kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературного чтения, древнегреческий миф "Дедал и Икар"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: открыть особенности нового жанра – миф; выяснить роль мифов в общей культуре человека; организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению знаний в области античной художественной литературы, воспитывать умение работать в группе.

Планируемые результаты:

Предметные: 

• познакомить учащихся с мифами; 

• развить навыки выразительного чтения, умение размышлять над прочитанным текстом и отвечать на вопросы; 

• находить ответы на поставленные вопросы словами текста; 

• давать характеристики героям произведения, делать выводы, аргументировать своё мнение. 

Личностные: 

• умение слышать и слушать друг друга; 

• развитие «Я-концепции» и самооценки личности (формирование самоидентификация, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия); 

• формирование границ собственного «знания» и «незнания»; 

• ориентация на выполнения моральных норм; 

• оценка поступков. 

Метапредметные. 

Познавательные УУД: 

1) Общеучебные: 

• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; 

• поиск и выделение необходимой информации; 

• структуирование знаний; 

• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; 

смысловое чтение, извлечение необходимой информации, свободная ориентация и восприятие художественного текста; 

2) Логические универсальные действия: 

• формируем умение представлять информацию в виде схемы; 

• анализ персонажей и их точек зрения, сравнение с целью выделения признаков; 

• построение логической цепи рассуждений; 

Коммуникативные УУД: 

• формирование умений работать в группах; 

• умение высказывать своё мнение и прислушиваться к мнению других, дополнять мнение товарищей, сотрудничать со сверстниками; 

Регулятивные УУД: 

• формировать умение определять цель деятельности на уроке; 

• принимать и сохранять учебную задачу; 

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; 

• адекватно воспринимать оценку учителя; 

• формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. 

Оборудование: учебник «Литературное чтение» Л.А. Ефросининой 2 часть, 4 класс, рабочая тетрадь № 1, мультимедийная презентация., схема-кластер.

Ход урока

Оргмомент.

Мотивация.

На слайде запись «Дедал и Икар»

Ах, мифы, мифы! Им начало,

Конечно ж, положил НАРОД!

Потом МОЛВА их обтесала, 

Перенося из РОДА в РОД.

Они рождались из тревоги,

Из горя, бедствий, катастроф,

Из тех загадочных миров,

Что землю окружали вновь!

- Какие мысли появились?

III. Актуализации опорных знаний и постановки учебной проблемы/

- Какие задачи мы будем решать на сегодняшний урок?

Что такое миф с точки зрения литературы;

Выяснить чему учит миф;

Выяснить значение мифов для общечеловеческой культуры.

-Ребята, а почему в современном мире мы до сих пор  изучаем мифы?

-Что вызывает интерес? (история наших предков, происхождение мира, человека, явлений природы, жизнь и события древних………)

-Что мы должны сегодня извлечь из мифов? ( доказать, что мифы учат нас, содержат полезную информацию, выяснить, что пытались объяснить древние о жизни человека на земле, о его месте в окружающем мире)

- Мы сегодня будем работать с древнегреческим мифом «Дедал и Икар». Читать его мы будем с «остановками», постоянно «отгадывая», что же будет дальше.

-Пред чтением проведем словарную работу.

Афины  – город-государство в Аттике, которое с V века до н.э. играло наряду со Спартой ведущую роль в истории Древней Греции. 

Акрополь – скалистый холм высотой 156 метров над уровнем моря находится в центре котловины Аттики. Крутой с трех сторон, он имеет подъем на вершину только с западной стороны.

Остров Крит  –  самый большой греческий остров, пятый по величине остров в Средиземном море. 

(на слайде иллюстрация древнего изображения и современного)

Чтение текста учителем.    

1 часть - учебник с. 142 закончить 1 абзацем.

- Что произошло дальше?

2 часть - учебник  с. 143 закончить 7 абзацем.

Могла ли эта попытка увенчаться успехом? Почему?

3 часть – учебник с. 144  до первого абзаца.

Каким хочется видеть финал мифа?

Интересно ли было читать миф? Чему удивлялись?

IV. Первичное закрепление.

 - Где жил Дедал?

 - Что он высекал из мрамора?

 -Чему он научил людей?

 -Кто помогал Дедалу?

 - Что с ним случилось?

 -Что пришлось делать Дедалу?

 -Куда он добрался?

 - Что выстроил мастер для критского царя?

-Выполним задание 2 в тетради на странице 83.

 - Был ли Дедал свободным на острове?

 - О чем он стал мечтать?

 - Что предпринял мастер, чтобы осуществить свою мечту?

Работа в группах. Составление кластера.

Кем был Дедал? Что он изобрел?

VI. Самостоятельная работа.

Составить кластер на тему "Дедал"

 - Для кого он делал крылья?

 - Как Дедал  учил сына?

- Что подумали пастухи и рыбаки, увидев, как мастер с сыном улетели?

 - В какое время суток герои оказались над морем?

 - Нравился ли Икару полет?

 - Что случилось с юношей?

 - Какие чувства овладели Дедалом, когда не увидел он в синеве неба            

   летящего сына? Какие строки говорят, что Дедал очень любил своего сына?

VI.  Введение нового знания в систему знаний.

 - Почему люди запомнили полет Икара? Как об этом написано в мифе?

 - Как вы думаете, была ли смерть Икара напрасной,   бесполезной?

- Какие мечты древних греков подтверждает этот миф?

  (Уже в глубокой древности люди думали о том, как научиться передвигаться не только по суше и воде, но и по воздуху).

Я предлагаю вам составить синквейн. Тема– миф. Напоминаю вам правила составления синквейна.

Первая строка - тема синквейна (одно имя существительное в начальной форме).

 Вторая строка - характерные признаки предмета (два имени прилагательных).

 Третья строка - характерные действия или состояния предмета (три глагола).

 Четвёртая строка - что автор думает? (Фраза из четырёх слов).

  Пятая строка - новое звучание темы (синоним) или ассоциация.

VII. Домашнее задание предлагается двух вариантов.

Составить инструкцию пользования крыльями.

Написать письмо Дедалу.

VIII. Рефлексия.

- Давайте вернемся к задачам, поставленным в начале урока. Удалось ли нам решить эти задачи?

Что же такое миф с точки зрения литературы?

Чему научил древнегреческий миф «Дедал и Икар»?

Какое  значение имеют мифы для общечеловеческой культуры?

У вас на партах лежат таблички. В ней три столбика и цифры 1, 2, 3. Мы с вами сейчас должны оценить, как мы справились с поставленными задачами.

Если, прочитав задачу, вы можете сказать себе:

«Знаю хорошо» - поставьте в табличке ! (восклицательный знак);

«Имею представление» - знак «+»;

«Остались вопросы» - знак «?».

- Покажите мне ваши таблички. Молодцы!

- Я благодарю вас за урок. Встретимся на внеурочном занятии.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения, древнегреческий миф "Дедал и Икар" »

Урок литературного чтения в 4 классе

Древнегреческий миф «Дедал и Икар»

Цели: открыть особенности нового жанра – миф; выяснить роль мифов в общей культуре человека; организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению знаний в области античной художественной литературы, воспитывать умение работать в группе.

Планируемые результаты:

Предметные: 
• познакомить учащихся с мифами; 
• развить навыки выразительного чтения, умение размышлять над прочитанным текстом и отвечать на вопросы; 
• находить ответы на поставленные вопросы словами текста; 
• давать характеристики героям произведения, делать выводы, аргументировать своё мнение. 
Личностные: 
• умение слышать и слушать друг друга; 
• развитие «Я-концепции» и самооценки личности (формирование самоидентификация, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия); 
• формирование границ собственного «знания» и «незнания»; 
• ориентация на выполнения моральных норм; 
• оценка поступков. 
Метапредметные. 
Познавательные УУД: 
1) Общеучебные: 
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; 
• поиск и выделение необходимой информации; 
• структуирование знаний; 
• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; 
смысловое чтение, извлечение необходимой информации, свободная ориентация и восприятие художественного текста; 
2) Логические универсальные действия: 
• формируем умение представлять информацию в виде схемы; 
• анализ персонажей и их точек зрения, сравнение с целью выделения признаков; 
• построение логической цепи рассуждений; 
Коммуникативные УУД: 
• формирование умений работать в группах; 
• умение высказывать своё мнение и прислушиваться к мнению других, дополнять мнение товарищей, сотрудничать со сверстниками; 
Регулятивные УУД: 
• формировать умение определять цель деятельности на уроке; 
• принимать и сохранять учебную задачу; 
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; 
• адекватно воспринимать оценку учителя; 
• формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. 
Оборудование: учебник «Литературное чтение» Л.А. Ефросининой, часть2, 4 класс, рабочая тетрадь № 1, мультимедийная презентация, схема-кластер.

Ход урока

  1. Оргмомент.

  2. Мотивация.

На слайде запись «Дедал и Икар»

Ах, мифы, мифы! Им начало,
Конечно ж, положил НАРОД!
Потом МОЛВА их обтесала, 
Перенося из РОДА в РОД.

Они рождались из тревоги,
Из горя, бедствий, катастроф,
Из тех загадочных миров,
Что землю окружали вновь!

- Какие мысли появились?

III. Актуализации опорных знаний и постановки учебной проблемы/

- Какие задачи мы будем решать на сегодняшний урок?

  • Что такое миф с точки зрения литературы;

  • Выяснить чему учит миф;

  • Выяснить значение мифов для общечеловеческой культуры.

(на слайде)

-Ребята, а почему в современном мире мы до сих пор изучаем мифы?

-Что вызывает интерес? (история наших предков, происхождение мира, человека, явлений природы, жизнь и события древних………)

-Что мы должны сегодня извлечь из мифов? ( доказать, что мифы учат нас, содержат полезную информацию, выяснить, что пытались объяснить древние о жизни человека на земле, о его месте в окружающем мире)

- Мы сегодня будем работать с древнегреческим мифом «Дедал и Икар». Читать его мы будем с «остановками», постоянно «отгадывая», что же будет дальше.

-Пред чтением проведем словарную работу.

Афины – город-государство в Аттике, которое с V века до н.э. играло наряду со Спартой ведущую роль в истории Древней Греции. 

Акрополь – скалистый холм высотой 156 метров над уровнем моря находится в центре котловины Аттики. Крутой с трех сторон, он имеет подъем на вершину только с западной стороны.

Остров Крит –  самый большой греческий остров, пятый по величине остров в Средиземном море. 

(на слайде иллюстрация древнего изображения и современного)

Чтение текста учителем.

1 часть - учебник с. 142 закончить 1 абзацем.

- Что произошло дальше?

2 часть - учебник с. 143 закончить 7 абзацем.

Могла ли эта попытка увенчаться успехом? Почему?

3 часть – учебник с. 144 до первого абзаца.

Каким хочется видеть финал мифа?

Интересно ли было читать миф? Чему удивлялись?

IV. Первичное закрепление.

- Где жил Дедал?

- Что он высекал из мрамора?

-Чему он научил людей?

-Кто помогал Дедалу?

- Что с ним случилось?

-Что пришлось делать Дедалу?

-Куда он добрался?

- Что выстроил мастер для критского царя?

-Выполним задание 2 в тетради на странице 83.

- Был ли Дедал свободным на острове?

- О чем он стал мечтать?

- Что предпринял мастер, чтобы осуществить свою мечту?

Работа в группах. Составление кластера.

Кем был Дедал? Что он изобрел?

VI. Самостоятельная работа.

















- Для кого он делал крылья?

- Как Дедал учил сына?

- Что подумали пастухи и рыбаки, увидев, как мастер с сыном улетели?

- В какое время суток герои оказались над морем?

- Нравился ли Икару полет?

- Что случилось с юношей?

- Какие чувства овладели Дедалом, когда не увидел он в синеве неба

летящего сына? Какие строки говорят, что Дедал очень любил своего сына?

VI. Введение нового знания в систему знаний.

- Почему люди запомнили полет Икара? Как об этом написано в мифе?

- Как вы думаете, была ли смерть Икара напрасной, бесполезной?

- Какие мечты древних греков подтверждает этот миф?

(Уже в глубокой древности люди думали о том, как научиться передвигаться не только по суше и воде, но и по воздуху).

Я предлагаю вам составить синквейн. Тема– миф. Напоминаю вам правила составления синквейна.

Первая строка - тема синквейна (одно имя существительное в начальной форме).

 Вторая строка - характерные признаки предмета (два имени прилагательных).

 Третья строка - характерные действия или состояния предмета (три глагола).

 Четвёртая строка - что автор думает? (Фраза из четырёх слов).

Пятая строка - новое звучание темы (синоним) или ассоциация.

VII. Домашнее задание предлагается двух вариантов.

  1. Составить инструкцию пользования крыльями.

  2. Написать письмо Дедалу.

VIII. Рефлексия.

- Давайте вернемся к задачам, поставленным в начале урока. Удалось ли нам решить эти задачи?

  • Что же такое миф с точки зрения литературы?

  • Чему научил древнегреческий миф «Дедал и Икар»?

  • Какое значение имеют мифы для общечеловеческой культуры?

У вас на партах лежат таблички. В ней три столбика и цифры 1, 2, 3. Мы с вами сейчас должны оценить, как мы справились с поставленными задачами.

Если, прочитав задачу, вы можете сказать себе:

«Знаю хорошо» - поставьте в табличке ! (восклицательный знак);

«Имею представление» - знак «+»;

«Остались вопросы» - знак «?».


Например:


1

2

3

+

!

!


- Покажите мне ваши таблички. Молодцы!

- Я благодарю вас за урок. Встретимся на внеурочном занятии.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока литературного чтения, древнегреческий миф "Дедал и Икар"

Автор: Орлова Анжелика Николаевна

Дата: 21.06.2014

Номер свидетельства: 107641

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства