kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Логопедическое занятие на тему «Дифференциация согласных звуков [В] [Ф]»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Логопедическое занятие на тему

«Дифференциация согласных звуков [В] [Ф]»

4 класс

учитель- логопед

КГБОУ «Назаровскоя ОШ»

г.Назарово,

Красноярский край

Цель: формирование умения различать звуки[Ф-В, Ф’-В’] на слух и буквы В, Ф на письме.

Задачи:

Образовательные: уточнить и сравнить артикуляции и звучания звуков [Ф-В, Ф’-В’];  учить выделять и различать звуки [В] [Ф] в слогах, словах и фразовой речи, обозначать их на письме соответствующими буквами.

Коррекционно-развивающие: совершенствовать  навыки фонематического анализа   и синтеза, уточнение и расширение словаря.

Воспитательные: воспитывать интерес к занятиям, умение слушать друг друга, умение работать самостоятельно, развивать навык самоконтроля.

Материал: конверт, загадки, иллюстрации птиц, звуковые образы звуков [В] [Ф], мяч, картинки слов паронимов, индивидуальные карточки, магнитная доска, магниты, маркеры.

Ход занятия

  1. Организационый момент
  2. Введение в тему.

Ребята, сегодня утром я получило письмо от Звуковичков. Чтоб понять, с какими звуками они хотят нас сегодня познакомить, отгадайте их загадки.

Игра “Доскажи словечко”

Эту птицу каждый знает,
В теплый край не улетает
Эта птица - круглый год
Во дворе у нас живет
И чирикает она
Громко с самого утра:
- Просыпайтесь поскорей. -
Всех торопит (Воробей)

 

Ночью в рощах и лесах 
Уханье наводит страх, 
Страшен дикий крик и силен, 
Так кричит огромный …(Филин)

Окраской – сероватая, 
Повадкой – вороватая, 
Крикунья хрипловатая – 
Известная персона, это …(Ворона).

Крупное тело, как у гуся,

Шея «змеиная», очень длинна,

Клюв словно клюшка изогнут её,

Розовый цвет… Узнаёте её?    (Фламинго)

О ком были загадки? На какие 2 группы вы можете разделить этих птиц? (1я группа – птицы, названия которых начинаются со звука [В] (воробей, ворона),  2я группа – птицы, названия которых начинаются со звука [Ф] (филин, фламинго). Какая тема нашего урока? Запишите тему нашего урока.

  1. Основная часть

а) Сравнение характеристики звуков [В] [Ф]

– Что вы знаете о звуке [В]?

– Что вы знаете о звуке [Ф]? 

– Помогите звуковичкам составить схему звуков  [В] и [Ф]

– Чем отличаются звуки [В] [Ф]? Чем похожи звуки [В] [Ф]? 
– Молодцы!

б) Сравнение характеристики звуков [В] [Ф]

 

Помоги звуковичкам дописать буквы В и Ф

в) Дифференциация согласных звуков [В] [Ф] в слогах

– Звуковички приглашают вас  весело поиграть в игру “ Филин и воробушек!”.
Я буду называть слоги, а вы, если услышите звуки [Ф, Ф’],  будете изображать филина (поставьте руки на пояс и поворачивайте головой).

На звук В – показываете воробья (машите руками и прыгаете на месте). 

ВА – ВЫ – ФА – ФО – ВУ – ФЫ – ОФ – ИВ – АФА – ОВУ – ОФЫ – УВА – УФО – ЫВУ – УФЫ

– Молодцы! Время не ждёт, смело вперёд!

в) Дифференциация согласных звуков [В] [Ф] в словах

– Наши звуковички умеют делать разные чудеса. Определите третий звук в каждом слове, запиши соответствующую ему букву и вы узнаете, в кого превратили вас звуковички.

Кофта, столы, сок, фрукт, маска, манка, триста, маковка, принцесса – ФОКУСНИКИ

Прочитайте слово, которое у вас получилось. В кого вас превратили звуковички?  Кто такие фокусники?

Д/И «Скажи наоборот»

- Сейчас посмотрим, какие фокусы вы умеете делать с нашими друзьями. Помогите звуковичкам заменить звук [Ф] на [В].

