Тип урока занятия | Систематизация и обобщение знаний |
Цели и задачи урока (мероприятия, занятия) (образовательные, развивающие, воспитательные) | Цель: формирование у обучающихся умения дифференцировать звуки [ж – ш] изолированно, в слогах, словах, предложениях и правильно обозначать эти согласные соответствующими буквами. Задачи: 1. Коррекционно – развивающие: развивать фонематическое восприятие; развивать навыки звуко-слогового анализа и синтеза; развивать мелкую моторику рук; «Животные», «Одежда»; «Ягоды». формировать навык работы по инструкции; 2. Образовательные: закреплять навык составления предложений с данными словами. 3. Воспитательные: воспитывать самостоятельность; Оборудование у обучающихся: зеркала; индивидуальные карточки «Шиповник и Ежевика», «Вышивка Шипелочки и Жужжалочки»; |
Место занятия в системе занятий, взаимосвязь с предыдущим и последующим занятиями | Занятие проводится после изучения на логопедических занятиях тем: «Звук и буква Ш», звук и буква «Ж», «Автоматизация звука [ш]», « автоматизация звука [ж]» на логопедических занятиях. При соотнесении звуков с буквами опираемся на печатные буквы. Письменные буквы «жэ» и «ша» на уроках обучающиеся будут изучать позже. |
Список учебной и дополнительной литературы | Баскакина И. В., М. И. Лынская. Логопедические игры. Жужжалочка и Шипелочка. Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звуков Ж и Ш. – Москва.: Айрис-пресс, 2008. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопеда / Л. Н. Ефименкова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004 «Копилочка активных методов обучения», http://www.moiuniversitet.ru/ebooks/kamo/kamo/ Мазанова Е. В.Коррекция акустической дисграфии. – Конспекты занятий для логопеда/ Е. В. Мазанова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. Нищева Н. В. Будем говорить правильно. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения. – СПб.6 Детство-Пресс, 2010 |
Этап, время | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающихся | Методы |
1. Организа- ционный момент | Здравствуй, меня зовут Екатерина Алексеевна -Какое у нас сейчас занятие? Что мы будем делать на индивидуальном занятии? Что помогает нам правильно и красиво говорить? Скажите мне, какое сейчас время суток? Давайте начнем наше утро с улыбки. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям и улыбнитесь мне. Представьте дети, что вы сейчас в лесу. Покажите, какие там большие деревья. Подул тёплый ветерок, зашелестели листья на деревьях ш-ш-ш-ш-ш. Прилетели шмели на поляну. Покажите, как низко летают шмели. Летают шмели, жужжат ж-ж-ж-ж-ж-. Ветер стих, не шелестят больше листочки. Не жужжат шмели. | индивидуальное Учиться правильно и красиво говорить Язык, губы, зубы Обучающиеся улыбаются друг другу, учителю и гостям. Дети стоят около своих парт, затем поднимают руки вверх, быстро сгибают и разгибают пальцы рук, произносят ш-ш-ш-ш-ш. Дети опускают пальцы рук вниз и быстро сгибают и разгибают пальцы рук, произносят ж- ж -ж –ж-ж | Словесный метод(беседа) |
2. Введение в тему занятия. 1 мин. | Как шумела листва от тёплого ветерка? А когда прилетели шмели на поляну, как они жужжали? Догадайтесь, над какими звуками мы будем работать на сегодняшнем занятии? | Дети произносят ш-ш-ш-ш-ш, затем - ж-ж-ж-ж-ж. Отвечают: «Над звуками [ж], [ш]». | |
3. Артикуляцион- ная гимнастика 3 мин. | Обрати внимание на это деревце. Смотри как много на нем жучков. Давай поможем деревцу, тебе необходимо сдуть как можно больше жучков с дерева. Выполняем упражнения перед зеркалом: «Трубочка – улыбка» «Почистим верхние зубки изнутри» «Парус» | Ученики выполняют упражнение»Росток» на компьютерном тренажёре, делают упражнения артикуляционную гимнастику | |
4. Артикуляция звуков занятия 3 мин. | Произнесите ещё раз звук [ш] перед зеркалом. В каком положении находятся губы? Зубы сомкнуты или разомкнуты? Где находится язык? Воздушная струя тёплая или холодная? Голос участвует в образовании этого звука? Этот звук гласный или согласный? Произнесите звук [ж] перед зеркалом. В каком положении находятся губы? Зубы сомкнуты или разомкнуты? Где находится язык? Воздушная струя тёплая или холодная? Голос участвует в образовании этого звука? Этот звук гласный или согласный? Звуки [ж] и [ш] очень похожи по произношению, и поэтому на сегодняшнем занятии мы будем учиться их различать. | Ученики отвечают: -Губы слегка вытянуты вперёд и округлены, зубы разомкнуты, язык находится за верхними зубами. Воздушная струя тёплая. Голос не участвует в образовании этого звука. Это звук согласный, так как, когда мы его произносим, воздух встречает во рту препятствия. -Губы слегка вытянуты вперёд и округлены, зубы разомкнуты, язык находится за верхними зубами. Воздушная струя тёплая. Голос участвует в образовании этого звука. Это звук согласный, так как, когда мы его произносим, воздух встречает во рту препятствия. | |
5. Игра «Поймай звук» 5 мин. | Сегодня на занятие к нам пришли гости – Жужжалочка и Шипелочка. Они живут в том самом лесу, о котором мы говорили в начале занятия. Догадайтесь, какой любимый звук у Шипелочки, а какой любимый звук у Жужжалочки? Учитель-логопед показывает изображения Шипелочки и Жужжалочки. Шипелочка и Жужжалочка очень любят играть в разные игры. И сегодня мы с вами поиграем в игру « Поймай звук». Учитель – логопед читает стихотворение: Мыши жадные шуршали, Шоколад в шкафу жевали, И всю ночь потом чихали, Нашей кошке спать мешали. Медвежонок Жак простужен, Мед ему сегодня нужен, Мёд ему дадим на ужин, Потому что мы с ним дружим. А теперь ловим слоги со звуками [ж] - [ш]. Ловим слог «шу» Су, шу, жу, зу, шу, ку, жи, шу, щу, шу. Ловим слог «жа» Жи, жа, жу, зу, ша, жа, ща, жо, жа. Ловим слова со звуком [ш]. Показывам букву «ша», если в слове есть звук [ш].Определяем место звука в слове. Магазин, шапка, жук, полоса, кошка, ужи, карандаш, жаба, машина. Ловим слова со звуком [ж]. Показывам букву «жэ», если в слове есть звук [ш]. Определяем место звука в слове. Мыши, сахар, кожа, шапка, жук, коза, зайка, ежи | Дети отвечают: любимый звук у Шипелочки [ш], а у Жужжалочки звук [ж]? Хлопают, если услышат нужный звук. | |
7. Игра «Паровозик» 4 мин. | Шипелочка и Жужжалочка очень любят играть. Поиграем вместе с ними в игру «четвертый лишний» | Дети по очереди подходят и выполняют упражнение. | |
8. Упражнение « Споём песенку» 2 мин. | В нашем лесу растёт много разных ягод, а особенно много ежевики и шиповника. Как вы думаете, кто из героев нашего занятия любит собирать ежевику? А кто шиповник? Шипелочка любит собирать ягоды и напевать свою любимую песенку ши-ши-ши. А Жужжалочка собирает ягоды и поёт жи-жи-жи. Давайте споём вместе с ними их любимые песенки. Сначала поём песню шипелочки ши-ши-ши, а потом поём песню жужжалочки – же-же-же. А потеем – их общую песню – прыгаем сначала на шиповник и поём «ши», а потом на ежевику и поём «же». | Дети «прыгают» пальцами по изображениям ягод и напевают ши-ши-ши, же-же-же. | |
10. Физкультми- нутка «Медведь и ёжик» 2 мин. | Шипелочка и Жужжалочка очень любят ходить в гости к медведю и к ёжику, которые живут неподалёку. А у медведя в лесу дом какой – большой или маленький? А у ежа? Встаём из-за парт и грубым, как у медведя голосом говорим: « А у медведя в лесу дом большой». Затем опускаем руки вниз и показываем, какой у ежа маленький дом и говорим тоненьким, как у ёжика голосом: «А у ежа дом маленький». | Дети выполняют упражнение по инструкции учителя. | |
11. Игра «Третий лишний» 3 мин. | Героини нашего занятия предлагают вам игру «Третий лишний». У вас на партах лежат картинки. В названии двух из них есть один звук нашего занятия, а в названии третьей – другой. Эта третья картинка и является лишней. Назовите её и определите, какой звук в её названии и где он находится – в начале, середине или конце слова. Жираф-баклажан-карандаш Ёжик-шляпа-жёлудь Мышь-жук-шапка Лягушка-кошка-флажок | Обучающиеся отвечают: -лишние слова карандаш (ш в конце слова), шляпа (ш в начале слова), жук (ж в начале слова), флажок (ж в середине слова) | |
13. Итог занятия 1 мин. | Дети, наше занятие подошло к концу. Какие звуки мы сегодня учились различать на занятии? Тот, кому понравилось сегодняшнее занятие, прикрепите к доске смайлик, тот кому занятие не очень понравилось- прикрепите просто магнитик – без смайлика. Пароль на выход – произнести слова со звуками [ж-ш] | Ученики отвечают: Учились различать звуки [ж-ш]. | |