Ветлуга, 2014 г.
Этап занятия | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающихся | Теоретическое обоснование |
I. Организационный момент | - Здравствуйте, ребята! -Садитесь на свои места. Положите, пожалуйста, руки на стол. (Игра «Кулак, ребро, ладонь»)
- Молодцы! Мы готовы к работе. Откройте тетради, запишите сегодняшнюю дату. |
Садятся на места, кладут руки на парту, стараются выполнить задание учителя без ошибок, разминают пальчики, готовят руку к письму. Записывают в тетради дату. | Регулятивные УУД: проявляют волевую саморегуляцию, отличают верно выполненное задание от неверного Коммуникативные УУД: умеют слушать Личностные УУД: создают положительный эмоциональный настрой. |
II. Постановка учебной задачи | - Посмотрите на доску. Я несла вам буквы, из которых было составлено два слова. Но слова рассыпались. Давайте их составим. Слайд 2 - Составьте слово из букв синего цвета. Какое слово получилось? (ЗВУК) - Составьте слово из букв красного цвета. Какое слово получилось? (БУКВА) - Давайте вспомним, что такое звуки? (Звуки мы слышим и произносим) -Что такое буквы? (Буквы мы читаем и пишем) Слайд 3
|
Дети составляют слово. На слайде появляется слово ЗВУК Дети составляют слово. На слайде появляется слово БУКВА Дети отвечают на вопросы. | Регулятивные УУД: развивают волевую саморегуляцию, составляют последовательность действий, осознают то, что уже усвоено Познавательные УУД: осуществляют звуковой синтез, строят речевые высказывания, находят и выделяют необходимую информацию, усваивают понятия «звук» и «буква» Коммуникативные УУД: участвуют в обсуждении, умеют выслушивать мнение других Личностные УУД: формируют мотивацию к обучению и познанию, развивают способность к саморазвитию. |
III. Активизация знаний детей о звуках русского языка | - Я начну вам рассказывать сказку, а вы послушайте и помогите мне, пожалуйста. (По ходу ответов детей все демонстрируется на слайде 4) - Жили в одном волшебном доме ЗВУКИ. Дом был большой и красивый. На самом верхнем этаже жили самые голосистые звуки. Они очень любили петь. Я сейчас вам покажу, какие звуки там живут, а вы постарайтесь угадать их. (Артикулирую по порядку гласные звуки А, О, У, Э, Ы, И. Буквы появляются на слайде) - Молодцы! Как мы называем звуки. которые легко поются, воздух выходит свободно, не встречая преград? (Открывается слово на слайде) -На этом же этаже жили 4 гласные буквы. Со звуком А дружила буква….(Я) Со звуком О дружила буква ….(Ё) Со звуком У дружила буква ….(Ю) Со звуком Э дружила буква ….(Е) (Буквы появляются на слайде) - Каким цветом обозначаются гласные звуки при составлении схемы слова? (Закрашивается красная краска на слайде) - На этом же этаже жили буквы Ъ и Ь. Они обозначают звук? (Нет) На следующих занятиях вы узнаете, почему они живут на том же этаже, что и гласные буквы. - А внизу жили звуки, которые петь не умели, но очень хотели научиться. И тогда гласные предложили им петь вместе с ними. «Согласны!», - сказали звуки. И с тех пор их называют согласными. (Открывается слово на слайде) - Согласные звуки пели толстыми и тонкими голосами. Те согласные звуки, которые пели толстыми голосами, на схеме обозначаем синим цветом (закрашивается синяя краска на слайде). - Как мы называем такие согласные звуки? (Твердые согласные) - Приведите примеры твердых согласных звуков. -Какие звуки всегда твердые, не имеют мягкой пары? (Буквы Ш, Ж, Ц появляются на слайде) -Те согласные звуки, которые пели тонкими голосами, на схеме обозначаем зеленым цветом (закрашивается зеленая краска на слайде). - Как мы называем такие согласные звуки? (Мягкие согласные) - Приведите примеры мягких согласных звуков. -Какие звуки всегда мягкие, не имеют твердой пары? (Буквы Ч, Щ, Й появляются на слайде) - Все остальные согласные имеют пару по твердости-мягкости (Все остальные буквы появляются на слайде) - Некоторые согласные пели звучно, громко. Их называли звонкими звуками. (Открываются звоночки на слайде) -Как называются звуки, которые поют тихо, почти шепотом? (Глухие согласные) - Для того, чтобы вам было легче работать на занятии, я приготовила домики звуков для каждого из вас. (Раздаю домики звуков) |
Отгадывают звук по артикуляции, произносят угаданные звуки вслух.
Отвечают на вопросы, приводят примеры, наблюдают за местом звуков в «Домике Звуков»
| Регулятивные УУД: выделяют и осознают то, что уже усвоено. Познавательные УУД: структурируют знания, усваивают понятия «гласный звук», «согласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук», «звонкий согласный звук», «глухой согласный звук» Коммуникативные УУД: участвуют в обсуждении, доносят свою позицию до других, умеют выслушивать мнение других. Личностные УУД: развивают способность к саморазвитию. |
IV Звукобуквенный анализ и синтез слов 1)Закрепление знаний о гласных звуках | -Сегодня гласным и согласным звукам очень хочется с вами поиграть. Свои игры они спрятали за красным цветом в красках. Заглянем за красный цвет. С какими звуками мы там встретимся? (С гласными звуками) (Ссылка с красного цвета в красках на Слайд 5) - Посмотрите на слайд. Гласные буквы спрятались, не хотят с нами играть. Но мы сможем вернуть их на место. - Догадайтесь какое слово должно быть написано. -Запишите слово в тетрадь, подчеркните гласные буквы соответствующим цветом. (на слайде появляется по одному слову) БРБН МШК ГРД СХР ЛТ (барабан мешок город сахар лето) - Посмотрите на слайд, проверьте, правильно ли вы выполнили задание. Если все правильно, поставьте себе «+». -Молодцы! Вы хорошо поработали! (Возвращение на первый слайд 4) | Отвечают на вопросы
Читают буквы на слайде, думают, какие гласные пропущены.
Записывают слово в тетрадь, подчеркивают гласные буквы красным цветом.
Проверяют свою работу по записи на слайде, оценивают свою работу, выставляя «+», если все выполнено верно. | Регулятивные УУД: составляют последовательность действий, сопоставляют свою работу с образцом, развивают саморегуляцию. Познавательные УУД: производят звукобуквенный анализ слов, структурируют знания и умения, строят речевые высказывания, развивают логическое мышление. Коммуникативные УУД: доносят свою позицию до других, умеют слушать других. Личностные УУД: развивают учебную активность |
2)Закрепление знаний о согласных звуках. Активизация знаний детей о твердых и мягких согласных звуках | - Согласным звукам тоже хочется поиграть. Вот только они еще не решили, какие звуки будут играть сначала – твердые или мягкие. Приготовим фишки для звуков. - Если услышите твердый звук – поднимите синюю фишку, мягкий звук – зеленую. Звуки: Л, Ч, Ш, ЛЬ, ЗЬ, М, Ц, НЬ, В, Ж, Щ, Й, Д, С. - Молодцы! Будем играть со всеми согласными – с твердыми и с мягкими. | Дети достают из наборов синие и зеленые фишки.
Слушают звуки, поднимают соответствующую фишку (синюю или зеленую) | Регулятивные УУД: развивают саморегуляцию Познавательные УУД: усваивают понятия «мягкий согласный звук» и «твердый согласный звук», соотносят из с обозначением цветом, развивают фонематический слух Личностные УУД: развивают учебную активность |
Физкультминутка | Игра «Хлоп-топ» на гласные и согласные звуки -Встаньте, пожалуйста из-за парт. Послушайте звуки, которые я буду произносить. Если звук гласный – хлопните в ладоши, если согласный – топните. Молодцы! Садитесь, пожалуйста на места. | Встают из-за парт, хлопают или топают в зависимости от того, какой звук услышат. | Регулятивные УУД: развивают саморегуляцию Познавательные УУД: развивают фонематический слух, усваивают понятия «гласный звук» и «согласный звук» Личностные УУД: создают положительный эмоциональный настрой |
Упражнения в подборе согласных, звукобуквенный анализ слов | (Ссылка с краски синего цвета слайда 4 на Слайд 6) - Посмотрите на доску. Спрятались согласные буквы. Для того, чтобы помочь вернуть их на место, на доске есть картинки. -а-о- - а бабочка -е-ё-а берёза - - у-а груша у-у- - а удочка - Разместите картинку рядом с соответствующей схемой. После того, как дети нашли первое соответствие, записываем слово в тетрадь, коллективно составляем схему, считаем количество букв и количество звуков, записываем через тире. Разбираем коллективно одно или два слова, в зависимости от того, насколько дети поняли задание. Затем работают самостоятельно. - Поднимите руку, кто работал самостоятельно и не допустил ни одной ошибки. Поставьте себе «+». |
Рассматривают картинки и схемы, находят соответствие.
Записывают слово в тетрадь, составляют модель слова, считают количество букв и звуков, записывают.
Оценивают свою работу. | Регулятивные УУД: составляют последовательность действий, развивают саморегуляцию, усваивают алгоритм действий, оценивают свою работу, корректируют, если нужно, свою деятельность Познавательные УУД: производят звукобуквенный анализ и синтез, структурируют знания и умения, моделируют Коммуникативные УУД: умеют слушать других, обосновывать свой ответ Личностные УУД: развивают учебную активность |
3) Звукобуквенный анализ слов, выделение первой буквы в слове | Слайд 7 (пустой, чтобы не отвлекать детей во время выполнения задания) Детям выдаются карточки для выделения первого звука в слове, определения первой буквы и составления слова.
- Посмотрите на карточку с картинками. В названии каждой картинки выделите первый звук. - Какую букву нужно записать? - Составьте слово из полученных букв. - Прочитайте слово. - Сами раскрасьте модель слова внизу. |
Выделяют первый звук в слове, записывают букву в соответствующую клетку на карточке. Читают слово. Самостоятельно раскрашивают модель слова | Регулятивные УУД: осознают качество и уровень усвоения знаний, развивают саморегуляцию Познавательные УУД: ориентируются в своей системе знаний, осуществляют звукобуквенный анализ и синтез, классифицируют звуки Коммуникативные УУД: умеют слушать других. Личностные УУД: развивают учебную активность |
Физкультминутка | Игра «Носик, ушко, макушка» Учитель называет определенную часть тела (носик, ушко, макушка), дети показывают. Затем учитель показывает не то, что произносит, пытаясь запутать детей. Дети показывают, то, что говорит учитель.
| Слушают учителя, показывают, ту часть тела, которую он называет. | Регулятивные УУД: развивают самоконтроль. Личностные УУД: создают положительный эмоциональный настрой |
4) Звукобуквенный анализ и синтез. Работа на уровне предложения | Дети получают индивидуальные карточки. - Здесь записано предложение. Сколько слов в этом предложении? (3 слова) -Отгадайте каждое слово по первым буквам картинок. Запишите предложение на карточку. (самостоятельно, слабым помогаю). Предложение: Роме купили карандаши. - Прочитайте предложение. - Записать полученное предложение в тетрадь. - Подчеркнуть гласные буквы. Каким карандашом вы будете работать? (Красным) (проверка на слайде, кто правильно – «+») Слайд 8 - Подчеркните буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки. Каким карандашом вы будете работать? (Зеленым) (проверка на слайде, кто правильно – «+») |
Рассматривают карточки
Отвечают на вопросы
Выделяют первый звук в названии каждой картинки, составляют предложение из полученных слов.
Записывают предложение в тетрадь. Подчеркивают гласные буквы Подчеркивают буквы, которые обозначают мягкий согласный звук. Проверяют свою работу. | Регулятивные УУД: развивают саморегуляцию, осознают качество и уровень усвоения знаний,
Познавательные УУД: ориентируются в своей системе знаний, осуществляют звукобуквенный анализ и синтез, классифицируют звуки Коммуникативные УУД: умеют слушать других, высказывают и обосновывают свое мнение Личностные УУД: развивают учебную активность |
V. Итог занятия. Рефлексия 1) Обобщение знаний детей о звуках русского языка
2) Оценка работы на занятии | Слайд 9 - Посмотрите на домики, которые помогали нам на занятии. Ответьте на вопросы: Назовите гласные звуки, Назовите гласные буквы. Назовите согласные, которые всегда твердые, не имеют мягкой пары. Назовите согласные, которые всегда мягкие, не имеют твердой пары. Приведите пример звонких согласных звуков. Приведите пример глухих согласных звуков. - Оцените свою работу. Если вы в течении занятия поставили себе 4 «+», то поставьте себе за работу отметку 5, если поставили 3 «+», то поставьте отметку 4. -Спасибо за работу! |
Отвечают на вопросы
Считают «+», поставленные на занятии, оценивают свою работу. | Регулятивные УУД: выделяют и осознают что уже усвоено, а что еще нужно усвоить, развивают контроль, самостоятельно определяют критерии оценивания, дают оценку деятельности. Познавательные УУД: анализируют, обобщают. Личностные УУД: понимают значение границ собственного знания и незнания, выражают положительное отношение к процессу познания
|