Конспект группового логопедического занятия на тему "звуки «Ц» и «Т`» и буквы «Ц», «ц» («Ц», «ц») и «Т», «т» («Т», «т»)"
Конспект группового логопедического занятия на тему "звуки «Ц» и «Т`» и буквы «Ц», «ц» («Ц», «ц») и «Т», «т» («Т», «т»)"
· Совершенствовать умение дифференцировать звуки «ц» и «ть» в закрытых, открытых слогах и правильно обозначать на письме мягкость согласного звука «ть» буквой «т»; Формировать умение дифференцировать данные звуки в двухсложных и трехсложных словах и правильно обозначать на письме мягкость согласного звука «ть» буквой «т»;
· Формировать умение определять наличие и последовательность звуков «ц» и «ть» в двухсложных и трехсложных словах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект группового логопедического занятия на тему "звуки «Ц» и «Т`» и буквы «Ц», «ц» («Ц», «ц») и «Т», «т» («Т», «т»)"»
Конспект группового логопедического занятия,
с фонематической дислексией и акустической дисграфией
Этап логопедической работы: основной этап.
Тема: звуки «Ц» и «Т`» и буквы «Ц», «ц» («Ц», «ц») и «Т», «т» («Т», «т»).
Задачи:
Совершенствовать умение дифференцировать звуки «ц» и «ть» в закрытых, открытых слогах и правильно обозначать на письме мягкость согласного звука «ть» буквой «т»; Формировать умение дифференцировать данные звуки в двухсложных и трехсложных словах и правильно обозначать на письме мягкость согласного звука «ть» буквой «т»;
Формировать умение определять наличие и последовательность звуков «ц» и «ть» в двухсложных и трехсложных словах.
Оборудование: карточки с лабиринтами (6 шт.); карточки с цифрами 1-5 (6 шт.); карточки с изображением цапли, мастера, тела, стекла, ботинок, пальца; карточки со словами, в которых пропущены буквы (цена, палец, тени, стена, стихи, ветер, цыган); карточки с изображением букв «ц» и «т» (по 6 шт).
Ход занятия:
Орг. момент:
Приветствование детей. (дети рассаживаются за парты, логопед раздает им тетради)
Основной этап:
Упражнение №1, направленное на совершенствование умения дифференцировать звуки «ц» и «ть» в закрытых, открытых слогах и правильно обозначать на письме мягкость согласного звука «ть» буквой «т».
Логопед: ребята, сейчас я вам буду называть разные звуки, если вы услышите звук «ц», то хлопнете в ладоши. Всем понятно, что надо сделать (логопед у одного ребенка просит повторить задание).
Ряд звуков: б, ц, р, ть, п, ц, ц, к, ть.
Логопед: молодцы, а теперь вы должны будете хлопнуть в ладоши, когда услышите звук «ть». Ребята, когда мы будем хлопать в ладоши?
Дети: когда будем слышать звук «ть»
Ряд звуков: м, ть, ц, к, ть, в, ш, ц, ть.
Логопед: ребята, а теперь вы будете хлопать в ладоши, если услышите слог со звуком «ц» и подымать руку, если услышите слог со звуком «ть» (логопед у одного ребенка просит повторить задание).
Ряд слогов: ац, те, ти, цо, тё, це, уц, тю, ци, оц, ете, тя.
Логопед: вы достаточно хорошо справились с этим заданием. Откроем свои тетради, запишите дату и день недели и запишем несколько слогов. Слога со звуком «ц» буем писать в левом столбике, а слога со звуком «ть», будем писать в правом столбике.
Слога для написания: ца, те, оц, цу, тё, тя, ци, ти.
Логопед: Коля, прочитай, какие слога ты записал в левом столбике. Все остальные проверяют, такие же у них записаны слога или нет (ребенок читает слога, которые он записал. В случае нахождения ошибки, логопед спрашивает у других детей, есть ли у них данный слог, и исправляет ошибку).
Логопед: а теперь Маша прочитает те слога, которые она записала в правый столбик, а вы ребята проверяйте, такие же у вас записаны слога или нет. (ребенок читает слога, которые он записал. В случае нахождения ошибки, логопед спрашивает у других детей, есть ли у них данный слог, и исправляет ошибку).
Логопед: ребята, назовите мне слог находящейся в левом столбике, вторым сверху.
Дети: оц
Логопед: в правом столбике третий слог с низу.
Дети: тё.
Логопед: в левом столбике слог, который записан после слога оц.
Дети: цу.
Упражнение №2, направленное на формирование умения определять наличие и последовательность звуков «ц» и «ть» в двухсложных и трехсложных словах иправильно обозначать на письме мягкость согласного звука «ть».
Логопед: (логопед раздает каждому ребенку карточки с лабиринтами). Ребята, это лабиринты. Каждый из вас должен довести своего сказочного героя до домика. Если вы правильно проведете глазками по лабиринту и найдете домик именно вашего героя, то вы найдете картинку (дети проводят глазами по лабиринту и находят картинку).
Логопед: кто назовет изображение на своей картинке? (дети по очереди называют изображения на их картинках.).
Логопед: ребята, в слове «цапля» есть звук «ц» или «»ть.
Дети: да.
Логопед: а, какой именно вы слышите звук, «ц» или «»ть?
Дети: ц
Логопед: Коля, а какой звук «ц» по очереди?
Ребенок: 1-ый.
Логопед: правильно, Коля, запиши слово «цапля» на доске, а остальные – пишите в своих тетрадях (ребенок записывает данное слово, а остальные дети пишут это слово в тетрадях).
Логопед: в слове «мастер», есть звук «ц» или «ть»?
Дети: да, звук «ть».
Логопед: а звук «ть , какой по счету»?
Дети: 4-ый.
Логопед: правильно, Маша запиши это слово на доске.
(аналогичная работа выполняется с остальными словами: тело, стекло, ботинки, палец. По ходу выполнения упражнения логопед следит за тем, чтобы дети правильно определяли наличие звука «ц» или «ть» в словах, последовательность данных звуков и правильно передавали их на письме. В случае допущения ошибки, логопед говорит, что ребенок допустил ошибку и просит ее исправить)
Упражнение №3, направленное на формирование умения дифференцировать звуки «ц» и «ть» вдвухсложных и трехсложных словах и правильно обозначать на письме мягкость согласного звука «ть».
Логопед: ребята, сейчас я вам раздам карточки, на которых будут написаны разные слова, но в каждом слове не будет хватать одной буквы –«ц» или «т». Ваша задача: вставить пропущенную букву. (слова на карточках: цена, палец, тени, стена, стихи, ветер, цыган. Подчеркнутая буква – это пропущенная буква).
Логопед: (после того как дети выполнили задание) теперь каждый прочитайте про себя какие слова у них получились. Коля, прочти первое слово, которое у тебя получилось.
Ребенок: цена.
Логопед: Коля, какую ты букву вставил?
Ребенок: ц
(в дальнейшем логопед по очереди спрашивает у каждого ребенка, какое слово у него получилось и какую букву он вставил)
Физкультминутка
Мы писали, мы писали, (сгибают в кулак обе кисти рук)
Наши пальчики устали, (сгибают в кулак обе кисти рук)
Захотели поиграть – (сгибают в кулак обе кисти рук)
Раз, два, три, четыре, пять. (разгибание пальцев на двух руках одновременно)
Балуются пальчики, (постукивание подушечками пальцев по парте)
Озорные мальчики. (встряхивание кистей рук)
Крепкие, дружные, (сводят ладони вместе)
Все такие нужные.(выполняют «замочек»)
Ловкие, Быстрые, (постукивание подушечками пальцев по парте)
Очень даже чистые.(переворачивают кисти рук ладонями вверх)
Раз, два, три, четыре, пять. (разгибание пальцев на двух руках одновременно)
Хватит. Нам пора решать. (кладут руки на парту)
Упражнение №4, направленное на формирование умения определять наличие и последовательность звуков «ц» и «ть» в двухсложных и трехсложных словах
Логопед: ребята, закройте свои тетради и скажите мне, есть ли в слове «тема» звук «ть» или «ц»?
Дети: да
Логопед: а, какой именно здесь звук?
Дети: ть.
Логопед: а, какой он по счету?
Дети: 1-ый.
Логопед: а в слове «цифра», какой вы слышите звук, «ть» или «ц»?
Дети: ц
Логопед: а он, какой по счету?
Дети: 1-ый.
Логопед: слово «костер»?
Дети: ть.
Логопед: а, какой он по счету?
Дети: 4-ый
(аналогичная работа проводится со следующими словами: синица, ботинки, корица.)
Упражнение №5, направленное на формирование умения дифференцировать звуки «ц» и «ть» вдвухсложных и трехсложных словах
(предварительно на доске записаны слова с пропущенными буквами – «ц» или «т»: тяжело, овца, бантик, конец, тишина, лисица)
Логопед: ребята, посмотрите на доску, здесь написаны слова, но в каждом слове не хватает одной буквы. Давайте попробуем отгадать какой буквы не хватает (логопед дает детям минуту, для того, чтобы они прочли слова). Коля, какой буквы не хватает в первом слове? (логопед по очереди спрашивает каждого ребенка)
Ребенок: т
Логопед: и какое у нас слово получилось?
Ребенок: тишина.
Логопед: Маша, какой буквы не хватает во втором слове?
Ребенок: ц
Логопед: какое у нас слово получилось?
Ребенок: овца.
(аналогичная работа проводится с оставшимися словами: бантик, конец, тишина, лисица. Затем, та часть доски, на которой написаны слова закрывается. Детям раздаются карточки с изображением букв «ц» и «т»).
Логопед: ребята, какой звук вы слышите в слове бантик, «ть» или «ц»? если слышите звук «ц», то подымите карточку с изображением буквы «ц», а если слышите звук «ть», то подымите карточку с изображением буквы «т» (дети подымают соответствующею карточку. Если допускается ошибка, то логопед ее исправляет)
(затем проводится аналогичная работа со словами: тяжело, овца, тишина, конец, лисица)
Подведение итогов:
Логопед: ребята, какие звуки мы сегодня изучали?
Дети: «ц» и «ть»
Логопед: а какими буквами они обозначаются на письме?
Дети: «цэ» и «тэ»
Логопед: давайте каждый из вас по очереди назовет любое слово со звуком «ть» (дети называют различные слова с данным звуком: кровать, ботинки, тишина, тяжело и т.д.)