Занятие № 10
Тема. Слово. Значение предметности, действия, признака.
Цель.
1. Закреплять знания детей о словах со значением предметности, действия,
признака.
2. Учить различать значения слов по этим признакам.
3. Развивать сознательное восприятие речи.
Коррекционно-образовательные задачи:
Закрепление и обобщение знаний детей по теме «Слово. Значение предметности, действия, признака».
Формирование навыка самостоятельной постановки вопросов: «кто?», «что?», «что делает?», «какой?», «какая?», «какое?».
Коррекционно-развивающие задачи:
Совершенствование психологической базы речи: слуховое, зрительное внимание и память.
Развитие сознательного восприятия речи.
Развитие мелкой моторики рук.
Формирование динамической организации двигательного акта.
Коррекция проявления СДВГ.
Совершенствование механизмов произвольной регуляции поведения и деятельности.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Пробуждение в детях эмоциональной отзывчивости – умение оказать помощь товарищу.
Совершенствование личностных качеств, навыков сотрудничества.
Воспитание навыков культуры поведения.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки по теме, флажки, мяч, фланелеграф, символы для графического диктанта.
I. Орг. момент.
Дети садятся в последовательности, указанной логопедом.
II. Постановка цели занятия.
1. Вспомним слова, которые обозначают предметы, действия, признаки.
2. Будем задавать вопросы и отвечать на них.
III. Повторение слов со значением предметности.
1. Какими бывают предметы? – Живыми и неживыми.
2. На доске картинки. Что не подходит? Почему?
- бабочка, петух, мяч, сова
Как мы спросим об этом предмете? – Что это?
Как мы спросим об остальных предметах? – Кто это?
3. Послушайте слова и скажите, какое слово не подходит? Почему?
- кот, дом, собака, воробей
- парта, доска, учитель, мел
4. Соревнование на флажок.
Дети, которые сидят в 1-ом ряду, придумают слова к вопросу «кто это?».
Дети, сидящие во 2-ом ряду, придумают слова к вопросу «что это?».
IV. Повторение слов со значением действия.
1. Отгадать загадки. Услышать и назвать слова-действия.
Зимой в берлоге отдыхает.
(Медведь)
И хозяйку охраняет.
(Собака)
Не пилоты, а летят,
Не змеи, а жалят.
(Осы)
Ребят проворных много в нём;
Там пишут и считают,
Рисуют и читают.
(Школа)
2. Ответить с помощью картинок одним словом на вопрос «что делает?»
- шьёт, вышивает, пришивает, прыгает, летит, бежит, сидит…
3. Самостоятельно задать вопрос и ответить на него одним словом.
Водящий со стола логопеда берёт карточку картинкой к себе.
Дети задают ему вопрос «что делает?».
Водящий отвечает на вопрос одним словом и показывает детям картинку.
Выходит следующий ребёнок, и упражнение повторяется.
- рубит, купает, стирает, поливает, кормит, одевает…
4. Определение количества и последовательности слов.
- бежит, летит, скачет
- чирикает, каркает, стрекочет
5. Придумать два слова-действия.
IV. Динамическая пауза. Игра с мячом.
«Кто как голос подаёт?» «Кто как передвигается?»
корова – мычит кошка – мяукает утка – крякает
лошадь – ржёт ворона – каркает лягушка – квакает
собака – лает голубь – воркует петух – кукарекает
змея – ползает машина – едет человек – идёт И т. п.
V. Повторение слов со значением признака.
1. Отгадать загадки. Услышать и назвать слова-признаки.
Кафтан зелёный, бархатный.
(Арбуз)
Какие слова-признаки помогли вам отгадать загадку?
Какие слова-признаки указывали на цвет арбуза (на его вкус)?
По деревьям скачет,
Потом орешки прячет.
(Белка)
Какая белка? Назвать слова-признаки из загадки.
Какие ещё можно подобрать слова-признаки к вопросу «какая?»
о белке? – проворная, ловкая, запасливая, трудолюбивая...
Подобно проводится работа с загадкой о полотенце.
Гладкое и мохнатое.
Всегда под рукою –
Что это такое?
(Полотенце)
2. Посмотреть на картинки.
Про что можно спросить «какой?» («какая?», «какое?»).
3. Придумать два слова-признака к вопросу (на флажок).
- помидор какой? – красный, круглый; спелый, сочный; большой, сладкий.
- Морковь какая? – длинная, оранжевая; сладкая, твёрдая; полезная, вкусная.
- Яблоко какое? – сладкое, вкусное; круглое, жёлтое; кислое, зелёное. И т.п.
VI. Графический диктант.
1. Дети слушают слова и обозначают их полоской цветной бумаги на
фланелеграфе.
- колючий, волк, крадётся, лес
- кот, молоко, пьёт, вкусное, пушистый
- большой, спелый, покупает, арбуз, мама
2. Подбор слов к графической цепочке.
VII. Итог занятия.
Встанет тот, кто придумает слово-предмет, слово-действие, слово-признак.
Оценка работы детей.