kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Логопедическое занятие Тема: Дифференциация согласных [Ч] - [Щ].

Нажмите, чтобы узнать подробности

Совершенствование навыков дифференциации согласных Ч-Щ, закрепление знаний о механизме образования звуков.

Просмотр содержимого документа
«Логопедическое занятие Тема: Дифференциация согласных [Ч] - [Щ].»

Логопедическое занятие

Тема: Дифференциация согласных [Ч] - [Щ].

Цель занятия: Совершенствование навыков дифференциации согласных [Ч] - [Щ].

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- закрепление знаний о механизме образования звуков;

- активизация лексического запаса по теме: «Весенний лес».

Коррекционно-развивающие:

- развитие моторики речевого аппарата;

- закрепление кинестетических ощущений на артикуляционные образы звуков [Ч] - [Щ];

- закрепление связи звукового образа [Ч] - [Щ] с их графическим изображением;

- закрепление навыков оптического анализа и синтеза букв;

- закрепление навыков звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;

- закрепление правильного произношения данных звуков в слогах, словах;

- закрепление навыков чтения и письма слогов, слов, предложений, текста;

- развитие зрительно-пространственных функций.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитание интереса к занятиям;

- формирование навыков аккуратного письма.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Аутотренинг:

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

(дети повторяют вместе с логопедом слова)

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

2.Артикуляционная гимнастика.

- Чтобы правильно и четко произносить все звуки необходимо подготовить артикуляционные органы к работе, поэтому мы выполним артикуляционную гимнастику. Поставьте перед собой зеркала. Выполняем упражнения. Для [Ч] - «Улыбочка», «Оскал», «Чистим нижние зубки», «Горочка», «Катушка», «Желобок». Для [Щ] - «Хоботок», «Маляр», «Чашечка», «Кошечка пьёт молочко».

Артикуляционный аппарат подготовили к работе.

3.Сообщение темы занятия.

На минуту представь те себя секретными агентами и помогите расшифровать то, что написано на этом листе.

Дети выполняют задания: расшифровывают звуки

[Ч] -и [Щ], написанные наложениями друг на друга.

-Правильно , молодцы. Кто сможет определить тему нашего урока?

Дети называют тему урока.

-Зачем изучать эти звуки?

-Звуки [Ч] -и [Щ] надо изучать, чтобы правильно писать, слышать.

4.Анализ артикуляции звуков.

Дети повторяют за логопедом звук [Ч], затем произносят сами.

Какой звук слышим? Расскажем об этом звуке всё.

-Когда мы произносим звук [Ч] – губы округлены и слегка выдвинуты, вперёд, зубы на расстоянии друг от друга, кончик языка и его спинка образуют смычку с бугорком, эта смычка переходит в щель между ними, воздушная струя короткая, тёплая, голоса нет, звук согласный, глухой, всегда мягкий.

- Вы любите ЩИ? какая первая буква в этом слове?

Какой звук слышим? Расскажем и о нём всё, что знаем.

-Когда мы произносим звук [Щ] –губы округлены слегка выдвинуты вперёд, зубы сближены, кончик языка поднят к бугорочками образует с ними щель, воздушная струя длинная, тёплая, голоса нет, звук согласный, мягкий, всегда глухой.

-Чем похожи эти звуки? Чем они отличаются?

-[Ч] -и [Щ]-согласные, глухие, всегда мягкие, разное положение языка, воздушная струя у звука [Ч] – короткая, разное положение зубов.

5.Связь звука с буквой?

-Ребята ,что вы знаете о звуках?

-Звуки мы слышим и произносим.

-Что вы знаете о буквах?

-Буквы мы видим, пишем и читаем.

- Ребята, какой буквой обозначается [Ч]?

- Буквой Ч.

- На что похожа эта буква

На четвёрку....…

-Да , вы правильно решили,

Ч мы пишем, как четыре.

Только с цифрами, друзья, буквы путать нам нельзя.

Выложите букву из палочек, обведите (букву Ч) каждым пальцем ведущей руки.

- Какой буквой обозначается [щ]?

- Буквой Щ.

- На что похожа эта буква?

- На расческу Щ похожа.

Три зубца всего? Ну что же!

Буква Щ поможет нам

Чистить зубы по утрам.

- Правильно, выложите букву Щ из палочек. Обведите букву Щ каждым пальцем ведущей руки.

- Мы вспомнили на что похожи буквы Ч,Щ, а теперь откройте тетради, запишите строку заглавных и строчных букв Ч и Щ по образцу.

Дети записывают буквы в тетрадь в таком порядке: ч Ч щЩ.

6.Развитие фонематического слуха.

Сейчас внимательно меня слушайте и если услышите звук [Ч]- сожмите руки в кулачки, если звук [щ]- раскройте щёточкой: ч,р,х,щ,д,з,т,ч,ща,щу,ду,ич,ос,чко,сте,ещи,щак, встреча, роща, черника, трава, птица, одуванчик, щавель, летают, пищать.

7.Дифференциация звуков в слогах

А сейчас мы запишем слоги, состоящие из звуков [Ч] -и [Щ] и гласных звуков [ а], [ е], [и ], [у ]. Давайте запишем слоги в тетради, но сначала вспомним правило

Ча-ща- пишем А

Чу-шу- пишем У.

Записываем: ща-че-чу-ич-ущ-ущ-аще-ичу-щуч.

Дети записывают слоги, затем читают . Проговаривают правило написания ча-ща, чу-щу и работаю в тетради.

8.Закрепление звуков в словах и словосочетаниях.

Следующее задание - необходимо из набора букв составить слово и прочитать его.

Дети составляют слова:

Ощар-роща, «кщле»- клещ, «голще»-щегол, «чарг»-грач, «жчи»-чиж, «чейру»- ручей

-Название каких птиц встретились вам?

-Грач, чиж, щегол.

-Что вы знаете о них.

Щеглы – это маленькие красивые птички. Они умеют красиво петь, поэтому их называют певчими птицами. У щегла длинный тонкий клюв и острые коготки. Щеглы селятся в светлых лиственных лесах. Но любят они и сады, и парки рядом с человеческим жильём. Пища щеглов- семена деревьев, особенно берёзовые и осиновые, а также семена чертополоха. Щеглы вьют свои гнёзда высоко на ветвях деревьев, а щеглята вылупливаются из красивых голубых яиц с тёмными пятнышками и штрихами. Осенью собираются щеглы в большие стаи и кочуют в продолжение всей зимы по тёплым местам.

-Правильно, запишем слова со звуком [Ч] -и [Щ] (Щеглы, певчие, чертополох, щеглята, кочуют,)

-Молодцы.

Посмотрите на карточки , вставьте пропущенные буквы Ч и Щ в словах и прочтите словосочетания.

Пти..ий ...ебет

Хи..ник в ....а...обе

Жур...ание ру..ейка

Тре...ат сороки

Пою...ие чижи.

Дети выполняют задание, вставляя пропущенные буквы в слова, читают вслух словосочетания.

-В каком слове встречаются два звука [Ч] -и [Щ]?

_А что такое чащоба?

_Чащоба –дремучий непроходимый лес.



-А какого хищника в чащобе мы можем встретить? Послушайте загадку, серый, клыкастый, зубастый по лесу рыщет, ягнят, телят ищет.

-Дети отгадывают загадку -волк.

- А как назвать большущего, злющего, волка?

-Волчище.

9.Динамическая пауза.

Встаньте из-за парт, немного отдохнём

Начинается разминка,

Встали ,выпрямили спинки,

Вправо-влево наклонились



Этой щёткой чищу зубы,

Этой щёткой – башмачки,

Это щёткой чищу платье,

Эти щётки всем нужны.

10.Закрепление звуков в предложении.

Кто уже догадался, как его прочитать? (На доске записано ыжичилыгчещиктёчеччыжыртстучебещещорв. Нужно прочитать справа налево. В правильном варианте исправить все ошибки, допущенные в предложении.

Дети читают предложения : В роще щебечут стрижи, чечётки, щеглы и чижи.

Предложение пишется с заглавной буквы, в конце ставиться точка,

Жи-ши пиши с буквой и.

-Какие слова со звуками [Ч] -и [Щ]?

Вы услышали в этом предложении?

-Роща, щебечут, чечётки, щеглы, чижи.

12. Итог занятия.

Итак, ребята, над какой темой мы сегодня работали? Какие звуки учились различать?

- Мы учились различать .

- Скажите, чем отличаются по артикуляции [Ч], [Щ]?

- Чем отличаются характеристики этих звуков?



13. Рефлексия.

Ребята, изобразите собой шкалу успеха. Покажите, на сколько вы разобрались с темой занятия? Если плохо, слабо – сидите за партой, если хорошо - то встаньте, если отлично - то встаньте и поднимите руки вверх. (Дети определяют шкалу успеха).

- Занятие окончено.















Посмотрите на карточки , вставьте пропущенные буквы Ч и Щ в словах и прочтите словосочетания.

Пти...ий ...ебет

Хи...ник в ....а...обе

Жур...ание ру..ейка

Тре...ат сороки

Пою...ие чижи.





Посмотрите на карточки , вставьте пропущенные буквы Ч и Щ в словах и прочтите словосочетания.

Пти...ий ...ебет

Хи...ник в ....а...обе

Жур...ание ру..ейка

Тре...ат сороки

Пою...ие чижи.



Посмотрите на карточки , вставьте пропущенные буквы Ч и Щ в словах и прочтите словосочетания.

Пти...ий ...ебет

Хи...ник в ....а...обе

Жур...ание ру..ейка

Тре...ат сороки

Пою...ие чижи.

Составить предложение , прочитать, записать.

ижич и ылгещ, иктёчеч ,ижиртс тучебещ ещор в.



Составить предложение , прочитать, записать.

ижич и ылгещ, иктёчеч ,ижиртс тучебещ ещор в.



Составить предложение , прочитать, записать.

ижич и ылгещ, иктёчеч ,ижиртс тучебещ ещор в.



Составить предложение , прочитать, записать.

ижич и ылгещ, иктёчеч ,ижиртс тучебещ ещор в.



Составить предложение , прочитать, записать.

ижич и ылгещ, иктёчеч ,ижиртс тучебещ ещор в.










































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Логопедическое занятие Тема: Дифференциация согласных [Ч] - [Щ].

Автор: Осипова Надежда Владимировна

Дата: 06.11.2017

Номер свидетельства: 437103

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Логопедическое занятие на тему «Дифференциация согласных звуков [В] [Ф]» "
    ["seo_title"] => string(81) "loghopiedichieskoie-zaniatiie-na-tiemu-diffierientsiatsiia-soghlasnykh-zvukov-v-f"
    ["file_id"] => string(6) "173643"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424014642"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект   логопедического занятия  Тема: Дифференциация ч-щ. "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-loghopiedichieskogho-zaniatiia-tiema-diffierientsiatsiia-ch-shch"
    ["file_id"] => string(6) "163165"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422450577"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Презентация для логопедического занятия с учащимися 2-го класса на тему "Дифференциация согласных Б-П""
    ["seo_title"] => string(112) "priezientatsiiadlialoghopiedichieskoghozaniatiiasuchashchimisia2ghoklassanatiemudiffierientsiatsiiasoghlasnykhbp"
    ["file_id"] => string(6) "267724"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1450448822"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Конспект группового занятия с учащимися 2-го класса на тему "Дифференциация согласных Б-П""
    ["seo_title"] => string(94) "konspiektghruppovoghozaniatiiasuchashchimisia2ghoklassanatiemudiffierientsiatsiiasoghlasnykhbp"
    ["file_id"] => string(6) "267718"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450447841"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Индивидуальное занятие по дифференциации звуков Ш и Ж"
    ["seo_title"] => string(57) "individualnoe_zaniatie_po_differentsiatsii_zvukov_sh_i_zh"
    ["file_id"] => string(6) "507333"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1555430834"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства