2. Речевая гимнастика. | 2мин. | - Сейчас мы с вами будем выполнять речевую гимнастику. а) Дыхательная гимнастика. - Молодцы. б) Артикуляционная гимнастика. «Улыбка» Вот понравится лягушкам, Тянем губы прямо к ушкам, Потяну и перестану И несколько не устану. Логопед показывает, а затем дети под счёт выполняют. «Лошадка» - Представьте, что вы лошадки. Как скачут лошадки? «Качели» (под счёт) «Смыкание и размыкание губ». | Дети выполняют речевую гимнастику. |
3. Сообщение темы. | 3мин. | - Ребята, а теперь будьте внимательны и отгадайте загадки. Но, перед тем как ответить поднимайте руку. *В сосне дупло, В дупле тепло, А кто в дупле, Живёт в тепле? После ответа детей вывешивается картинка. Ребята за правильные ответы получают фишки. *Я по дереву стучу, Червячка достать хочу, Хоть и скрылся под корой, Всё равно он будет мой. После ответа детей вывешивается картинка. Ребята за правильные ответы получают фишки. *Как называется дом белки? *Есть на речках лесорубы В серебристо – бурых шубах Из деревьев, веток, глины Строят прочные плотины. - Какой первый звук в слове «белка»? - Какой первый звук в слове «бобр»? - Какой первый звук в слове «дятел»? - Какой первый звук в слове «дупло»? - Как вы думаете, какие звуки мы будем учиться различать? - Правильно. - Скажите, где живут бобр, белка, дятел? - Да, правильно, сегодня мы с вами вспомним животных, которые живут в лесу. - Сегодня на занятие мы будем: 1. слушать и произносить звуки; 2. определять место звука в слове; 3. читать и писать; 4. определять количество слов в предложении; 5. составлять схемы предложений. При объявлении целей используется схема. | - Белка. - Дятел. - Дупло. - Бобр. - В слове «белка» первый звук «бь». - В слове «бобр» первый звук «б». - В слове «дятел» первый звук в слове «дь». - В слове «дупло» первый звук в слове «д». - Мы будем учиться различать звуки «б-бь – д-дь». - В лесу. |
4. Произношение звуков в изолированном виде. | 2мин. | - Ребята, вспомните, какой звук мы услышим, когда будет стрелять пулемёт? Вывешивается картинка с изображением пулемёта. - А теперь скажите, какой звук мы услышим, когда будет стрелять маленький пулемёт? - В чайнике кипит вода, крышка стучит. Какой звук мы слышим? -Какой звук мы слышим, когда кипит маленький чайничек? - Произнесите звук: «д-д-д-д» «дь-дь-дь-дь» «б-б-б-б» «бь-бь-бь-бь» - Молодцы. | «д-д-д-д» «дь-дь-дь-дь» «б-б-б-б» «бь-бь-бь-бь» |
5. Анализ артикуляции звуков. | 3мин. | - Дадим характеристику артикуляции звуков «б-бь» (используется схема анализа артикуляции) - Возьмите зеркало и произнесите звуки «б-бь». -Что вы можете сказать про губы? - Что вы можете сказать про зубы? - Что вы можете сказать про язык? - Подставьте ладонь ко рту и произнесите звуки «б-бь». - Что вы можете сказать про воздушную струю? - Положите ладонь на горлышко и произнесите звуки «б-бь». - Что вы можете сказать про голосовые связки? - Дадим характеристику артикуляции звуков «д-дь». (используется схема анализа артикуляции) - Возьмите зеркало и произнесите звуки «д-дь». -Что вы можете сказать про губы? - Что вы можете сказать про зубы? - Что вы можете сказать про язык? - Подставьте ладонь ко рту и произнесите звуки «д-дь». - Что вы можете сказать про воздушную струю? - Положите ладонь на горлышко и произнесите звуки «д-дь». - Что вы можете сказать про голосовые связки? - Ребята, чем отличается артикуляции звуков «б-бь – д-дь»? | Дети смотрят в зеркало и произносят звуки «б-бь». - Губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыхаемого воздуха. - Зубы сближены, между ними щель. - При произнесении звука «б» кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута. - При произнесении звука «бь» кончик языка немного отходит от нижних зубов. Язык плоский. - Воздушная струя сильная, прерывистая, тёплая. - Голосовые связки работают, горло дрожит. Дети смотрят в зеркало и произносят звуки «д-дь». - Губы в улыбке. - Зубы сближены, между ними щель. - При произнесении звука «д-дь» кончик языка прижат к верхним зубам, под напором выдыхаемого воздуха язык отрывается от зубов. - Воздушная струя сильная, прерывистая, тёплая. - Голосовые связки работают, горло дрожит. - При произнесении звуков «б-бь» - губы сомкнуты, а при произнесении звуков «д-дь» губы в полуулыбке. При произнесении звуков «б-бь» кончик языка прижат к нижним зубам, а при произнесении звуков «д-дь» кончик языка прижат к верхним зубам. |
6. Характеристика звуков. | 3мин. | - Ребята, откройте тетради и запишите число и показы. - Ребята, что вы можете сказать про звуки «б-бь»? Почему они согласные? - Ребята, что вы можете сказать про звуки «д-дь». - Произнесите ещё раз поочерёдно звуки « б-д – б-д». - Чем различаются эти звуки? | Дети выполняют задание. - Звуки «б-бь» согласные. Согласные, так как при произнесении есть преграда. Дети выходят к доске и по цепочке составляют схему характеристики звуков. Один ребёнок у доски, а остальные в тетради. |
7. Связь звука с буквой. | 4мин. | - Ребята, скажите, как на письме мы обозначаем звуки? - Чем отличаются буквы от звуков? - Как называется буква, которая обозначает звуки «б-бь»? - Как называется буква, которая обозначает звуки «д-дь»? (вывешивается буква Бб ) * Буква Б, как бегемот. Проглотила бутерброд, Бублики, блины, банан Стал живот как барабан. (вывешивается буква Дд) *Буква Д на дом похожа Дачку Д напомнит тоже Две доски углом сложили Снизу доску положили. - Это печатные буквы, а какие буквы бывают ещё? (вывешиваются письменные буквы) - Ребята, посмотрите ещё раз, как пишутся письменные буквы Бб. (вывешивается шуточное изображение буквы) - Какие буквы спрятались? - Хвост у белки смотрит вверх и у буквы «б» тоже. У дятла хвост смотрит вниз и у буквы «д» тоже. - Итак, чем отличаются буквы «б» и «д» на письме? - Ребята, посмотрите «б»- , «д»- - Я буду показывать схему, а вы называете буквы. - Откройте тетрадь и на следующей строчке с маленькой буквы расшифруйте запись. ( с комментированием) - Хорошо. | - На письме звуки мы обозначаем буквами. - Звуки мы слышим и говорим, а буквы мы видим и пишем. - Буква «БЭ». - Буква «ДЭ». - Письменные. -В белке спряталась буква б, а в дятле буква д. - У буквы «б» хвостик смотрит вверх, а у буквы «д» хвостик смотрит вниз. Дети называют буквы. |
8. Работа по развитию фонематического слуха: а)дифференциация звуков в слогах. б)дифференциация звуков в словах. Физкультминутка. в)дифференциация звуков в предложениях. г)дифференциация звуков в тексте. | 3мин. 5мин. 2-3мин. 4мин. 7мин. | - Ребята, к нам в гости сегодня пришла белочка и принесла волшебные шишки. Для того, чтобы достать орехи она должна выполнить задания, которые написаны на них. Ей трудно это сделать и она попросила сделать это вас. - Поможем? 1 задание: прочитайте зашифрованные слоги. (слоги написаны на карточках) - А теперь запишите в тетрадь слоги «ДА- БЕ-БУ-ДЯ» - Дадим характеристику звуков. 2 задание: Игра «Добавь слог со звуком «б» или «д». Ры… ба Са…ды Гнез…до блю…да Гри… бы зу… бы Шу… ба тру… бы Отгадайте кроссворд. (вывешиваются картинки и кроссворд) - Кто сделал запасы? - Что любит белка? - Запишите в тетрадь только те слова, которые являются пищей для белки и в названии которых есть звук «б» или «д». Дай те характеристику звуков, которые мы учимся различать. - Сейчас мы с вами отдохнём и, посмотрим какие вы внимательные. Я буду называть слоги, а вы, если услышите в слоге звуки «б-бь» хлопните в ладоши, а если услышите звуки «д-дь» подпрыгните. - А теперь я буду называть слова, а вы, если услышите слово со звуками «дь-бь» поднимите руки вверх, а если услышите слово, в котором есть звуки «б-д» вытяните руки вперёд. 3 задание: - Ребята, а сейчас такое задание. Необходимо составить предложение, которое было записано на ленте. Будьте внимательны. (Предложение написано на ленте, которая разрезана) «Белка грызёт орехи». «Заяц любит капусту». - Посчитайте сколько слов в первом предложении. - Назовите первое слово? - Назовите второе слово? - Назовите третье слово? - С какой буквы пишется первое слово в предложении? - Рисуем вместе со мной схему предложения в тетрадь. - В каком слове встречаются звуки «бь»? - Дайте характеристику этих звуков. (аналогично разбирается второе предложение) 4 задание: - Ребята, на доске записан текст. Сейчас вы будете подходить к доске читать предложение и дописывать недостающие элементы букв. (текст написан на ватмане, дети маркером дописывают элементы букв) Белочка. Волооя поймал оелочку. Оелочка оилась в руках у Волоои. Приоежала Лиоа. Она попросила Волоою отпустить оелочку. Волооя отпустил её. Наоо оеречь прирооу! - Как вы думаете, почему нужно беречь природу? | - Да. Дети выполняют задание. Дети соединяют слоги у доски. Работают по цепочке. Дети по цепочке у доски отгадывают кроссворд. - Запасы сделала белка. - Белка любит ягоды, орехи, грибы. Дети записывают слова «грибы», «ягоды» и дают их характеристику. Дети составляют предложение у доски по цепочке. - В первом предложении три слова. - «Белка». - «грызёт». - «орехи». - Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы. Дети выполняют задание. Дети выполняют задание. Дети высказывают своё мнение. |