематический слух, внимание, память, логическое мышления.


Дыхательная гимнастика:

  • РДД

  • 4х - тактное дыхание (с задержкой до 10, до 15)

  • Пение четверостишья «Наша Таня громко плачет»


Организационный момент.

Я произнесу цепочку слов, а вы назовите лишнее.

Сахар, конфеты, чайник (1), печенье.

Пчёлы (2), ромашка, василек, тюльпан.

Печка(3), тарелка, ваза, поднос.

Шляпа, панама, перчатки (4), фуражка.

Картинки, обозначающие лишние слова - на доску. На картинках крепятся карточки с цифрами.

Введение в тему.

Назовите звук в названии картинки (рисунки 1, 2, 3, 4), который стоит на месте, отмеченном цифрой. Можете воспользоваться звуковыми линейками.

Кто догадался, какой звук будет сегодня главным на занятии?








Рисунок 1 Рисунок 2 Рисунок 3 Рисунок 4


Уточнение артикуляции звука, характеристика звука.

Работаем по алгоритму.

Взяли зеркала.

Какое положение при произнесении звука Ч принимают органы артикуляции?

Губы – «хоботочком»,

Зубы – сближены,

Язык – вверху за верхними зубами, при выдыхании кончик языка резко отскакивает от нёба.

Ощутим, голосовые связки работают или нет?

Воздушная струя – теплая, воздух выходит толчком.


Работаем по алгоритму.

Звук Ч – согласный (есть преграда), глухой (голосовые связки не работают), мягкий всегда.


Развитие фонематического восприятия.

Тренируем ушки. Пользуясь звуковой линейкой, определите место звука Ч в словах.

Туча, ученик, столик, кричит, бабочка, соловей, чемпион, учить, чум.

Словарная работа:

ЧУМ - переносное жилище народов Севера России. Конический остов из шестов покрывался оленьими шкурами или корой (рисунок 5).














Рисунок 5

Проверим вашу память. Вспомните, какие слова со звуком Ч я диктовала?


Соотнесение звука с буквой.

Какой буквой на письме мы обозначаем звук Ч?

На что похожа буква Ч? Заглавная буква Ч похожа на заглавную букву У. Чем отличается? Наклонная линия у буквы Ч внизу с закруглением вправо, а у буквы У – влево (рисунок 6).

А верхняя часть строчной буквы ч похожа на чайку (рисунок 7).









Рисунок 6 Рисунок 7

Повторяем написание заглавной буквы Ч. Ставим ручку чуть ниже верхней границы рабочей строки. Пишу короткую линию вверху и внизу с закруглением, веду руку вверх и присоединяю длинную наклонную линию внизу с закруглением.

Повторяем написание строчной буквы ч. Ставим ручку чуть ниже середины рабочей строки, веду линию вверх, делаю петелечку, веревочка провисает, и присоединяем короткую наклонную линию внизу с закруглением.

Запишите заглавную букву Ч столько раз, сколько звуков в названии второй картинки.

Запишите строчную букву ч столько раз, сколько звуков в названии третьей картинки.


Выделение звука на фоне слога.

1. Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать.

А за ней цыплятки – малые ребятки (рисунок 8).

Цып-цып-цып! Сюда! Сюда! Я вам буковку нашла!

Прибежал весёлый А, прочитали дети… ЧА

Прибежал задорный О, прочитали дети… ЧО

Прибежал упрямый У, прочитали дети… ЧУ

Прибежал милёнок И, прочитали дети… ЧИ

Прибежал красавчик Е, прочитали дети… ЧЕ

Прибежал серьёзный Ё, прочитали дети… ЧЁ













Рисунок 8

Читаем ещё раз хором слоговую таблицу (рисунок 9). Первый столбик. Второй столбик. Первую строчку. Вторую строчку.

Повторим ещё раз почему слоги ЧА и ЧУ выделены красным цветом? Есть правило сочетания ЧА пишется с гласной А. Чу – с гласной У.

















Рисунок 9

2. Я диктую слова, а вы записывайте только 1 слоги.

ЧУДО, ЧАСЫ.

А сейчас – только 2 слоги.

ТУЧА, ХОЧУ.

Прочитаем. Какие слоги записали? Ещё раз повторим, правило написания звукосочетаний ЧА и ЧУ. (ЧА пиши с гласной А, ЧУ пиши с гласной У).


Работа на уровне слова.

1. Игра «Лото». В конвертах игровое поле с картинками и фишки с точками, которые определяют местоположение звука Ч в слове - отгадке: в начале, в середине, в конце. Я прочитаю загадки, у кого-то на игровом поле имеется картинка, название которой является отгадкой. Необходимо нужной фишкой закрыть картинку. Выиграет тот, кто раньше других закроет фишками всё игровое поле (рисунок 10).



















Рисунок 10


  • Сам верхом, а ноги за ушами? ОЧКИ.

  • В портфеле я её ношу, ей в тетради я пишу.

Замечательная штучка – самопишущая … РУЧКА.

  • Хвост во дворе, нос в конуре,

Кто его повернет – тот и в дом войдет. КЛЮЧ.

  • Что за весенняя черная птица,

Любит за плугом ходить и кормиться? ГРАЧ.

  • У солнышка их много-много.

Согреют поле, луг, дорогу. ЛУЧИ.

  • Она нужна, чтоб сок налить или горячего чайку попить. ЧАШКА.

  • Ног нет, а хожу,

Рта нет, а время скажу. ЧАСЫ.

  • Если что болит – не плачь, тебе поможет мудрый … ВРАЧ.

  • Можно в ней арбузы, яблоки мочить,

капусту квасить и грибы солить. БОЧКА.

  • Горячий, с лимонным ароматом,

С вареньем и медом, а можно и с мятой! ЧАЙ.

  • Белая птица над морем кружится. ЧАЙКА.

  • Ударишь – не плачут, подбросишь – поскачут. МЯЧИ.


2. Назовите свои картинки – отгадки. Есть ли среди названий картинок слово, которое подходит к данной схеме? Запишите это слово в тетрадь. Следующая схема, запишите второе слово в тетрадь рядом с первым. И последняя схема, после этого слова поставьте точку. Прочитайте слова, которые записали.





Какое первое слово записала Аня? КЛЮЧ.

Скажите, что такое ключ?

Ключ – специальный инструмент, необходимый для того, чтобы открыть какой – либо замок (рисунок 11).

А что изображено на второй картинке (рисунок 12)?

Это необычный ключ. Он называется скрипичный и открывает нотную строку.

Что изображено на третьей картинке (рисунок13)?

И этот родник тоже называется ключом.

Много разных есть ключей: ключ - родник среди камней.

Ключ скрипичный, завитой и обычный ключ дверной.

Вот сколько значений имеет слово ключ. Слова, которые имеют несколько значений, называются многозначными.


Рисунок 11 Рисунок 12 Рисунок 13



Динамическая пауза.

Игра с перекидывание мяча. «Наоборот».

Напоминаю правила игры. Возвращая мне мяч, назовите слово противоположное по смыслу.

День – НОЧЬ,

Утро – ВЕЧЕР,

Говорить – МОЛЧАТЬ,

Включать – ВЫКЛЮЧАТЬ,

Белый – ЧЕРНЫЙ,

Грязный – ЧИСТЫЙ,

Редко – ЧАСТО,

Заканчивать – НАЧИНАТЬ.

Пальчиковая гимнастика.

Чудо пальчики у нас.

Вместе с ними в любой час.

Ванечка, Юрочка, Санечка.

Ирочка, Танечка, Манечка.


Работа на уровне предложения.

У вас на партах карточки со словами. Из этих слов необходимо составить правильные предложения. Прочитайте свои предложения.

Анечка в лесу собирала ягоды.

Катя сочинила интересную сказку.

Мама купила чудесную книгу.

Дети спели весёлую частушку.

Найдите в своем предложении слово с буквой Ч.

Выйдем к доске и поставим найденные слова. Из этих слов у нас получилось новое предложение. Прочитайте.

Анечка сочинила чудесную частушку.

Запишите предложение в тетрадь с новой строки. Как напишем первое слово? Что поставим после последнего слова? Какое мы должны помнить правило, чтобы правильно написать слова ЧУДЕСНУЮ и ЧАСТУШКУ.


Работа с текстом.

Прочитаем текст (рисунок 14). Вместо рисунков в предложения необходимо вставить слова.























Папа подарил девочке чудо.

Чудо посадили в аквариум с чистой водичкой.

Девочка кормила его червячками и чистила твердый панцирь.

Ночью чудо прячется под камнями.

А днем греет бочок на солнце.

Танечка очень любит своё чудо.

Давайте найдем в тексте слова с буквой Ч.

Догадались, какое животное подарил папа девочке? Правильно. ЧЕРЕПАХУ. Черепахи бывают разные. Одни живут в воде, другие на суше. Показ видеоролика о черепахах.


Итог занятия.

Есть ли в слове черепаха звук, который был главным на занятии?

Какой звук сегодня был главным на занятии? Давайте повторим.

Какое положение при произнесении звука Ч принимают органы артикуляции?

Гласный или согласный звук? Докажите.

Вы молодцы, отлично работали на занятии и у меня для вас сюрприз.


Показываю Кокоса – красноухую черепаху из живого уголка.

Фотография на память с гостями.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Логопедическое занятие "Звук и буква Ч"

Автор: Аврахова Наталия Ивановна

Дата: 18.09.2014

Номер свидетельства: 113765

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект логопедического занятия: Звук [ Щ’ ] и буква Щ,щ."
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt_loghopiedichieskogho_zaniatiia_zvuk_shch_i_bukva_shch_shch"
    ["file_id"] => string(6) "390460"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1486788925"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Конспект логопедического занятия "Звук и буква К" в 1 классе по программе VIII вида"
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekt-loghopiedichieskogho-zaniatiia-zvuk-i-bukva-k-v-1-klassie-po-proghrammie-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "316365"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460063206"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект логопедического занятия «Звуки [б], [б']. Буква Б»"
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt_loghopiedichieskogho_zaniatiia_zvuki_b_b_bukva_b"
    ["file_id"] => string(6) "342946"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1473410767"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Индивидуально - подгрупповое логопедическое занятие «Звук и буква Р»"
    ["seo_title"] => string(65) "individualno_podgruppovoe_logopedicheskoe_zaniatie_zvuk_i_bukva_r"
    ["file_id"] => string(6) "590104"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1635622290"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект логопедического занятия "Звук и буква "г" "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-loghopiedichieskogho-zaniatiia-zvuk-i-bukva-gh"
    ["file_id"] => string(6) "139645"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417770304"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства