Представлено открытое занятие для детей подготовительной группы с ОНР. Цели которого, закрепление знаний детей о механизме образования звука "Д", его аккустических особенностей, на основе слогов, слов.Знакомство с буквой "Д", ее печатным изображением.Совершенствование навыков чтения и письма. Расширение словаря, на основе слов содержащих звук "Д". Развитие общей, мелкой, речевой моторики. Развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа.Развитие памяти, мышления. Работа по предупреждению дисграфии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- Знакомство с буквой «Д», ее печатным изображением.
- Совершенствование навыков чтения и письма, закрепление понятий «звук» и «буква»
- Расширение словаря на основе слов содержащих звук «Д».
- Учить выполнять звуковой анализ на основе слов содержащий данный звук .
Коррекционно-развивающие:
- Закрепление условно-рефлекторных связей на данный артикуляционный уклад и акустический образ звука.
- Развитие речевой моторики (ниж. челюсти, губ, языка).
- Выработка плавной воздушной струи.
- Нормализация мышечного тонуса, общей и мелкой моторики, мимической мускулатуры.
- Развитие функций фонематического слуха и восприятия.
- Развитие слухового восприятия.
- Развитие мышления, памяти.
- Работа по предупреждению дисграфии.
- Развитие навыка контроля и самоконтроля при работе с тетрадью и с доской.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитание усидчивости, аккуратности, внимания на занятиях.
- Воспитание самоконтроля за собственной речью.
- Вызывать мотивации к речевой активности.
Оборудование: зеркала, схема для анализа артикуляции, схема для характеристики звука, символы обозначения звуков, картинки, мячи для массажа рук, слова для чтения, тетради.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Этапы занятия
Содержание занятия
1. Орг. момент
Наступила тишина,
Заниматься нам пора.
Будем четко говорить
И за звуками следить.
2. Развитие общей моторики. Нормализация мышечного тонуса.
На поляне дом стоит,
Ну а к дому путь закрыт.
Мы ворота открываем,
В этот домик приглашаем.
3. Массаж лица.
Ручки растираем и разогреваем (потирают ладошки)
И лицо теплом своим нежно умываем.
Ушки разминаем сверху вниз мы быстро (растир. ушные раковины)
Их вперед сгибаем.
Тянем вниз за мочки.
А потом руками трогаем за щечки.
4. Мимическая гимнастика.
- Ребята, посмотрите, как солнышко умеет улыбаться, улыбнитесь и вы. (картинка солнышко улыбается)
- А как хмурится, когда на него набегают тучи? Покажите. (картинка солнышко хмурится)
- Но мы все тучи разгоним сильным ветерком.
Тихо носиком вдыхаем,
Ветерок через рот выдыхаем.
5. Артикуляционная гимнастика.
- Сядем на свои места, пододвинем к себе зеркала.
для губ: Губки улыбаются
Зубки появляются.
для языка: Упражнение «Дятел»
Целый день тук да тук
Дятел долбит толстый сук
6. Объявление темы занятия.
- Нам пришло необычное письмо, а в нем задание.
- Ребята, отгадайте, какое слово здесь зашифровано.
- Определите, какой первый звук слышится в названиях этих картинок (картинки).
- Какое слово у вас получилось? (ДОМ)
- Какой звук первый в слове дом?
7. Произношение изолированного звука.
- Как дятел добит дерево (картинка)
«Д» легко произноси
Голосок свой подключи
8. Анализ артикуляции звука.
Схема анализа артикуляции.
- Как расположены губы, когда мы произносим звук «Д»?
(губы свободны)
- Как расположены зубы, когда мы произносим звук «Д»?
(зубы сближены но не сомкнуты).
- Как расположен язык, когда мы произносим звук «Д»?
(язык стучит кончиком за верхние зубы).
- Проверим, какая воздушная струя, когда мы произносим звук «Д».
(теплая, идет по середине языка)
- Проверим ладошкой горлышко, работает оно или нет?
( работает, звук звонкий)
9. Характеристика звука.
- Произнесите звук «Д» еще раз.
- Как мы произносим этот звук?
- Когда мы произносим звук «Д» воздух проходит свободно или встречает преграду?
- Как мы называем звуки, когда есть преграда? (согласные)
- Значит, какой звук «Д»?
- Одинаково или по разному я произношу звук «Д» - «Дь»?
- Значит какой еще звук «Д»? (твердый, мягкий, звонкий)
10. Развитие фонематического слуха.
- Встали, игра «Договори словечко» (мяч)
- Я начинаю слово, а вы заканчиваете его слогом «ДА» и называете слово целиком