Особенности нарушений письменной речи и их коррекция у умственно отсталых школьников.
Особенности нарушений письменной речи и их коррекция у умственно отсталых школьников.
Особенности нарушений письменной речи и их коррекция у умственно отсталых школьников.
Галиева Р.Ж.
Учитель-логопед г. Петропавловск
Процесс овладения чтением у умственно отсталых детей протекает замедленно и своеобразно. В процессе овладения чтением умственно отсталые дети проходят те же этапы, что и в норме, однако, этапы обучения у них растягиваются по времени. Каждый из этапов процесса чтения у умственно отсталых школьников характеризуется определенными трудностями.
Так, уже усвоение букв представляет большую трудность для умственно отсталых первоклассников. Это связано с недоразвитием фонематического восприятия, с неразличением оппозиционных звуков, с несформированностью пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.
Особенно сложной задачей для умственно отсталых детей является слияние звуков в слоги. Процесс слияния звуков в слоги осуществляется лишь на основе четкого представления о звуковой структуре слога. А функция фонематического анализа формируется у отсталых школьников с большим трудом, сложным является для них и формирование обобщенного представления о слоге.
Правильное чтение и понимание прочитанного слова осуществляется на основе синтеза слогов в единое целое слово. У умственно отсталых детей способность звуко-слогового синтеза часто снижена,происходит замедленное узнавание и понимание прочитанного слова.
Еще большие затруднения вызывает чтение предложений и текста.
Среди умственно отсталых школьников отмечается большое количество детей со специфическими стойкими и повторяющимися ошибками в процессе чтения, дислексиями.
Дислексия –частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
1)Фонематическая дислексия –нарушения чтения,связанные с несформированностью фонематического восприятия. Замены фонетически близких звуков при чтении,трудности усвоения букв (пары звонких-глухих, свистящих-шипящих).
-нарушения чтения, связанные с недоразвитием фонематического анализа и синтеза, которые проявляются в побуквенном чтении, искажении звуковой структуры слова (вставки, пропуски,перестановки звуков).
2)Аграмматическая дислексия – аграмматизмы при чтении, нарушение согласования, управления ,не правильно читают окончания, суффиксы, изменяя грамматические формы слова («сладкий яблоко», «мальчики бежит» и т.д.)
3)Семантическая дислексия- механическое чтение, нарушение понимания читаемого при технически правильном чтении (на уровне слова, предложения),недоразвитие звукового синтеза(не может объединять слоги в единое слово, не узнает слово, читает механически,не понимая смысла прочитанного).
4)Оптическая дислексия- замены и смешения графически сходных букв при чтении:
-буквы отличающиеся одним элементом (в-з. д-л. ь-ъ)
-буквы различно расположенные в пространстве (з-е.э-е,р-ь,х-к).
Может наблюдаться зеркальное чтение.
5) Мнестическая дислексия –проявляется в трудностях усвоения всех букв, в недифференцированных заменах букв при чтении, что объясняется трудностями установления связей между звуком и буквой.
Дислексия у умственно отсталых школьников чаще всего проявляется не в изолированном виде, а в сложном виде. в сочетании различных форм дислексии (например, фонематическая и семантическая, фонематическая и аграмматическая),что связано с глобальным недоразвитием многих функциональных систем, с недоразвитием познавательной деятельности, с нарушениями устной речи.
Нарушения письма у умственно отсталых школьников отмечаются значительно чаще,чем у детей с нормальным интеллектом.
Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма,проявляющаяся в стойких повторяющихся ошибках,обусловлена несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.
1) Артикуляторно-акустическая дисграфия- на почве расстройств устной речи. Причиной этого вида является не правильное произношение звуков речи,которое отражается на письме. Ребенок пишет слова так, как он их произносит. Проявляется в заменах,пропусках букв.
2) Акустическая дисграфия - в своей основе имеет чаще всего нарушение слуховой дифференциации звуков речи. Проявляется в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам. Чаще всего заменяются буквы,обозначающие следующие звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твердые и мягкие,замены гласных (ч-щ,ц-с,ц-т) и тд.
3) Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Слитное написание слов в предложениях,предлогов,раздельное написание одного слова(« кдому», «и дут»). Нарушение звукослоговой структуры слова (пропуск согласных. гласных, добавление букв и перестановка («сбака»-«собака», «коно-«окно»).
4) Аграмматическая дисграфия- обусловлена недоразвитием грамматического строя речи. Проявляется в аграмматизмах на письме на уровне слова, словосочетания, предложения и текста и является компонентом системного недоразвития речи, которое имеется у умственно отсталых детей(«много деревьев»-«много деревов», «дети бегут»- «дети бежит»).
5) Оптическая дисграфия- несформированность зрительно-пространственных функций приводят к « искажению» букв на письме, зеркальное написание букв, замена и смешение сходных элементов букв (п-т,л-м).
Дисграфия у умственно отсталых школьников проявляется чаще всего в сложном виде, в комплексе,в сочетании различных форм (дисграфия на почве языкового анализа и синтеза и акустическая дисграфия,акустическая и артикуляторно-акустическая дисграфия и др.)
Большая распространенность и особенности симптоматики дисграфии у умственно отсталых детей обусловлены недоразвитием познавательной деятельности, нарушением устной речи, несформированностью языковых обобщений, нарушением деятельности речеслухового, речедвигательного и зрительного анализаторов, нарушением структуры операций письма, особенностями организации психической деятельности.
-Состояние звукопроизношения, фонематического восприятия, анализа и синтеза, особенности словарного запаса и грамматического строя речи.
-Анализ письменных работ, обследование процесса чтения.
2 этап
-Осуществляется специальное углубленное обследование детей с нарушением чтения и письма.
-Состояние процесса чтения (характер чтения слогов,слов,предложений,текста различной трудности);скорость и способ чтения (побуквенное, послоговое,словесно-фразовое чтение).
-Состояние различных видов письма (списывание, письмо под диктовку,
письмо текстов с дефектно произносимыми звуками, с графически сходными буквами).
Задача –дифференциальная диагностика расстройств чтения и письма. Определение симптоматики. причин и вида дислексии, дисграфии, степени их выраженности.
3 этап
-Выявление и учет специфических ошибок.
Задачи:
-уточнить детально симптоматику дисграфии в каждом отдельном случае.
-скомплектовать группы учащихся с учетом выявленных нарушений.
-контролировать эффективность коррекционного обучения на различных этапах и своевременно вносить поправки в текущую работу.
Ошибки выносятся на поля тетради. Заполняется таблица учета специфических ошибок на каждого ученика,чтобы строить коррекционное обучение.
При устранении нарушений письменной речи у умственно отсталых детей необходимо учитывать особенности высшей нервной деятельности, анализа, синтеза, сравнения,обобщения,абстрагирования.
Устранение нарушений чтения и письма проводится в тесной связи с коррекцией нарушений устной речи как системы, с коррекцией дефектов звукопроизношения, фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя.
Просмотр содержимого документа
«Особенности нарушений письменной речи и их коррекция у умственно отсталых школьников. »
Особенности нарушений письменной речи и их коррекция у умственно отсталых школьников.
Галиева Р.Ж.
Учитель-логопед г. Петропавловск
Процесс овладения чтением у умственно отсталых детей протекает замедленно и своеобразно. В процессе овладения чтением умственно отсталые дети проходят те же этапы, что и в норме, однако, этапы обучения у них растягиваются по времени. Каждый из этапов процесса чтения у умственно отсталых школьников характеризуется определенными трудностями.
Так, уже усвоение букв представляет большую трудность для умственно отсталых первоклассников. Это связано с недоразвитием фонематического восприятия, с неразличением оппозиционных звуков, с несформированностью пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.
Особенно сложной задачей для умственно отсталых детей является слияние звуков в слоги. Процесс слияния звуков в слоги осуществляется лишь на основе четкого представления о звуковой структуре слога. А функция фонематического анализа формируется у отсталых школьников с большим трудом, сложным является для них и формирование обобщенного представления о слоге.
Правильное чтение и понимание прочитанного слова осуществляется на основе синтеза слогов в единое целое слово. У умственно отсталых детей способность звуко-слогового синтеза часто снижена ,происходит замедленное узнавание и понимание прочитанного слова.
Еще большие затруднения вызывает чтение предложений и текста.
Среди умственно отсталых школьников отмечается большое количество детей со специфическими стойкими и повторяющимися ошибками в процессе чтения, дислексиями.
Дислексия –частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
-нарушения чтения, связанные с недоразвитием фонематического анализа и синтеза, которые проявляются в побуквенном чтении, искажении звуковой структуры слова (вставки, пропуски ,перестановки звуков).
2)Аграмматическая дислексия – аграмматизмы при чтении, нарушение согласования, управления ,не правильно читают окончания, суффиксы, изменяя грамматические формы слова («сладкий яблоко», «мальчики бежит» и т.д.)
3)Семантическая дислексия- механическое чтение, нарушение понимания читаемого при технически правильном чтении (на уровне слова, предложения),недоразвитие звукового синтеза(не может объединять слоги в единое слово, не узнает слово, читает механически ,не понимая смысла прочитанного).