Фата - ….(Вата)    (учитель вывешивает пары слов на доске)

Софа - … (Сова)

- Как вы фату превратили в вату? Объясните значения этих слов.(учитель вывешивает предметные картинки, размещает под ними надписи).

- Как вы софу превратили в сову? Объясните значения этих слов. (учитель вывешивает предметные картинки, размещает под ними надписи).

Закончи предложение  словами ФЛАГИ, ВЛАГИ:

Весной на полях много ….

На День победы вывешивают ….

Вывод: если в слове вместо буквы «Ф», написать букву «В», то значение слова изменится.

Д/И  «Шпионы»

Расшифруй слово и определи место звука [В]или [Ф], запиши по образцу Африка – 2ф, варежки – 1в.

ФАТА, КОФТА, КОРОВА, ВЕСЛО, СЛИВА, ФОНТАН, ПАВЛИН, КОНФЕТЫ.

Д/И  «Фокусники» (Работа по карточке № 1)

Сейчас вы сможете со звуковичками делать самые настоящие фокусы: меняя звук в слове, вы получите новые предметы. запишите названия новых предметов.

КАРТОЧКА №1  В-Ф

Игра «Замени звук» .

Замени первую букву в словах на В, запиши новое слово.

Щенок,   полк,  грач,  голос,  корона,  метка,  мышка.

Замени первую букву в словах на Ф, запиши новое слово.

Пара,  бантик,  норма,  плот,  марш.

г)  Дифференциация согласных звуков [В] [Ф] в тексте

– Ребята, в конверте от звуковичков лежало письмо к нам.  Случилась неприятность, оно намокло! Все буквы «В» и «Ф» исчезли из слов, а вместо них остались лищь звёздочки. Давайте вернем в письмо буквы на места и из письма узнаем, как зовут наших звуковичков и что с ними случилось однажды?

– Текст у каждого из вас, ну что же в добрый час.(Дети вставляют в тексте буквы В и Ф.)

 (Карточка № 2)

*аня и  *аня услышали стук.  Это стучал  *оробей   *    окно   с*оим  клюю*ом.

 *аня   открыл    *орточку  и  *пустил птичку  *  комнату. Птичка  быстро  * летела.  *сю зиму з*уко*ички   ухажи * али за   *оробьем. Когда наступила  *есна   *аня *ыпустила  птичку   на   *олю.

 – Как зовут наших звуковичков? Ваня и Фаня это 2 брата или 2 сестры, или брат и сестра? Как вы догадались, что Фаня – это сестрёнка? О чем в письме нам рассказали Ваня и Фаня?

Молодцы! Буквы в тексте правильно вписали, В и Ф точно вы назвали.

– Чтоб В и Ф не путать вам 
Я чистоговогку дам 
Четко вы её читайте 
В и Ф не забывайте.

ФАНЯ В ГОСТЯХ У ВАНИ
У ВАНИ В ГОСТЯХ ФАНЯ.

8. Подведение итогов занятия

– Молодцы! Вы справились со всеми заданиями звуковичков!

- Как зовут наших новых друзей звуковичков? С какими звуками мы сегодня работали? Что вы вспомнили про звук [В]? Придумайте несколько слов со звуком [В], [Вь] . Что вы вспомнили про звук [ [Ф]? Придумайте несколько слов со звуком [Ф], [Фь] .

Просмотр содержимого документа
«Логопедическое занятие на тему «Дифференциация согласных звуков [В] [Ф]» »

Логопедическое занятие на тему

«Дифференциация согласных звуков [В] [Ф]»

4 класс

учитель- логопед

КГБОУ «Назаровскоя ОШ»

г.Назарово,

Красноярский край

Цель: формирование умения различать звуки[Ф-В, Ф’-В’] на слух и буквы В, Ф на письме.


Задачи:

Образовательные: уточнить и сравнить артикуляции и звучания звуков [Ф-В, Ф’-В’]; учить выделять и различать звуки [В] [Ф] в слогах, словах и фразовой речи, обозначать их на письме соответствующими буквами.

Коррекционно-развивающие: совершенствовать навыки фонематического анализа и синтеза, уточнение и расширение словаря.

