МОУ «Дровянинская СОШ»
конкурс «Мой лучший урок по ФГОС»
Конспект урока биологии в 5 классе
по теме «Строение клетки»
Учитель биологии: Щербакова О.В.
п. Дровяная 2016г
Данная разработка урока по теме «Строение клетки» составлена для УМК Пасечник В.В. в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. На данную тему отводится два часа.
На конкурс представлен первый урок по теме «Строение клетки»
Тема урока: Строение клетки.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Главная дидактическая цель: сформировать понятия об оболочке, цитоплазме, ядре, вакуолях; продолжить формирование умения работать с микроскопом; научить учащихся готовить микропрепарат кожицы лука, находить основные части клетки на микропрепарате и таблице, схематически изображать строение клетки.
Планируемые результаты обучения
Предметные: учащиеся имеют начальное представление о строении клетки; приобрели навык готовить микропрепарат кожицы лука, умеют рассмотреть его в микроскоп и схематически изобразить строение клетки в тетради.
Метапредметные:
- регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
- коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе информацию;
- слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи.
- познавательные: - работать с учебником;
- находить отличия;
- составлять схемы-опоры;
- работать с информационными текстами;
- объяснять значения новых слов;
- сравнивать и выделять признаки;
- уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Личностные: формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
- Продолжить формирование умения работать с учебником.
- Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.
- Продолжить формирование навыков использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Коммуникативные УУД
- Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
- Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
- Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД
- Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
- Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
3. Продолжить формирование умения определять критерии изучения строения клетки.
4. Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
5. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
6. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные УУД
- Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
- Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.
- Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
- Оценивать собственный вклад в работу группы.
Формы работы: фронтальная, групповая, в парах
Методы: частично – поисковый, иллюстративный.
Информационно - технологические ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, таблицы «Строение клетки», «Устройство увеличительных приборов», лук - репка, микролаборатория, компютер, мультимедийное оборудование, ЭОР (Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Электронное приложение. – М.: Дрофа,2013).
Основные понятия урока: клетка, клеточная мембрана, клеточная оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли.
Деятельность учащихся: приготовление микропрепарата и изучение его под микроскопом, схематическое изображение строения клетки в тетради, обсуждение результатов работы.
Ход урока
Мотивация
Учитель: Добрый день, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.
Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами.
Теперь прослушайте отрывок из стихотворения. О чем говорится в нем?
Загляните на часок
В нашу клетку-теремок,
В цитоплазме там и тут
Органоиды живут.
Там такое происходит -
Цитоплазма кругом ходит,
Помогает то движенье
В клетке чудным превращеньям.
Их не видел Левенгук,
Удивился б Роберт Гук.
- Из чего состоят все живые организмы? (из клеток).
- Кто изобрел световой микроскоп? (Антони ван Левенгук)
- Так какова же тема сегодняшнего урока? (версии детей)
Учитель: Итак, тема нашего урока «Строение клетки».
(Учитель записывает проговоренную тему на доске, а дети в тетрадях)
Учитель: А теперь давайте попробуем определить задачи нашего урока
(Учитель записывает предложенные детьми версии на доске)
Активизация опорных знаний
Учитель: С помощью чего мы сможем узнать строение клетки?
(с помощью микроскопа)
Давайте с вами вспомним строение микроскопа
(дети показывают на объекте)
Каковы правила работе с микроскопом? (ответы детей)
Изучение нового материала
- Строение клетки (Рассказ учителя о строении клетки кожицы лука по таблице. Отрабатываются понятия: «клеточная мембрана», «клеточная оболочка», «поры», «цитоплазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоль», «клеточный сок», «пигменты – красящие вещества»).
Работа в группах:
ЗАДАНИЕ ДЛЯ 1 ГРУППЫ: прочитайте текст в учебнике на странице 34-36 и заполните таблицу «Органоиды клетки и их функции»
ЗАДАНИЕ ДЛЯ 2 ГРУППЫ: изучите строение растительной клетки в интерактивном режиме (работа с электронным приложение - приложение 1). Для этого наведите мышкой курсор на название каждого из элементов её строения и кликните мышкой. Прочитайте характеристику органоида и заполните таблицу «Органоиды клетки и их функции».
Органоиды клетки и их функции
Название органоидов
Значение органоидов
Оболочка
Защищает содержимое клетки от окружающей среды, содержит целлюлозу.
Мембрана
Регулирует поступление веществ из окружающей среды в клетку и из клетки в окружающую её среду
Ядро
Регулирует процессы жизнедеятельности клетки и содержит наследственную информацию
Вакуоль
Содержит клеточный сок
Цитоплазма
Постоянно движется и участвует в переносе веществ в клетке
Физминутка
«Отдых наш - физкультминутка,
Занимай свои места.
Раз присели, два - привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали
Ванькой - встанькой словно стали,
А потом пустились вскачь,
Словно мой упругий мяч.
1риготовление микропрепарата кожицы чешуи лука. (Объяснение учителя и демонстрация последовательности действий в приготовлении микропрепарата).
- Изучение рисунка 18 учебника и выполнение задания 24 в рабочей тетради. (Приложение 2)
- Лабораторная работа «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом». (Работа выполняется по инструктивной карточке на странице 36 учебника и оформляется в рабочей тетради – задание 25. (Приложение 3)
Систематизация и обобщение знаний
(работа в парах: учащиеся выполняют различные задания по электронному приложению и оценивают друг друга (Приложение 4)
Рефлексия
Учитель обращает внимание учащихся на доску, где в начале урока были сформулированы задачи урока:
- Каковы были наши задачи перед занятием и на сколько удалось их реализовать?
- Назовите трудности, с которыми вы столкнулись на уроке.
- Каким образом вы преодолевали эти трудности?
- Чему вы научились сегодня на уроке?
- Что вам удалось больше всего при изучении темы?
- Что не получилось и почему?
Домашнее задание
Всем: §7 до стр.37, вопросы 1-3 стр. 38.
Творческий уровень: создать макет клетки или сочинить сказку про клетку (по выбору учащихся).
Подведение итогов урока
Стихотворение «Клетки»
Клетка - жизни всей основа!
Повторять мы будем снова!
Только есть одна беда:
Не удастся никогда
Нам увидеть клетку глазом.
А хотелось бы всё сразу
Рассмотреть и разобрать,
Клетку перерисовать!
Ведь из клетки состоят:
Морж, медведь, петух и кит.
Дуб, сосна, собака, кошка,
Да и гриб на тонкой ножке!
Многоклеточные мы:
И поэтому должны
Клетки мышц мы упражнять,
Клетки мозга развивать.
Обеспечат эти клетки
Нам хорошие отметки!