Логопедическое занятие на тему
«Дифференциация согласных звуков [В] [Ф]»
4 класс
учитель- логопед
КГБОУ «Назаровскоя ОШ»
г.Назарово,
Красноярский край
Цель: формирование умения различать звуки[Ф-В, Ф’-В’] на слух и буквы В, Ф на письме.
Задачи:
Образовательные: уточнить и сравнить артикуляции и звучания звуков [Ф-В, Ф’-В’]; учить выделять и различать звуки [В] [Ф] в слогах, словах и фразовой речи, обозначать их на письме соответствующими буквами.
Коррекционно-развивающие: совершенствовать навыки фонематического анализа и синтеза, уточнение и расширение словаря.
Воспитательные: воспитывать интерес к занятиям, умение слушать друг друга, умение работать самостоятельно, развивать навык самоконтроля.
Материал: конверт, загадки, иллюстрации птиц, звуковые образы звуков [В] [Ф], мяч, картинки слов паронимов, индивидуальные карточки, магнитная доска, магниты, маркеры.
Ход занятия
- Организационый момент
- Введение в тему.
Ребята, сегодня утром я получило письмо от Звуковичков. Чтоб понять, с какими звуками они хотят нас сегодня познакомить, отгадайте их загадки.
Игра “Доскажи словечко”
Эту птицу каждый знает,
В теплый край не улетает
Эта птица - круглый год
Во дворе у нас живет
И чирикает она
Громко с самого утра:
- Просыпайтесь поскорей. -
Всех торопит (Воробей)
Ночью в рощах и лесах
Уханье наводит страх,
Страшен дикий крик и силен,
Так кричит огромный …(Филин)
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона, это …(Ворона).
Крупное тело, как у гуся,
Шея «змеиная», очень длинна,
Клюв словно клюшка изогнут её,
Розовый цвет… Узнаёте её? (Фламинго)
О ком были загадки? На какие 2 группы вы можете разделить этих птиц? (1я группа – птицы, названия которых начинаются со звука [В] (воробей, ворона), 2я группа – птицы, названия которых начинаются со звука [Ф] (филин, фламинго). Какая тема нашего урока? Запишите тему нашего урока.
- Основная часть
а) Сравнение характеристики звуков [В] [Ф]
– Что вы знаете о звуке [В]?
– Что вы знаете о звуке [Ф]?
– Помогите звуковичкам составить схему звуков [В] и [Ф]
– Чем отличаются звуки [В] [Ф]? Чем похожи звуки [В] [Ф]?
– Молодцы!
б) Сравнение характеристики звуков [В] [Ф]
Помоги звуковичкам дописать буквы В и Ф
в) Дифференциация согласных звуков [В] [Ф] в слогах
– Звуковички приглашают вас весело поиграть в игру “ Филин и воробушек!”.
Я буду называть слоги, а вы, если услышите звуки [Ф, Ф’], будете изображать филина (поставьте руки на пояс и поворачивайте головой).
На звук В – показываете воробья (машите руками и прыгаете на месте).
ВА – ВЫ – ФА – ФО – ВУ – ФЫ – ОФ – ИВ – АФА – ОВУ – ОФЫ – УВА – УФО – ЫВУ – УФЫ
– Молодцы! Время не ждёт, смело вперёд!
в) Дифференциация согласных звуков [В] [Ф] в словах
– Наши звуковички умеют делать разные чудеса. Определите третий звук в каждом слове, запиши соответствующую ему букву и вы узнаете, в кого превратили вас звуковички.
Кофта, столы, сок, фрукт, маска, манка, триста, маковка, принцесса – ФОКУСНИКИ
Прочитайте слово, которое у вас получилось. В кого вас превратили звуковички? Кто такие фокусники?
Д/И «Скажи наоборот»
- Сейчас посмотрим, какие фокусы вы умеете делать с нашими друзьями. Помогите звуковичкам заменить звук [Ф] на [В].
Фата - ….(Вата) (учитель вывешивает пары слов на доске)
Софа - … (Сова)
- Как вы фату превратили в вату? Объясните значения этих слов.(учитель вывешивает предметные картинки, размещает под ними надписи).
- Как вы софу превратили в сову? Объясните значения этих слов. (учитель вывешивает предметные картинки, размещает под ними надписи).
Закончи предложение словами ФЛАГИ, ВЛАГИ:
Весной на полях много ….
На День победы вывешивают ….
Вывод: если в слове вместо буквы «Ф», написать букву «В», то значение слова изменится.
Д/И «Шпионы»
Расшифруй слово и определи место звука [В]или [Ф], запиши по образцу Африка – 2ф, варежки – 1в.
ФАТА, КОФТА, КОРОВА, ВЕСЛО, СЛИВА, ФОНТАН, ПАВЛИН, КОНФЕТЫ.
Д/И «Фокусники» (Работа по карточке № 1)
Сейчас вы сможете со звуковичками делать самые настоящие фокусы: меняя звук в слове, вы получите новые предметы. запишите названия новых предметов.
КАРТОЧКА №1 В-Ф
Игра «Замени звук» .
Замени первую букву в словах на В, запиши новое слово.
Щенок, полк, грач, голос, корона, метка, мышка.
Замени первую букву в словах на Ф, запиши новое слово.
Пара, бантик, норма, плот, марш.
г) Дифференциация согласных звуков [В] [Ф] в тексте
– Ребята, в конверте от звуковичков лежало письмо к нам. Случилась неприятность, оно намокло! Все буквы «В» и «Ф» исчезли из слов, а вместо них остались лищь звёздочки. Давайте вернем в письмо буквы на места и из письма узнаем, как зовут наших звуковичков и что с ними случилось однажды?
– Текст у каждого из вас, ну что же в добрый час.(Дети вставляют в тексте буквы В и Ф.)
(Карточка № 2)
*аня и *аня услышали стук. Это стучал *оробей * окно с*оим клюю*ом.
*аня открыл *орточку и *пустил птичку * комнату. Птичка быстро * летела. *сю зиму з*уко*ички ухажи * али за *оробьем. Когда наступила *есна *аня *ыпустила птичку на *олю.
– Как зовут наших звуковичков? Ваня и Фаня это 2 брата или 2 сестры, или брат и сестра? Как вы догадались, что Фаня – это сестрёнка? О чем в письме нам рассказали Ваня и Фаня?
Молодцы! Буквы в тексте правильно вписали, В и Ф точно вы назвали.
– Чтоб В и Ф не путать вам
Я чистоговогку дам
Четко вы её читайте
В и Ф не забывайте.
ФАНЯ В ГОСТЯХ У ВАНИ
У ВАНИ В ГОСТЯХ ФАНЯ.
8. Подведение итогов занятия
– Молодцы! Вы справились со всеми заданиями звуковичков!
- Как зовут наших новых друзей звуковичков? С какими звуками мы сегодня работали? Что вы вспомнили про звук [В]? Придумайте несколько слов со звуком [В], [Вь] . Что вы вспомнили про звук [ [Ф]? Придумайте несколько слов со звуком [Ф], [Фь] .