4)Оптическая дислексия- замены и смешения графически сходных букв при чтении:
-буквы отличающиеся одним элементом (в-з. д-л. ь-ъ)
-буквы различно расположенные в пространстве (з-е.э-е,р-ь,х-к).
Может наблюдаться зеркальное чтение.
5) Мнестическая дислексия –проявляется в трудностях усвоения всех букв, в недифференцированных заменах букв при чтении, что объясняется трудностями установления связей между звуком и буквой .
Дислексия у умственно отсталых школьников чаще всего проявляется не в изолированном виде, а в сложном виде. в сочетании различных форм дислексии (например, фонематическая и семантическая, фонематическая и аграмматическая),что связано с глобальным недоразвитием многих функциональных систем, с недоразвитием познавательной деятельности, с нарушениями устной речи.
Нарушения письма у умственно отсталых школьников отмечаются значительно чаще ,чем у детей с нормальным интеллектом.
Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма ,проявляющаяся в стойких повторяющихся ошибках ,обусловлена несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.
1) Артикуляторно-акустическая дисграфия- на почве расстройств устной речи. Причиной этого вида является не правильное произношение звуков речи ,которое отражается на письме. Ребенок пишет слова так, как он их произносит. Проявляется в заменах ,пропусках букв.
2) Акустическая дисграфия - в своей основе имеет чаще всего нарушение слуховой дифференциации звуков речи. Проявляется в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам. Чаще всего заменяются буквы ,обозначающие следующие звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твердые и мягкие ,замены гласных (ч-щ,ц-с,ц-т) и тд.
3) Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Слитное написание слов в предложениях ,предлогов ,раздельное написание одного слова(« кдому», «и дут»). Нарушение звукослоговой структуры слова (пропуск согласных. гласных, добавление букв и перестановка («сбака»-«собака», «коно-«окно»).
4) Аграмматическая дисграфия- обусловлена недоразвитием грамматического строя речи. Проявляется в аграмматизмах на письме на уровне слова, словосочетания, предложения и текста и является компонентом системного недоразвития речи, которое имеется у умственно отсталых детей(«много деревьев»-«много деревов», «дети бегут»- «дети бежит»).
5) Оптическая дисграфия- несформированность зрительно-пространственных функций приводят к « искажению» букв на письме, зеркальное написание букв, замена и смешение сходных элементов букв (п-т,л-м).
Дисграфия у умственно отсталых школьников проявляется чаще всего в сложном виде, в комплексе ,в сочетании различных форм (дисграфия на почве языкового анализа и синтеза и акустическая дисграфия ,акустическая и артикуляторно-акустическая дисграфия и др.)
Большая распространенность и особенности симптоматики дисграфии у умственно отсталых детей обусловлены недоразвитием познавательной деятельности, нарушением устной речи, несформированностью языковых обобщений, нарушением деятельности речеслухового , речедвигательного и зрительного анализаторов, нарушением структуры операций письма, особенностями организации психической деятельности.
-Состояние звукопроизношения, фонематического восприятия, анализа и синтеза, особенности словарного запаса и грамматического строя речи.
-Анализ письменных работ, обследование процесса чтения.
2 этап
-Осуществляется специальное углубленное обследование детей с нарушением чтения и письма.
-Состояние процесса чтения (характер чтения слогов,слов,предложений,текста различной трудности);скорость и способ чтения (побуквенное, послоговое ,словесно-фразовое чтение).
-Состояние различных видов письма (списывание, письмо под диктовку,
письмо текстов с дефектно произносимыми звуками, с графически сходными буквами).
Задача –дифференциальная диагностика расстройств чтения и письма. Определение симптоматики. причин и вида дислексии, дисграфии, степени их выраженности.
3 этап
-Выявление и учет специфических ошибок.
Задачи:
-уточнить детально симптоматику дисграфии в каждом отдельном случае.
-скомплектовать группы учащихся с учетом выявленных нарушений.
-контролировать эффективность коррекционного обучения на различных этапах и своевременно вносить поправки в текущую работу.
Ошибки выносятся на поля тетради. Заполняется таблица учета специфических ошибок на каждого ученика ,чтобы строить коррекционное обучение.
При устранении нарушений письменной речи у умственно отсталых детей необходимо учитывать особенности высшей нервной деятельности, анализа, синтеза, сравнения ,обобщения ,абстрагирования.
Устранение нарушений чтения и письма проводится в тесной связи с коррекцией нарушений устной речи как системы, с коррекцией дефектов звукопроизношения, фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя .