-Посмотри на доску и назови слова, которых не было на карточке.
двор дупло стол
камень сапог булка
лодка телефон компот
2.Образование слов с уменьшительно-ласкательным значением.
- Прочитай слова, которые остались.
Образуй новые слова с уменьшительно-ласкательным значением.
Двор - дворик
Камень - камешек
Телефон - телефончик
Сапог - сапожок
Часы - часики
Булка - булочка
Какие суффиксы придали словам уменьшительно-ласкательное значение?
/Ребенок отвечает: чк, ок, чик/
3. Образование названий профессии. Обогащение словарного запаса по теме «Профессии».
- Логопед спрашивает ребенка:
Как называют человека, который убирает двор?
/Ребенок: Дворник/
Как называют специалиста по кирпичной и каменной кладке?
/Каменщик/
Как называют работника телефонной станции?
/Телефонист/
Как называют человека, который шьёт и чинит обувь?
/Сапожник/
Как называют человека, который чинит часы?
/Часовщик/
Булку и хлеб продаёт - …?
/Булочник/
Что общего между этими словами?
/Это названия профессий/
4.Объявление темы занятия.
- Сегодня на занятии мы поговорим о профессиях. Узнаем, какие суффиксы придают словам эти значения.
5. Обогащение словарного запаса по теме «Профессии». Знакомство с суффиксом «НИК».
С помощью какого суффикса образованы слова: дворник, сапожник, булочник?
/Ребенок: «НИК»/
(на доске табличка с суффиксом).
- Какие ещё слова-профессии с суффиксом «НИК» вы знаете?
Чинит печь - … (печник)
Следит за лесом - …(лесник)
Тушит пожар - …(пожарник)
Выпишите любое слово с суффиксом «НИК». Выделите суффикс (проверка).
/Ребенок отвечает на вопросы, выписывает слово и выделяет суффикс/
6. Знакомства с суффиксом «ИСТ».
- С помощью какого суффикса образовано слово телефонист?
/Ребенок: (смотрит на табличке) Суффикс «ИСТ» (табличка).
- Задание: я показываю картинку, ты с помощью суффикса «ИСТ» образуешь новые слова.
Трактор – тракторист
Такси – таксист
Пианино – пианист
Баян – баянист
Выпишите только музыкантов. Выделите суффикс.
/Ребенок смотрит картинки и выполняет задание/
В нашем оркестре ещё есть: гитара, аккордеон, гармонь, флейта.
Устно: назовите музыкантов по музыкальным инструментам.
/Ребенок: гитара – гитарист и т.д./
Кто же играет на барабане? (Барабанщик).
С помощью какого суффикса образовано это слово? Суффикс - «ЩИК».
7. Физминутка
Все ребята дружно встали
Все ребята дружно встали Выпрямится.
И на месте зашагали. Ходьба на месте.
На носочках потянулись, Руки поднять вверх.
А теперь назад прогнулись. Прогнуться назад, рукиположить за голову.
Как пружинки мы присели Присесть.
И тихонько разом сели. Выпрямится и сесть.
8. Знакомство с суффиксами: -«ЧИК», -«ЩИК», -«ЯР», -«ОР».
- Название каких профессий образованы при помощи суффиксов -«ЧИК», -«ЩИК»?
Перед тобой карточка с текстом. Прочитай текст. Названия профессий подчёркнуты.
/Ребенок читает текст и ищет слова/
Найди на картинке этих людей.
На строительной площадке стоит ужасный шум. Все заняты делом. ЭКСКАВАТОРЩИКИ роют землю, КАМЕНЩИКИ замешивают бетон для фундамента. Работой строителей руководит АРХИТЕКТОР, который проектировал новый дом, и начальник стройплощадки - прораб. Каменщики сообщают КРАНОВЩИКУ, куда ему опустить бетонную плиту. После того как дом возведён, за работу берутся СТЕКОЛЬЩИКИ, ЭЛЕКТРИКИ, САНТЕХНИКИ, СТОЛЯРЫ, МАЛЯРЫ. Их задача - привести в порядок внутренние помещения.
Выпиши подчёркнутые слова, выделите суффиксы.
/Ребенок выписывает слова и выделяет суффикс/
9. Закрепление суффиксального способа образования новых слов.
«Чьи это вещи»?
На доске картинки кисть, метла, лопата.
Задание: подумать – человеку, какой профессии принадлежит эта вещь.
Записать название профессий в тетрадь, выделить суффиксы.
Кисть – художник
Указка - учитель
Метла - дворник
Лопата - садовник
Кисть и ведро - маляр.
/Ребенок записывает названия профессий в тетрадь и выделяет суффикс/