Цели: открыть особенности нового жанра – миф; выяснить роль мифов в общей культуре человека; организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению знаний в области античной художественной литературы, воспитывать умение работать в группе.
Планируемые результаты:
Предметные:
• познакомить учащихся с мифами;
• развить навыки выразительного чтения, умение размышлять над прочитанным текстом и отвечать на вопросы;
• находить ответы на поставленные вопросы словами текста;
• давать характеристики героям произведения, делать выводы, аргументировать своё мнение.
Личностные:
• умение слышать и слушать друг друга;
• развитие «Я-концепции» и самооценки личности (формирование самоидентификация, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия);
• формирование границ собственного «знания» и «незнания»;
• ориентация на выполнения моральных норм;
• оценка поступков.
Метапредметные.
Познавательные УУД:
1) Общеучебные:
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
• поиск и выделение необходимой информации;
• структуирование знаний;
• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
смысловое чтение, извлечение необходимой информации, свободная ориентация и восприятие художественного текста;
2) Логические универсальные действия:
• формируем умение представлять информацию в виде схемы;
• анализ персонажей и их точек зрения, сравнение с целью выделения признаков;
• построение логической цепи рассуждений;
Коммуникативные УУД:
• формирование умений работать в группах;
• умение высказывать своё мнение и прислушиваться к мнению других, дополнять мнение товарищей, сотрудничать со сверстниками;
Регулятивные УУД:
• формировать умение определять цель деятельности на уроке;
• принимать и сохранять учебную задачу;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• адекватно воспринимать оценку учителя;
• формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» Л.А. Ефросининой 2 часть, 4 класс, рабочая тетрадь № 1, мультимедийная презентация., схема-кластер.
Ход урока
Оргмомент.
Мотивация.
На слайде запись «Дедал и Икар»
Ах, мифы, мифы! Им начало,
Конечно ж, положил НАРОД!
Потом МОЛВА их обтесала,
Перенося из РОДА в РОД.
Они рождались из тревоги,
Из горя, бедствий, катастроф,
Из тех загадочных миров,
Что землю окружали вновь!
- Какие мысли появились?
III. Актуализации опорных знаний и постановки учебной проблемы/
- Какие задачи мы будем решать на сегодняшний урок?
Что такое миф с точки зрения литературы;
Выяснить чему учит миф;
Выяснить значение мифов для общечеловеческой культуры.
-Ребята, а почему в современном мире мы до сих пор изучаем мифы?
-Что вызывает интерес? (история наших предков, происхождение мира, человека, явлений природы, жизнь и события древних………)
-Что мы должны сегодня извлечь из мифов? ( доказать, что мифы учат нас, содержат полезную информацию, выяснить, что пытались объяснить древние о жизни человека на земле, о его месте в окружающем мире)
- Мы сегодня будем работать с древнегреческим мифом «Дедал и Икар». Читать его мы будем с «остановками», постоянно «отгадывая», что же будет дальше.
-Пред чтением проведем словарную работу.
Афины – город-государство в Аттике, которое с V века до н.э. играло наряду со Спартой ведущую роль в истории Древней Греции.
Акрополь – скалистый холм высотой 156 метров над уровнем моря находится в центре котловины Аттики. Крутой с трех сторон, он имеет подъем на вершину только с западной стороны.
Остров Крит – самый большой греческий остров, пятый по величине остров в Средиземном море.
(на слайде иллюстрация древнего изображения и современного)
Чтение текста учителем.
1 часть - учебник с. 142 закончить 1 абзацем.
- Что произошло дальше?
2 часть - учебник с. 143 закончить 7 абзацем.
Могла ли эта попытка увенчаться успехом? Почему?
3 часть – учебник с. 144 до первого абзаца.
Каким хочется видеть финал мифа?
Интересно ли было читать миф? Чему удивлялись?
IV. Первичное закрепление.
- Где жил Дедал?
- Что он высекал из мрамора?
-Чему он научил людей?
-Кто помогал Дедалу?
- Что с ним случилось?
-Что пришлось делать Дедалу?
-Куда он добрался?
- Что выстроил мастер для критского царя?
-Выполним задание 2 в тетради на странице 83.
- Был ли Дедал свободным на острове?
- О чем он стал мечтать?
- Что предпринял мастер, чтобы осуществить свою мечту?
Работа в группах. Составление кластера.
Кем был Дедал? Что он изобрел?
VI. Самостоятельная работа.
Составить кластер на тему "Дедал"
- Для кого он делал крылья?
- Как Дедал учил сына?
- Что подумали пастухи и рыбаки, увидев, как мастер с сыном улетели?
- В какое время суток герои оказались над морем?
- Нравился ли Икару полет?
- Что случилось с юношей?
- Какие чувства овладели Дедалом, когда не увидел он в синеве неба
летящего сына? Какие строки говорят, что Дедал очень любил своего сына?
VI. Введение нового знания в систему знаний.
- Почему люди запомнили полет Икара? Как об этом написано в мифе?
- Как вы думаете, была ли смерть Икара напрасной, бесполезной?
- Какие мечты древних греков подтверждает этот миф?
(Уже в глубокой древности люди думали о том, как научиться передвигаться не только по суше и воде, но и по воздуху).
Я предлагаю вам составить синквейн. Тема– миф. Напоминаю вам правила составления синквейна.
Первая строка - тема синквейна (одно имя существительное в начальной форме).
Вторая строка - характерные признаки предмета (два имени прилагательных).
Третья строка - характерные действия или состояния предмета (три глагола).
Четвёртая строка - что автор думает? (Фраза из четырёх слов).
Пятая строка - новое звучание темы (синоним) или ассоциация.
VII. Домашнее задание предлагается двух вариантов.
Составить инструкцию пользования крыльями.
Написать письмо Дедалу.
VIII. Рефлексия.
- Давайте вернемся к задачам, поставленным в начале урока. Удалось ли нам решить эти задачи?
Что же такое миф с точки зрения литературы?
Чему научил древнегреческий миф «Дедал и Икар»?
Какое значение имеют мифы для общечеловеческой культуры?
У вас на партах лежат таблички. В ней три столбика и цифры 1, 2, 3. Мы с вами сейчас должны оценить, как мы справились с поставленными задачами.
Если, прочитав задачу, вы можете сказать себе:
«Знаю хорошо» - поставьте в табличке ! (восклицательный знак);
«Имею представление» - знак «+»;
«Остались вопросы» - знак «?».
- Покажите мне ваши таблички. Молодцы!
- Я благодарю вас за урок. Встретимся на внеурочном занятии.