Воспитательные: воспитывать интерес к занятиям, умение слушать друг друга, умение работать самостоятельно, развивать навык самоконтроля.


Материал: конверт, загадки, иллюстрации птиц, звуковые образы звуков [В] [Ф], мяч, картинки слов паронимов, индивидуальные карточки, магнитная доска, магниты, маркеры.

Ход занятия

  1. Организационый момент

  2. Введение в тему.

Ребята, сегодня утром я получило письмо от Звуковичков. Чтоб понять, с какими звуками они хотят нас сегодня познакомить, отгадайте их загадки.

Игра “Доскажи словечко”

Эту птицу каждый знает,
В теплый край не улетает
Эта птица - круглый год
Во дворе у нас живет
И чирикает она
Громко с самого утра:
- Просыпайтесь поскорей. -
Всех торопит (Воробей)


Ночью в рощах и лесах 
Уханье наводит страх, 
Страшен дикий крик и силен, 
Так кричит огромный …(Филин)


Окраской – сероватая, 
Повадкой – вороватая, 
Крикунья хрипловатая – 
Известная персона, это …(Ворона).


Крупное тело, как у гуся,

Шея «змеиная», очень длинна,

Клюв словно клюшка изогнут её,

Розовый цвет… Узнаёте её? (Фламинго)



О ком были загадки? На какие 2 группы вы можете разделить этих птиц? (1я группа – птицы, названия которых начинаются со звука [В] (воробей, ворона), 2я группа – птицы, названия которых начинаются со звука [Ф] (филин, фламинго). Какая тема нашего урока? Запишите тему нашего урока.

  1. Основная часть

а) Сравнение характеристики звуков [В] [Ф]

– Что вы знаете о звуке [В]?

– Что вы знаете о звуке [Ф]?

– Помогите звуковичкам составить схему звуков [В] и [Ф]

– Чем отличаются звуки [В] [Ф]? Чем похожи звуки [В] [Ф]? 
– Молодцы!


б) Сравнение характеристики звуков [В] [Ф]

Помоги звуковичкам дописать буквы В и Ф






в) Дифференциация согласных звуков [В] [Ф] в слогах

– Звуковички приглашают вас весело поиграть в игру “ Филин и воробушек!”.
Я буду называть слоги, а вы, если услышите звуки [Ф, Ф’], будете изображать филина (поставьте руки на пояс и поворачивайте головой).

На звук В – показываете воробья (машите руками и прыгаете на месте).

ВА – ВЫ – ФА – ФО – ВУ – ФЫ – ОФ – ИВ – АФА – ОВУ – ОФЫ – УВА – УФО – ЫВУ – УФЫ

– Молодцы! Время не ждёт, смело вперёд!

в) Дифференциация согласных звуков [В] [Ф] в словах

– Наши звуковички умеют делать разные чудеса. Определите третий звук в каждом слове, запиши соответствующую ему букву и вы узнаете, в кого превратили вас звуковички.



Кофта, столы, сок, фрукт, маска, манка, триста, маковка, принцесса – ФОКУСНИКИ

Прочитайте слово, которое у вас получилось. В кого вас превратили звуковички? Кто такие фокусники?

Д/И «Скажи наоборот»

- Сейчас посмотрим, какие фокусы вы умеете делать с нашими друзьями. Помогите звуковичкам заменить звук [Ф] на [В].

Фата - ….(Вата) (учитель вывешивает пары слов на доске)

Софа - … (Сова)

- Как вы фату превратили в вату? Объясните значения этих слов.(учитель вывешивает предметные картинки, размещает под ними надписи).

- Как вы софу превратили в сову? Объясните значения этих слов. (учитель вывешивает предметные картинки, размещает под ними надписи).



Закончи предложение словами ФЛАГИ, ВЛАГИ:

Весной на полях много ….

На День победы вывешивают ….



Вывод: если в слове вместо буквы «Ф», написать букву «В», то значение слова изменится.



Д/И «Шпионы»

Расшифруй слово и определи место звука [В]или [Ф], запиши по образцу Африка – 2ф, варежки – 1в.

ФАТА, КОФТА, КОРОВА, ВЕСЛО, СЛИВА, ФОНТАН, ПАВЛИН, КОНФЕТЫ.

Д/И «Фокусники» (Работа по карточке № 1)

Сейчас вы сможете со звуковичками делать самые настоящие фокусы: меняя звук в слове, вы получите новые предметы. запишите названия новых предметов.

КАРТОЧКА №1 В-Ф

Игра «Замени звук» .

Замени первую букву в словах на В, запиши новое слово.


Замени первую букву в словах на Ф, запиши новое слово.


Щенок,   полк,  грач,  голос,  корона,  метка,  мышка.

Пара,  бантик,  норма,  плот,  марш.

г) Дифференциация согласных звуков [В] [Ф] в тексте

– Ребята, в конверте от звуковичков лежало письмо к нам. Случилась неприятность, оно намокло! Все буквы «В» и «Ф» исчезли из слов, а вместо них остались лищь звёздочки. Давайте вернем в письмо буквы на места и из письма узнаем, как зовут наших звуковичков и что с ними случилось однажды?

– Текст у каждого из вас, ну что же в добрый час.(Дети вставляют в тексте буквы В и Ф.)

(Карточка № 2)

*аня и *аня услышали стук. Это стучал *оробей * окно с*оим клюю*ом.

*аня открыл *орточку и *пустил птичку * комнату. Птичка быстро * летела. *сю зиму з*уко*ички ухажи * али за *оробьем. Когда наступила *есна *аня *ыпустила птичку на *олю.

– Как зовут наших звуковичков? Ваня и Фаня это 2 брата или 2 сестры, или брат и сестра? Как вы догадались, что Фаня – это сестрёнка? О чем в письме нам рассказали Ваня и Фаня?

Молодцы! Буквы в тексте правильно вписали, В и Ф точно вы назвали.

– Чтоб В и Ф не путать вам 
Я чистоговогку дам 
Четко вы её читайте 
В и Ф не забывайте.

ФАНЯ В ГОСТЯХ У ВАНИ
У ВАНИ В ГОСТЯХ ФАНЯ.

8. Подведение итогов занятия

– Молодцы! Вы справились со всеми заданиями звуковичков!

- Как зовут наших новых друзей звуковичков? С какими звуками мы сегодня работали? Что вы вспомнили про звук [В]? Придумайте несколько слов со звуком [В], [Вь] . Что вы вспомнили сегодня про звук [Ф]? Придумайте несколько слов со звуком [Ф], [Фь] .






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Логопедическое занятие на тему «Дифференциация согласных звуков [В] [Ф]»

Автор: Ермакова Яна Сергеевна

Дата: 15.02.2015

Номер свидетельства: 173643

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Логопедическое занятие Тема: Дифференциация согласных [Ч] - [Щ]."
    ["seo_title"] => string(75) "loghopiedichieskoie_zaniatiie_tiema_diffierientsiatsiia_soghlasnykh_ch_shch"
    ["file_id"] => string(6) "437103"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1509966807"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект   логопедического занятия  Тема: Дифференциация ч-щ. "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-loghopiedichieskogho-zaniatiia-tiema-diffierientsiatsiia-ch-shch"
    ["file_id"] => string(6) "163165"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422450577"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Конспект группового занятия с учащимися 2-го класса на тему "Дифференциация согласных Б-П""
    ["seo_title"] => string(94) "konspiektghruppovoghozaniatiiasuchashchimisia2ghoklassanatiemudiffierientsiatsiiasoghlasnykhbp"
    ["file_id"] => string(6) "267718"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450447841"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Индивидуальное занятие по дифференциации звуков Ш и Ж"
    ["seo_title"] => string(57) "individualnoe_zaniatie_po_differentsiatsii_zvukov_sh_i_zh"
    ["file_id"] => string(6) "507333"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1555430834"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конспект  логопедического занятия  на тему: «Дифференциация звуков [С] - [З]»."
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-loghopiedichieskogho-zaniatiia-na-tiemu-diffierientsiatsiia-zvukov-s-z"
    ["file_id"] => string(6) "313770"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459531422"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства