kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности нарушений письменной речи и их коррекция у умственно отсталых школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности нарушений письменной речи и их коррекция у умственно отсталых школьников.

Галиева  Р.Ж.

Учитель-логопед  г. Петропавловск

Процесс овладения чтением у умственно отсталых детей протекает замедленно и своеобразно. В процессе овладения чтением умственно отсталые дети проходят те же этапы, что и в норме, однако, этапы обучения у них растягиваются по времени. Каждый  из этапов процесса чтения у умственно отсталых школьников характеризуется определенными трудностями.

Так, уже усвоение букв представляет большую трудность для умственно отсталых первоклассников. Это связано с недоразвитием фонематического восприятия, с  неразличением   оппозиционных звуков, с несформированностью  пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.

Особенно сложной задачей для умственно отсталых детей является слияние звуков в слоги. Процесс слияния звуков в слоги осуществляется  лишь на основе четкого представления о звуковой структуре слога. А функция фонематического анализа формируется  у отсталых школьников с большим трудом, сложным является для них и формирование обобщенного представления  о слоге.

Правильное чтение и понимание прочитанного слова осуществляется на основе синтеза слогов в единое целое слово. У умственно отсталых детей способность звуко-слогового  синтеза часто снижена,происходит замедленное узнавание и понимание прочитанного слова.

Еще большие затруднения вызывает чтение предложений и текста.

Среди умственно отсталых школьников отмечается большое количество детей со специфическими стойкими и повторяющимися ошибками в процессе чтения, дислексиями.

Дислексия  –частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью высших психических функций и  проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

1)Фонематическая дислексия  –нарушения чтения,связанные с несформированностью фонематического восприятия. Замены фонетически близких звуков при чтении,трудности  усвоения букв (пары звонких-глухих, свистящих-шипящих).

-нарушения чтения, связанные с недоразвитием фонематического анализа и синтеза, которые проявляются в побуквенном чтении, искажении звуковой структуры слова (вставки, пропуски,перестановки звуков).

2)Аграмматическая  дислексия – аграмматизмы при чтении, нарушение согласования, управления ,не правильно читают окончания,  суффиксы,   изменяя грамматические формы слова («сладкий яблоко», «мальчики бежит» и т.д.)

3)Семантическая дислексия- механическое чтение,  нарушение понимания читаемого при технически правильном чтении (на уровне слова, предложения),недоразвитие звукового синтеза(не может объединять слоги в единое слово, не узнает слово, читает механически,не понимая смысла прочитанного).

4)Оптическая  дислексия- замены и смешения графически сходных букв при чтении:

-буквы отличающиеся одним элементом (в-з. д-л. ь-ъ)

-буквы различно расположенные в пространстве (з-е.э-е,р-ь,х-к).

Может наблюдаться зеркальное чтение.

5) Мнестическая  дислексия –проявляется в трудностях усвоения всех букв, в недифференцированных заменах букв при чтении, что объясняется трудностями установления связей между звуком и буквой.

Дислексия  у умственно отсталых школьников чаще всего проявляется не в изолированном виде, а в сложном виде. в сочетании различных  форм дислексии (например,  фонематическая и семантическая, фонематическая и аграмматическая),что связано с глобальным недоразвитием многих функциональных систем, с недоразвитием познавательной деятельности, с  нарушениями устной речи.

Нарушения письма у умственно отсталых школьников отмечаются значительно чаще,чем у детей с нормальным интеллектом.

Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма,проявляющаяся в стойких повторяющихся ошибках,обусловлена несформированностью высших психических функций, участвующих  в процессе письма.

1) Артикуляторно-акустическая  дисграфия- на почве расстройств устной речи. Причиной этого вида является не правильное произношение звуков речи,которое отражается на письме. Ребенок пишет слова так, как он их произносит. Проявляется в заменах,пропусках букв.

2) Акустическая  дисграфия  - в своей основе имеет чаще всего нарушение слуховой дифференциации звуков речи. Проявляется в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам. Чаще всего заменяются буквы,обозначающие следующие звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твердые и мягкие,замены гласных (ч-щ,ц-с,ц-т) и тд.

3) Дисграфия  на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Слитное написание слов в предложениях,предлогов,раздельное написание одного слова(« кдому», «и дут»). Нарушение звукослоговой структуры слова (пропуск согласных. гласных, добавление букв и перестановка («сбака»-«собака», «коно-«окно»).

4) Аграмматическая  дисграфия- обусловлена недоразвитием грамматического строя речи. Проявляется в аграмматизмах на письме на уровне слова, словосочетания, предложения и текста и является компонентом системного недоразвития речи, которое имеется у умственно отсталых детей(«много деревьев»-«много деревов», «дети бегут»- «дети бежит»).

5) Оптическая дисграфия- несформированность зрительно-пространственных функций приводят к « искажению» букв на письме, зеркальное написание букв, замена и смешение сходных элементов букв (п-т,л-м).

  Дисграфия у умственно отсталых школьников проявляется чаще всего в сложном виде, в комплексе,в сочетании различных форм (дисграфия на почве языкового анализа и синтеза и акустическая дисграфия,акустическая и артикуляторно-акустическая дисграфия  и др.)

Большая распространенность и особенности симптоматики  дисграфии  у умственно отсталых детей обусловлены недоразвитием познавательной деятельности, нарушением устной речи, несформированностью языковых обобщений, нарушением деятельности речеслухового, речедвигательного  и зрительного анализаторов, нарушением структуры операций письма, особенностями организации психической деятельности.

Коррекционная работа

1 этап

Обследование школьников на собеседовании.

-Изучение  медико-педагогической документации,анамнеза, слуховой, зрительной  функций.

-Состояние звукопроизношения, фонематического восприятия, анализа и синтеза, особенности словарного запаса и грамматического строя речи.

-Анализ письменных работ, обследование процесса чтения.

2 этап

-Осуществляется специальное углубленное обследование детей с нарушением чтения и письма.

-Состояние процесса чтения (характер чтения слогов,слов,предложений,текста различной трудности);скорость и способ чтения (побуквенное, послоговое,словесно-фразовое чтение).

-Состояние различных видов письма (списывание, письмо под диктовку,

письмо текстов с дефектно произносимыми звуками, с графически сходными буквами).

Задача –дифференциальная диагностика расстройств чтения и письма. Определение симптоматики. причин и вида дислексии, дисграфии, степени их выраженности.

3 этап

-Выявление и учет специфических ошибок.

Задачи:

-уточнить детально симптоматику дисграфии  в каждом отдельном случае.

-скомплектовать группы учащихся с учетом выявленных нарушений.

-контролировать эффективность коррекционного обучения на различных  этапах и своевременно вносить поправки в текущую работу.

Ошибки выносятся на поля тетради. Заполняется таблица учета специфических ошибок на каждого ученика,чтобы строить коррекционное обучение.

При устранении нарушений письменной речи у умственно отсталых детей необходимо учитывать особенности высшей нервной деятельности, анализа, синтеза, сравнения,обобщения,абстрагирования.

Устранение нарушений чтения и письма проводится в тесной связи с коррекцией  нарушений  устной речи как системы, с коррекцией дефектов звукопроизношения, фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя.

                                           Литература

  1. Волкова Л.С. « Логопедия». - М.,1989.
  2. Ефименкова Л.Е. « Коррекция ошибок, обусловленных  несформированностью фонематического восприятия».- М.,2003.
  3. Садовникова Н.Н. « Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников»- М.,1995.
  4. Лалаева Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных  классах»- М.,Владос,1999.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Особенности нарушений письменной речи и их коррекция у умственно отсталых школьников. »

Особенности нарушений письменной речи и их коррекция у умственно отсталых школьников.

Галиева Р.Ж.

Учитель-логопед г. Петропавловск

Процесс овладения чтением у умственно отсталых детей протекает замедленно и своеобразно. В процессе овладения чтением умственно отсталые дети проходят те же этапы, что и в норме, однако, этапы обучения у них растягиваются по времени. Каждый из этапов процесса чтения у умственно отсталых школьников характеризуется определенными трудностями.

Так, уже усвоение букв представляет большую трудность для умственно отсталых первоклассников. Это связано с недоразвитием фонематического восприятия, с неразличением оппозиционных звуков, с несформированностью пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.

Особенно сложной задачей для умственно отсталых детей является слияние звуков в слоги. Процесс слияния звуков в слоги осуществляется лишь на основе четкого представления о звуковой структуре слога. А функция фонематического анализа формируется у отсталых школьников с большим трудом, сложным является для них и формирование обобщенного представления о слоге.

Правильное чтение и понимание прочитанного слова осуществляется на основе синтеза слогов в единое целое слово. У умственно отсталых детей способность звуко-слогового синтеза часто снижена ,происходит замедленное узнавание и понимание прочитанного слова.

Еще большие затруднения вызывает чтение предложений и текста.

Среди умственно отсталых школьников отмечается большое количество детей со специфическими стойкими и повторяющимися ошибками в процессе чтения, дислексиями.

Дислексия –частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

1)Фонематическая дислексия –нарушения чтения ,связанные с несформированностью фонематического восприятия. Замены фонетически близких звуков при чтении ,трудности усвоения букв (пары звонких-глухих, свистящих-шипящих).

-нарушения чтения, связанные с недоразвитием фонематического анализа и синтеза, которые проявляются в побуквенном чтении, искажении звуковой структуры слова (вставки, пропуски ,перестановки звуков).

2)Аграмматическая дислексия – аграмматизмы при чтении, нарушение согласования, управления ,не правильно читают окончания, суффиксы, изменяя грамматические формы слова («сладкий яблоко», «мальчики бежит» и т.д.)

3)Семантическая дислексия- механическое чтение, нарушение понимания читаемого при технически правильном чтении (на уровне слова, предложения),недоразвитие звукового синтеза(не может объединять слоги в единое слово, не узнает слово, читает механически ,не понимая смысла прочитанного).

4)Оптическая дислексия- замены и смешения графически сходных букв при чтении:

-буквы отличающиеся одним элементом (в-з. д-л. ь-ъ)

-буквы различно расположенные в пространстве (з-е.э-е,р-ь,х-к).

Может наблюдаться зеркальное чтение.

5) Мнестическая дислексия –проявляется в трудностях усвоения всех букв, в недифференцированных заменах букв при чтении, что объясняется трудностями установления связей между звуком и буквой .

Дислексия у умственно отсталых школьников чаще всего проявляется не в изолированном виде, а в сложном виде. в сочетании различных форм дислексии (например, фонематическая и семантическая, фонематическая и аграмматическая),что связано с глобальным недоразвитием многих функциональных систем, с недоразвитием познавательной деятельности, с нарушениями устной речи.

Нарушения письма у умственно отсталых школьников отмечаются значительно чаще ,чем у детей с нормальным интеллектом.

Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма ,проявляющаяся в стойких повторяющихся ошибках ,обусловлена несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.

1) Артикуляторно-акустическая дисграфия- на почве расстройств устной речи. Причиной этого вида является не правильное произношение звуков речи ,которое отражается на письме. Ребенок пишет слова так, как он их произносит. Проявляется в заменах ,пропусках букв.

2) Акустическая дисграфия - в своей основе имеет чаще всего нарушение слуховой дифференциации звуков речи. Проявляется в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам. Чаще всего заменяются буквы ,обозначающие следующие звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твердые и мягкие ,замены гласных (ч-щ,ц-с,ц-т) и тд.

3) Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Слитное написание слов в предложениях ,предлогов ,раздельное написание одного слова(« кдому», «и дут»). Нарушение звукослоговой структуры слова (пропуск согласных. гласных, добавление букв и перестановка («сбака»-«собака», «коно-«окно»).

4) Аграмматическая дисграфия- обусловлена недоразвитием грамматического строя речи. Проявляется в аграмматизмах на письме на уровне слова, словосочетания, предложения и текста и является компонентом системного недоразвития речи, которое имеется у умственно отсталых детей(«много деревьев»-«много деревов», «дети бегут»- «дети бежит»).

5) Оптическая дисграфия- несформированность зрительно-пространственных функций приводят к « искажению» букв на письме, зеркальное написание букв, замена и смешение сходных элементов букв (п-т,л-м).

Дисграфия у умственно отсталых школьников проявляется чаще всего в сложном виде, в комплексе ,в сочетании различных форм (дисграфия на почве языкового анализа и синтеза и акустическая дисграфия ,акустическая и артикуляторно-акустическая дисграфия и др.)

Большая распространенность и особенности симптоматики дисграфии у умственно отсталых детей обусловлены недоразвитием познавательной деятельности, нарушением устной речи, несформированностью языковых обобщений, нарушением деятельности речеслухового , речедвигательного и зрительного анализаторов, нарушением структуры операций письма, особенностями организации психической деятельности.

Коррекционная работа

1 этап

Обследование школьников на собеседовании.

-Изучение медико-педагогической документации ,анамнеза, слуховой, зрительной функций.

-Состояние звукопроизношения, фонематического восприятия, анализа и синтеза, особенности словарного запаса и грамматического строя речи.

-Анализ письменных работ, обследование процесса чтения.

2 этап

-Осуществляется специальное углубленное обследование детей с нарушением чтения и письма.

-Состояние процесса чтения (характер чтения слогов,слов,предложений,текста различной трудности);скорость и способ чтения (побуквенное, послоговое ,словесно-фразовое чтение).

-Состояние различных видов письма (списывание, письмо под диктовку,

письмо текстов с дефектно произносимыми звуками, с графически сходными буквами).

Задача –дифференциальная диагностика расстройств чтения и письма. Определение симптоматики. причин и вида дислексии, дисграфии, степени их выраженности.

3 этап

-Выявление и учет специфических ошибок.

Задачи:

-уточнить детально симптоматику дисграфии в каждом отдельном случае.

-скомплектовать группы учащихся с учетом выявленных нарушений.

-контролировать эффективность коррекционного обучения на различных этапах и своевременно вносить поправки в текущую работу.

Ошибки выносятся на поля тетради. Заполняется таблица учета специфических ошибок на каждого ученика ,чтобы строить коррекционное обучение.

При устранении нарушений письменной речи у умственно отсталых детей необходимо учитывать особенности высшей нервной деятельности, анализа, синтеза, сравнения ,обобщения ,абстрагирования.

Устранение нарушений чтения и письма проводится в тесной связи с коррекцией нарушений устной речи как системы, с коррекцией дефектов звукопроизношения, фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя .

Литература

  1. Волкова Л.С. « Логопедия». - М.,1989.

  2. Ефименкова Л.Е. « Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия».- М.,2003.

  3. Садовникова Н.Н. « Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников»- М.,1995.

  4. Лалаева Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах»- М.,Владос,1999.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Особенности нарушений письменной речи и их коррекция у умственно отсталых школьников.

Автор: Галиева Рита Жаксылыковна

Дата: 08.10.2015

Номер свидетельства: 237489

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(262) "Рабочая программа по предмету «Письмо и развитие речи»  для 3 класса адаптивных  образовательных учреждений для детей с нарушением интеллекта."
    ["seo_title"] => string(141) "rabochaiaproghrammapopriedmietupismoirazvitiieriechidlia3klassaadaptivnykhobrazovatielnykhuchriezhdieniidliadietieisnarushieniiemintielliekta"
    ["file_id"] => string(6) "264583"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1449750255"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства