- закрепление связи звукового образа [Ч] - [Щ] с их графическим изображением;
- закрепление навыков оптического анализа и синтеза букв;
- закрепление навыков звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;
- закрепление правильного произношения данных звуков в слогах, словах;
- закрепление навыков чтения и письма слогов, слов, предложений, текста;
- развитие зрительно-пространственных функций.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитание интереса к занятиям;
- формирование навыков аккуратного письма.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Аутотренинг:
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
(дети повторяют вместе с логопедом слова)
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
2.Артикуляционная гимнастика.
- Чтобы правильно и четко произносить все звуки необходимо подготовить артикуляционные органы к работе, поэтому мы выполним артикуляционную гимнастику. Поставьте перед собой зеркала. Выполняем упражнения. Для [Ч] - «Улыбочка», «Оскал», «Чистим нижние зубки», «Горочка», «Катушка», «Желобок». Для [Щ] - «Хоботок», «Маляр», «Чашечка», «Кошечка пьёт молочко».
Артикуляционный аппарат подготовили к работе.
3.Сообщение темы занятия.
На минуту представь те себя секретными агентами и помогите расшифровать то, что написано на этом листе.
Дети выполняют задания: расшифровывают звуки
[Ч] -и [Щ], написанные наложениями друг на друга.
-Правильно , молодцы. Кто сможет определить тему нашего урока?
Дети называют тему урока.
-Зачем изучать эти звуки?
-Звуки [Ч] -и [Щ] надо изучать, чтобы правильно писать, слышать.
4.Анализ артикуляции звуков.
Дети повторяют за логопедом звук [Ч], затем произносят сами.
Какой звук слышим? Расскажем об этом звуке всё.
-Когда мы произносим звук [Ч] – губы округлены и слегка выдвинуты, вперёд, зубы на расстоянии друг от друга, кончик языка и его спинка образуют смычку с бугорком, эта смычка переходит в щель между ними, воздушная струя короткая, тёплая, голоса нет, звук согласный, глухой, всегда мягкий.
- Вы любите ЩИ? какая первая буква в этом слове?
Какой звук слышим? Расскажем и о нём всё, что знаем.
-Когда мы произносим звук [Щ] –губы округлены слегка выдвинуты вперёд, зубы сближены, кончик языка поднят к бугорочками образует с ними щель, воздушная струя длинная, тёплая, голоса нет, звук согласный, мягкий, всегда глухой.
-Чем похожи эти звуки? Чем они отличаются?
-[Ч] -и [Щ]-согласные, глухие, всегда мягкие, разное положение языка, воздушная струя у звука [Ч] – короткая, разное положение зубов.
5.Связь звука с буквой?
-Ребята ,что вы знаете о звуках?
-Звуки мы слышим и произносим.
-Что вы знаете о буквах?
-Буквы мы видим, пишем и читаем.
- Ребята, какой буквой обозначается [Ч]?
- Буквой Ч.
- На что похожа эта буква
На четвёрку....…
-Да , вы правильно решили,
Ч мы пишем, как четыре.
Только с цифрами, друзья, буквы путать нам нельзя.
- Мы вспомнили на что похожи буквы Ч,Щ, а теперь откройте тетради, запишите строку заглавных и строчных букв Ч и Щ по образцу.
Дети записывают буквы в тетрадь в таком порядке: ч Ч щЩ.
6.Развитие фонематического слуха.
Сейчас внимательно меня слушайте и если услышите звук [Ч]- сожмите руки в кулачки, если звук [щ]- раскройте щёточкой: ч,р,х,щ,д,з,т,ч,ща,щу,ду,ич,ос,чко,сте,ещи,щак, встреча, роща, черника, трава, птица, одуванчик, щавель, летают, пищать.
7.Дифференциация звуков в слогах
А сейчас мы запишем слоги, состоящие из звуков [Ч] -и [Щ] и гласных звуков [ а], [ е], [и ], [у ]. Давайте запишем слоги в тетради, но сначала вспомним правило
Ча-ща- пишем А
Чу-шу- пишем У.
Записываем: ща-че-чу-ич-ущ-ущ-аще-ичу-щуч.
Дети записывают слоги, затем читают . Проговаривают правило написания ча-ща, чу-щу и работаю в тетради.
8.Закрепление звуков в словах и словосочетаниях.
Следующее задание - необходимо из набора букв составить слово и прочитать его.
Щеглы – это маленькие красивые птички. Они умеют красиво петь, поэтому их называют певчими птицами. У щегла длинный тонкий клюв и острые коготки. Щеглы селятся в светлых лиственных лесах. Но любят они и сады, и парки рядом с человеческим жильём. Пища щеглов- семена деревьев, особенно берёзовые и осиновые, а также семена чертополоха. Щеглы вьют свои гнёзда высоко на ветвях деревьев, а щеглята вылупливаются из красивых голубых яиц с тёмными пятнышками и штрихами. Осенью собираются щеглы в большие стаи и кочуют в продолжение всей зимы по тёплым местам.
-Правильно, запишем слова со звуком [Ч] -и [Щ] (Щеглы, певчие, чертополох, щеглята, кочуют,)
-Молодцы.
Посмотрите на карточки , вставьте пропущенные буквы Ч и Щ в словах и прочтите словосочетания.
Пти..ий ...ебет
Хи..ник в ....а...обе
Жур...ание ру..ейка
Тре...ат сороки
Пою...ие чижи.
Дети выполняют задание, вставляя пропущенные буквы в слова, читают вслух словосочетания.
-В каком слове встречаются два звука [Ч] -и [Щ]?
_А что такое чащоба?
_Чащоба –дремучий непроходимый лес.
-А какого хищника в чащобе мы можем встретить? Послушайте загадку, серый, клыкастый, зубастый по лесу рыщет, ягнят, телят ищет.
-Дети отгадывают загадку -волк.
- А как назвать большущего, злющего, волка?
-Волчище.
9.Динамическая пауза.
Встаньте из-за парт, немного отдохнём
Начинается разминка,
Встали ,выпрямили спинки,
Вправо-влево наклонились
Этой щёткой чищу зубы,
Этой щёткой – башмачки,
Это щёткой чищу платье,
Эти щётки всем нужны.
10.Закрепление звуков в предложении.
Кто уже догадался, как его прочитать? (На доске записано ыжичилыгчещиктёчеччыжыртстучебещещорв. Нужно прочитать справа налево. В правильном варианте исправить все ошибки, допущенные в предложении.
Дети читают предложения : В роще щебечут стрижи, чечётки, щеглы и чижи.
Предложение пишется с заглавной буквы, в конце ставиться точка,
Жи-ши пиши с буквой и.
-Какие слова со звуками [Ч] -и [Щ]?
Вы услышали в этом предложении?
-Роща, щебечут, чечётки, щеглы, чижи.
12. Итог занятия.
Итак, ребята, над какой темой мы сегодня работали? Какие звуки учились различать?
- Мы учились различать .
- Скажите, чем отличаются по артикуляции [Ч], [Щ]?
- Чем отличаются характеристики этих звуков?
13. Рефлексия.
Ребята, изобразите собой шкалу успеха. Покажите, на сколько вы разобрались с темой занятия? Если плохо, слабо – сидите за партой, если хорошо - то встаньте, если отлично - то встаньте и поднимите руки вверх. (Дети определяют шкалу успеха).
- Занятие окончено.
Посмотрите на карточки , вставьте пропущенные буквы Ч и Щ в словах и прочтите словосочетания.
Пти...ий ...ебет
Хи...ник в ....а...обе
Жур...ание ру..ейка
Тре...ат сороки
Пою...ие чижи.
Посмотрите на карточки , вставьте пропущенные буквы Ч и Щ в словах и прочтите словосочетания.
Пти...ий ...ебет
Хи...ник в ....а...обе
Жур...ание ру..ейка
Тре...ат сороки
Пою...ие чижи.
Посмотрите на карточки , вставьте пропущенные буквы Ч и Щ в словах и прочтите словосочетания.