«Xудожественно - эстетическая» - развитие детского творчества приобщение к различным видам искусства; использование художественных произведений для обогащения содержания области «Музыка»;
«Познавательная» - формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества;
«Социализация» - формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве.
«Физическая» - формирование основных физических качеств, потребность в двигательной активности.
Музыкальные произведения:
Аудиозапись весенних звуков природы, аудиозапись музыкального произведения «Подснежник» П.И. Чайковского, видеоклип музыкального произведения «Подснежник» П.И. Чайковского, песня «Кончается зима» сл. Н Найдёновой, муз. Т. Попатенко, танец «Озорная полька» муз. Н. Вересокина
Атрибуты:
Султанчики, лёгкие шарфы, косынки; музыкальные инструменты:
маракасы, погремушки; цветные платочки – жёлтые, красные и зелёные;
цветы жёлтого и синего цвета.
Предварительная работа:
Беседы о весне, дидактическая игра «Птицы», прослушивание птичьих голосов, разучивание песни «Кончается зима» сл. Н Найдёновой, муз. Т. Попатенко, повторение песни «Песенка друзей» сл. Я. Акима, муз. В.Герчик, разучивание движений танца «Озорная полька» муз. Н. Вересокина, знакомство с правилами музыкальной игры «Чей кружок быстрее соберётся».
Элементы здоровьесбережения:
релаксация
музыкальная игра
пальчиковая гимнастика
Ход занятия:
Запись звучания весенней природы.
Дети под музыку входят в зал с воспитателем, останавливаются в центре зала в круг.
Приветствие
МУЗ. РУК. - Здравствуйте, ребята.
Дети - Здравствуйте.
МУЗ. РУК. - Так приятно говорить друг другу слова приветствия.
А знаете ли вы, что можно здороваться стихами?
Давайте сейчас поздороваться именно так.
- Итак, если вы готовы?! То я начну, а вы мне обязательно помогайте.
Упражнение «Здравствуй»
- Я здороваюсь везде – дома (мягкий жест правой руки вправо),
- И на улице, (такой же жест левой рукой влево),
- Даже «здравствуй» говорю
Я соседской… курице. (изображает двумя руками крылышки).
- Здравствуй, маленький дубок! (соединяет запястья рук, разведя кисти рук в стороны),
- Здравствуй, Утро! (мягкий жест правой руки вправо),
- Здравствуй, День! (такой же жест левой рукой влево),
Нам здороваться не лень!»
МУЗ. РУК. – А сейчас потрудятся наши руки и ноги! Мы выполним упражнение «Три притопа».
- Мы с вами знаем, что в музыке есть сильные и слабые доли. Сильные доли мы называем слогом «ТА», а слабые «ти».
- В музыке упражнения будет вот такой ритмический рисунок: «ТА-ТА-ти-ти-ТА». Давайте прохлопаем без музыки, будем стараться хлопать ритмично и дружно. (Дети хлопают без музыки)
- Сейчас прохлопаем под музыку – это будет первая часть нашего упражнения. (Дети хлопают под музыку)
- Хорошо, а сейчас звучит вторая часть музыки – мы идём хороводом, взявшись за руки. (Дети идут хороводом)
МУЗ. РУК. - Остановились. (Музыку поставить на «паузу»)
- Когда музыка будет повторяться, мы будем выполнять ритмический рисунок притопами «ТА-ТА-ти-ти-ТА». Давайте выполним притопы без музыки (Дети выполняют притопы без музыки)
- Сейчас выполним притопы под музыку (Дети притопывают под музыку)
- А на вторую часть музыки вновь идём хороводом по кругу.
(В ходе выполнения упражнения напоминать детям, что спину надо держать прямо, голову не опускать и стараться чётко передавать ритмический рисунок)
МУЗ. РУК. - Спасибо, наши руки и ноги потрудились, сейчас можно немного отдохнуть. Проходите на стульчики.
(Дети садятся на стульчики).
Запись звучания весенней природы.
МУЗ. РУК. – Ребята, в нашем зале слышатся разные звуки.
А скажите мне, где можно услышать музыку?
(В мультфильмах, в кино, на улице, в песнях, танцах и т.д.)
- Правильно. А как вы думаете, в природе музыка живёт? (Ответы детей). – Да, живёт, только прислушаться надо. Сейчас я загадаю вам загадку.
Скажите, когда это бывает?
«Голубые, синие небо и ручьи
В синих лужах плещутся стайкой воробьи.
На сугробах ломкие льдинки – кружева.
Первые проталинки, первая трава»
Дети - Весной.
МУЗ. РУК. - Правильно, молодцы! Ребята, я предлагаю вам познакомиться с музыкой весны.
От весеннего тепла, вся природа ожила. И где растаял снег, появились первые проталинки, похожие на разноцветную мозаику.
И в каждой проталинке спряталась музыка весны.
- Но сначала обратимся к нашим помощникам! «- Есть помощники у нас, - соединить пальцы рук - Мы должны беречь их с вами, - поглаживать с усилием пальцы рук поочерёдно
- Укреплять, тренировать, - сжимать, разжимать пальцы (кулачки) - Обходиться, как с друзьями – поглаживать с усилием пальцы рук поочерёдно - Это наши руки – хлоп, хлоп, хлоп, – дети хлопают в ладоши - Это наши ноги – топ, топ, топ, – дети топают ногами - Глазки то зажмурятся, то глядят, – закрывают и открывают глаза - Наши ушки слушают, что нам говорят – потирают и поглаживают уши - А теперь глаза закройте, это обязательно, Чтобы звуки все узнать – слушайте внимательно!
МУЗ. РУК. - Я включу вам начало знакомого музыкального произведения, а вы глазки не открывайте, внимательно послушайте, и постарайтесь узнать, как называется это музыкальное произведение.
МУЗ. РУК. - Вы узнали это музыкальное произведение? (Ответ детей)
- Как правильно называется музыкальное произведение, и кто композитор? («Подснежник» П.И. Чайковский - русский композитор)
- Чьи шаги слышны в музыке? (Шаги весны)
- Какое настроение передал композитор? (Весёлое, радостное, торжественное)
- Представьте, художник захотел нарисовать картину, услышав эту музыку. Как вы думаете, что на ней будет нарисовано? (Весенняя капель, прилёт птиц, таяние снега, проталины, солнечное небо, распускаются первые цветы-подснежники)
- Возьмите в руку воображаемую кисть, положите перед собой весенние краски – мы художники. Будем слушать, и смотреть видеоклип, и рисовать свои весенние рисунки – звуки музыки и весны.
Звучит видеоклип музыкального произведения «Подснежник» П.И. Чайковского, дети имитируют движения художника.
МУЗ. РУК. – Смотрите, как интересно быть художниками, изображающими звуки музыки и весны!
МУЗ. РУК. - Там, где живёт весна, кто ещё живёт в весенней музыке? (Ответы детей)
- Да, конечно, птицы, солнце, цветы, трава, облака, и у всех у них разные песенки.
- Подарите мне весёлую весеннюю песенку, которая называется «Кончается зима». Музыку к этой песне написала детский композитор Татьяна Попатенко. (Показ портрета композитора)
А, чтобы наши голоса зазвучали звонко, мы сначала распоёмся!
РАСПЕВКА «ЖУЧОК» (ноты - ст.гр. стр. 105)
«Зазвенел в траве жучок,
И кузнечик взял смычок.
Сколько музыки кругом,
Цвили-дили-дили-дон!
Цвили-три-ли-дон!»
МУЗ. РУК. – Хорошо, наши голоса разогрелись, и готовы к исполнению песни. Только не забывайте, что мы поём, не выкрикивая окончания, и стараемся правильно пропевать ритмический рисунок песни.
- Давайте вместе вспомним ритмический рисунок первой части куплета, а затем ритмический рисунок второй части куплета.
(Вместе с детьми без музыки прохлопывают ритмические рисунки)
Исполнение ПЕСНИ «КОНЧАЕТСЯ ЗИМА»
(сл. Н Найдёновой, муз. Т. Попатенко)
МУЗ. РУК. - Спасибо вам, ребята, порадовали меня весенней песенкой!
- А теперь я на вас подую, поколдую. И вы превратитесь в весенние ветерки. И все ветерки будут разные: один грустный, другой весёлый, третий очень озорной. Какой, каждый решит сам. А я потом отгадаю, кто каким ветерком был. А помогут вам быть ветерками султанчики, лёгкие шарфы и платки, косынки.
Дети берут разные предметы (шарфики, косынки, султанчики) и импровизируют под музыку, придумывая движения к «образу» ветерка.
МУЗ. РУК. - Спасибо вам, я увидела столько разных ветерков!
И это тоже краски музыки и весны – лёгкие мазки порывов ветерка, как кистью по холсту.
- А сейчас я хочу рассказать вам «Сказку про кота»
Я расскажу вам, каким он был и, что с ним приключилось.
А вас я попрошу, помочь мне рассказать эту сказку.
Слушайте внимательно: я буду менять силу голоса, а вы мне будете помогать игрой на музыкальных инструментах.
- Когда я буду тихо говорит, вам я предлагаю играть на маракасах,
а когда громко – на погремушках.
Своей игрой вы мне поможете передать тихий тембр голоса и громкий.
А также постарайтесь правильно проигрывать ритм сказки.
(Дети берут музыкальные инструменты)
МУЗ. РУК. - Подготовились? А теперь слушаем всю сказку:
(ТИХО) - Жил кот Василий. Ленивый был кот. (МАРАКАСЫ)
(ГРОМКО) - Острые зубы и толстый живот. (ПОГРЕМУШКИ)
(ТИХО) - Потом, очень тихо смеясь над котом, (МАРАКАСЫ)
Они ему хвост завязали бантом.
(ГРОМКО) - Василий проснулся, очень громко чихнул, (ПОГРЕМУШКИ)
(ТИХО) - Потом повернулся и снова заснул. (МАРАКАСЫ)
(ГРОМКО) - А мыши лентяю на спину забрались, (ПОГРЕМУШКИ)
До вечера громко над ним потешались! (автор Е. Королёва)
МУЗ. РУК. - Положите инструменты на место. (Воспитатель помогает)
- Выразительно рассказать сказку нам помогли сила голоса и звучание инструментов. Ведь каждый инструмент, да и голос человека имеют свою окраску – тембр – это тоже краска музыки.
А также мы старались передать ритмический рисунок стихотворения, чтобы звуки маракасов и погремушек нам не мешали, а помогали.
МУЗ. РУК. - Что вы слышите сейчас? (исполняю несколько звуков на фортепиано).
- Я сыграла вам несколько музыкальных звуков, но это ещё не музыка.
Чтобы получилась определённая музыка, нам нужен ритм.
Ритм – это долгие и короткие звуки, которые мы можем простучать или прохлопать. У каждой мелодии свой ритм, по ритму можно узнать мелодию. - Я сейчас прохлопаю ритмический рисунок, а вы постарайтесь узнать, какой это танец. (Ответы детей).
МУЗ. РУК. – Да, это ритм «Озорной польки»! Я вам сыграю, а вы сравните, правильно вы определили, или нет.
(Проигрываю начало «Озорной польки», муз. Н. Вересокина, дети прохлопывают ритм)
А сейчас, мальчики приглашайте девочек на танец, и вставайте парами по кругу. Но не забывайте, чтобы у нас всё получилось, нужно слушать музыку, правильно хлопками выполнять ритмический рисунок, и внимательно слушать, когда меняются музыкальные части (фразы).